Модуль 3. Примеры ситуационных заданий по общепрофессиональным и профильным дисциплинам
1. Предложите мероприятия по охране окружающей среды при освоении алмазного месторождения в Архангельской области. Исходные данные по основным элементам природно-техногенной системы включают в себя следующие объекты: карьер, обогатительная фабрика; хвостохранилище; водоем-отстойник; извлекательный цех; энергоцентр, автохозяйство; жилой поселок; буферная лесозащитная зона.
2. При рассмотрении планов реконструкции парка, в котором произрастало много старых лип, сосен и тополей, посаженных в 20-30-е гг. XX века, было предложено значительно обновить возрастной состав деревьев за счет выборочного удаления старых и подсадки новых. Экологи выступили против таких планов. Они дали согласие только на удаление части семидесятилетних тополей. Чем руководствовались экологи? Какие аргументы были приведены?
3. Опишите схему экспертизы воздействия комбината «Печенганикель» на окружающую среду Кольского Заполярья. Исходные данные: добыча руды осуществляется открытым способом; транспортируется автомобильным и железнодорожным транспортом; обогащение флотацией; очищенные воды сбрасывают в рыбо-хозяйственный водоем; также осуществляется выплавка металла; местоположение комбината – северная тайга на пределе ареала; трансграничное воздействие на Норвегию и Финляндию.
4. Вам необходимо лимитировать потоки лыжников в лесопарке и не допускать их в зону покоя. Как Вы это сделаете:
- выставите аншлаги, соответствующие знаки и будете собирать штрафы;
- повалите на просеках деревья и между ними посадите густые быстрорастущие кустарники, при прокладке лыжни другими лицами вы будете ее перепахивать;
- сами проложите трассы по просекам, отведенным для лыжни, выявите лиц, которые обычно прокладывают трассы, проведете с ними работу; часть просек перекроете поваленными деревьями?
5. Составьте план оценки воздействия на окружающую среду гидроэлектростанции: выделите объекты и факторы воздействия, предложите методы оценки воздействия, постпроектные природоохранные мероприятия.
6. Необходимо было провести расширение улицы. Для этого необходимо было спилить аллею старых кленов (клен ясенелистный). Данные планы вызвали резкий резонанс среди жителей улицы, они вышли на пикетирование. Что предприняли экологи, как они обосновали необходимость работ:
- организовали митинг, разъяснили задачи;
- изучили мнения людей, устроили их встречу с руководителями города, объяснили значение работ, привели цифры гибели людей из-за дорожных аварий;
- изучили мнения людей, провели митинг, разослали всем жителям информацию о ситуации на дорогах города, устроили встречу с руководством, объяснили суть планов?
7. Составьте план оценки воздействия на окружающую среду предприятия по добыче угля шахтным способом: выделите объекты и факторы воздействия, предложите методы оценки воздействия, постпроектные природоохранные мероприятия.
8. Около автодороги высок уровень шума. Как его снизить? Выберите вариант решения проблемы, объясните свой выбор:
- ограничить скорость движения, лимитировать проезд;
- лимитировать проезд большегрузному транспорту;
- создать вокруг дороги зеленые полосы из берез, снизить скорость;
- создать защитные зеленые полосы из густых кустарников, ив; ограничить скорость.
9. На одном из перекрестков степень загазованности была значительно повышена. Экологи, проанализировав обстановку, предложили создать многоуровневый разъезд. Чем они руководствовались?
10. В городе N. экологи потребовали разработать проект развития троллейбусного движения. Администрация свое несогласие обосновывала тем обстоятельством, что эксплуатационные затраты на троллейбус очень высоки. Как бы Вы возразили администрации? Какие экономические факторы следует учитывать при анализе экономичности видов транспорта?
11. В ходе благоустройства одного из излюбленных и часто посещаемых мест в лесопарке разместили киоски, различные «малые архитектурные формы». Посещаемость резко снизилась. Какой фактор не учли при проектировании?
12. При проектировании одного из культовых учреждений проектанты настаивали на размещении его в центре небольшой площади, на которой происходит развязка двух главных магистралей города. Экологи возражали. Почему?
13. Необходимо сохранить уникальные сообщества южных степных растений на известковых склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Склоны сильно разрушены вследствие перевыпаса домашнего скота. Только в глубоких оврагах сохранились остатки дубрав и лесной растительности. Кое-где на склонах встречаются заросли караганы. Выберите вариант решения проблемы, объясните свой выбор, поясните несостоятельность остальных вариантов решения проблемы:
- Объявить склоны памятниками природы. Ограничить хозяйственную деятельность около склона. Склон изолировать от скота путем ограждения.
- Объявить склоны памятниками природы. Ограничить хозяйственную деятельность путем лимитирования выпаса, расширения пастбищ на богарных землях и сокращения численности скота.
- Объявить склоны памятниками природы. Ограничить хозяйственную деятельность путем лимитирования выпаса скота на склонах и ограждения оврагов. Организовать выпас малочисленными гуртами, для чего предусмотреть выделение средств из экологического фонда.
- Объявить склоны памятниками природы. Организовать серию фильмов, выступлений об их ценности среди местного населения. Запретить выпас скота. Выделить деньги на возмещение убытков местному населению.
14. По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона было категорически против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы. Выводы этой экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными. Несмотря на это, строительство объекта началось. Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка. Какое решение должен принять суд?
15. Рассмотрите схему. Объясните, почему экологи рекомендовали произвести посадку деревьев группами.
16. Какие газы будут накапливаться в помещениях, если здание построено на месте старой животноводческой фермы? Какие последствия могут произойти в результате этого?
17. Составьте план проведения лихеноиндикационного исследования в г. Мурманске: выберите территорию для проведения исследования, предложите план маршрутного исследования, обозначьте необходимое оборудование и материалы.
18. Составьте план проведения биоиндикационных исследований с использованием высших растений в г. Мурманске: выберите территорию для проведения исследования, выберите растения-биоиндикаторы, предложите план исследования, обозначьте необходимое оборудование и материалы.
19. Составьте план проведения биоиндикационных исследований с использованием хвойных растений в г. Мурманске: выберите территорию для проведения исследования, выберите растения-биоиндикаторы, предложите план исследования, обозначьте необходимое оборудование и материалы.
20. Предложите практические задания для дошкольников, направленные на формирование экологического сознания личности.
21. Разработайте план беседы с обучающимися 5-6 классов по теме «Сохраним природу вместе».
22. Разработайте конспект внеклассного занятия для школьников по теме «Пищевые цепи»: выберите форму проведения занятия, сформулируйте цели и задачи, составьте план проведения занятия. Среди учеников какого класса Вы бы провели данное занятие?
23. Проанализировав таблицу, определите более и менее теплолюбивых насекомых, а также возможные меры борьбы с вредителями продуктов питания.
п/п | Название вида | Сумма тепла, необходимая для развития разных видов насекомых |
1. | Платяная моль | 893,0 |
2. | Капустная моль | 377,0 |
3. | Луговой мотылек | 450,0 |
4. | Озимая совка | 100,0 |
5. | Шелкопряд-монагиенка | 1240,0 |
6. | Рисовый долгоносик | 358,0 |
7. | Плодовая муха | 250,0 |
24. Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты или их деятельность слабо выражена? Приведите примеры таких систем.
25. Предложите способ решения экологической ситуации: В водоеме наблюдается цветение воды. Определить возможные причины и последствия данного явления.
26. Предложите способ решения экологической ситуации: На берегу реки находится животноводческий комплекс. Какие экологические проблемы могут возникнуть и как их предотвратить?
27. Предложите способ решения экологической ситуации: После добычи бурого угля остались отвалы, содержащие пирит, который, окисляясь, превращается в серную кислоту. Как проводят рекультивацию таких земель?
28. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки Оки, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота (IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести? Приведите необходимые уравнения химических реакций.
29. Составьте план изучения растительных ассоциаций. Какое оборудование Вам потребуется. Какие расчеты и действия Вы будете проводить для достижения результата?
30. Разработайте план проведения эксперимента. Укажите вид эксперимента, необходимое оборудование, временные рамки, схему эксперимента.
Вопросы к государственному экзамену
1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клеток.
2. Размножение, типы размножения живых организмов. Основные закономерности наследственности и изменчивости.
3. Эволюция живого. Учение Ч. Дарвина. Правила эволюции. Синтетическая теория эволюции. Развитие органического мира. Возникновение жизни на Земле.
4. Строение и свойства Земли. Методы изучения земных недр. Геологическая история Земли и ее возраст.
5. Геологическая деятельность факторов внешней динамики Земли (экзогенные факторы).
6. Геологическая деятельность факторов внутренней динамики Земли (эндогенные факторы).
7. Периодический закон географической зональности и его геофизическая сущность.
8. Основные характеристики Земли. Роль орбитального движения вокруг Солнца, суточного вращения и циклов солнечной активности в ритмике природных процессов и явлений.
9. Классификация природных ресурсов. Проблема исчерпаемости природных ресурсов.
10. Выветривание и почвообразование. Факторы почвообразования. Характеристика основных почвообразовательных процессов.
11. Строение и структура почвы. Основные свойства и режимы почв.
12. Основные типы почв и их географическое распределение.
13. Виды ГИС по содержанию и масштабу. Сферы применения геоинформационных систем. Электронные карты и атласы.
14. Представление пространственной экологической информации в ЭВМ. Векторное и растровое представление объектов. Дистанционное зондирование земной поверхности.
15. Экологические факторы, их классификации, механизмы воздействия. Лимитирующий фактор. Законы Либиха, Шелфорда. Зоны толерантности. Преферендум. Основные типы морфофизиологических приспособлений организмов; правило двух уровней адаптаций. Экологическая валентность. Стено- и эврибионты, их примеры. Основные экологические факторы: температура, свет, влажность и осадки, соленость и др. Адаптации животных и растений к их действию. Правила Аллена, Бергмана, Глогера, Расса.
16. Понятие о биотических факторах. Типы взаимодействия между популяциями. Концепция экологической ниши. Принцип конкурентного исключения Гаузе. Отношения хищник-жертва. Эволюционные последствия хищничества. Понятие симбиоза. Мутуализм.
17. Понятие биоценоза, сообщества. Видовое богатство и разнообразие. Индексы видового разнообразия. Понятие экотона. Вертикальная структура биоценоза. Мозаичность. Временная структура биоценоза. Виды сукцессий.
18. Свойства воздуха. Строение и общая циркуляция атмосферы.
19. Состав и строение гидросферы. Основные гидрологические характеристики вод океанов и суши. Основные проблемы качества воды.
20. Понятие о границах, структуре и компонентах биосферы согласно учению В.И. Вернадского и в соответствии с современными взглядами. Функции живого вещества биосферы.
21. Геохимические барьеры. Их роль в процессах транспортировки и концентрации веществ в биосфере. Основные формы нахождения химических элементов в биосфере.
22. Устойчивость и гомеостаз биосферы. Механизмы регуляции гомеостаза. Факторы, обеспечивающие устойчивость биосферы.
23. Возможность сопряженной эволюции биосферы и цивилизации. Представления о ноосфере. Признаки ноосферы в современном мире.
24. Общие закономерности территориальной физико-географической дифференциации. Ландшафты и геосистемы локального уровня. Ландшафтное обоснование рационального природопользовании.
25. Функционирование ландшафта. Круговороты в ландшафте. Систематика ландшафтов. Природно-антропогенные ландшафты.
26. Антропогенные воздействия на гидросферу.
27. Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека.
28. Влажность как экологический фактор и адаптации к нему организмов.
29. Биологические ритмы.
30. Популяции во времени.
31. Адаптации человека к условиям окружающей среды.
32. Факторы среды и их влияние на здоровье человека.
33. Основные задачи экономического механизма охраны природы и рационального природопользования в рыночных условиях России.
34. Предотвращенный экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды как показатель эффективных природоохранных мероприятий.
35. Структура финансово-экономического механизма эколого-экономической системы в России.
36. Понятие природопользования. Природные ресурсы и их классификация.
37. Природно-ресурсный потенциал.
38. Программные стратегические документы в области устойчивого развития и их значение.
39. Особенности экологического, экономического и социального компонентов устойчивого развития.
40. Правовые, административные и экономические основы управления природопользованием.
41. Экологическое право. Современное российское экологическое законодательство.
42. Основные международно-правовые документы в области регулирования природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду.
43. Техногенные системы и их взаимодействие с окружающей средой. Технические аварии и катастрофы.
44. Риск, его классификация. Риск-анализ и управление риском. Методы оценки экологического риска.
45. Экологический мониторинг. Основные виды мониторинга, общая характеристика.
46. Система методов наблюдения и наземного обеспечения в экологическом мониторинге.
47. Международные стандарты серии ISO 14000 и их российские аналоги. Понятие системы экологического менеджмента.
48. Характеристика различных вариантов состава и структуры экологической службы предприятий. Уровень подчиненности.
49. Природоохранная документация предприятия.
50. Назначение и цели проведения ОВОС. Системный подход как основная парадигма ОВОС.
51. Законодательные и нормативные основы ОВОС в Российской Федерации.
52. Общие принципы проведения ОВОС (участники процесса, принципы ОВОС, полнота отображения компонентов окружающей среды, методы выявления значимых воздействий).
53. Методология и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.
54. Фактологическая база для проведения ОВОС (базы данных).
55. Инженерно-экологические изыскания в рамках ОВОС как ведущий компонент описания окружающей среды и фактологическая база оценки изменений окружающей среды.
56. Методы оценки значимости воздействий при проведении ОВОС.
57. Характеристика природных условий и компонентов окружающей среды в ОВОС. Динамика состояния окружающей среды в ОВОС.
58. Системный подход как основная парадигма ОВОС.
59. Отходы производства и потребления. Твердые бытовые отходы и их свойства.
60. Природные ресурсы и их использование. Ограничения в использовании природных ресурсов.