В зависимости от индивидуального шифра студента
Вводные пояснения
Контрольная работа является формой самостоятельной работы студента-заочника, которую он выполняет во время изучения курса «Систематика высших растений. Контрольные вопросы охватывают все разделы учебного курса «Систематика высших растений». Ответы на вопросы следует излагать только при изучении соответствующей темы курса. Не следует пропускать темы, по которым в контрольной работе нет вопросов, так как все разделы учебного курса связаны друг с другом, и усвоение одного вопроса связано со знаниями по другим темам.
В ответах на вопросы в первую очередь упор необходимо делать на систематическое положение рассматриваемой таксономической группы, ее эволюционные связи, принципиальные отличия характеризуемого таксона от других: какие новые адаптации приобрела данная таксономическая группа в процессе эволюции и в чем сходство (морфологическое, филогенетическое, биоэкологическое и т.д.) с близкими группами, какие направления эволюционных преобразований отмечены внутри таксона и какие адаптивные преимущества есть или были у рассматриваемой систематической группы (вида, рода, семейства, порядка и т.д.). В ответах должна доминировать сравнительная характеристика таксонов на эволюционной и экологической основе, а не механическое перечисление фактов. Жизненный цикл растений желательно рисовать с обязательным обозначением всех стадий и процессов.
Все таксоны (семейства, виды и т.д.) оформлять обязательно в латинской транскрипции, добавляя наименование на русском языке. При первом упоминании объекта (таксона), кроме полного русского названия, обязательно указать полное латинское название с авторским знаком. Например, багульник болотный, Ledum palustre L. В дальнейшем можно давать сокращенные латинские или полные русские названия – L. palustre, багульник болотный.
В начале ответа по характеристике таксона необходимо дать его полное систематическое положение, начиная от Отдела (Divisio). Обязательно дать характеристику охраняемым видам Беларуси, если они относятся к характеризуемому таксону (Красная книга Республики Беларусь, 2005). Таксономические категории оформлять только в латинской транскрипции (Ordo, Familia, Genus etc.).
Особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с характеристикой семейств цветковых растений (Magnoliophyta). Используя учебную литературу, студент при изложении этого вопроса должен придерживаться следующего плана, обязательно с примерами (конкретными видами):
1. Таксономическая принадлежность. К какому отделу, классу, подклассу и порядку относится семейство (в латинской и русской транскрипции). Указать, если есть, подсемейства.
2. Указать жизненные формы, присутствующие в данном семействе, с примерами: древесные, кустарниковые, кустарничковые, полукустарниковые, полукустарничковые, травянистые (многолетние, двулетние, однолетние). Например, в семейство Fagaceae (Буковые) входят только древесные растения: например, бук восточный (Fagus orientalis Lipsky.), каштан благородный (Castanea sativa Mill.), дуб обыкновенный (черешчатый) (Quercus robur L.) (Еленевский и др., 2004).
3. Количество видов и родов семейства, обитающих на Земле и в Беларуси. Ареал семейства (хорология). Например, семейство Cactaceae (Кактусовые): 2500 видов, 50 – 220 родов. Первичный ареал – Южная и Центральная Америка (Еленевский и др., 2004), в Беларуси естественно не произрастают (Определитель…, 1999).
4. Особенности корневой системы. Корни (по происхождению); корневая система (стержневая, мочковатая, смешанная); видоизменения корня.
5. Положение и форма стеблей. Характеристика по направлению роста, по длине междоузлий, по форме поперечного сечения, по характеру поверхности. Видоизменения стеблей: корневища, луковицы, клубни, усы, колючки и т.д.
6. Расположение и форма листьев, жилкование. Характеристика по прикреплению к стеблю, по форме края, степени расчленения и сложности листовой пластинки, по форме листовой пластинки. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое, розетка (верхушечная, прикорневая).
7. Типы соцветий (если есть, включая и агрегатные соцветия, например «щиток корзинок»).
8. Описать строение, окраску, размеры цветка и указать его формулу и диаграмму.
9. Строение семени, типы плодов, способы распространения плодов и семян (хория). Характеристика семени: форма, величина, характер поверхности, с эндоспермом, с периспермом, семядолями и т.д. Типы семян. Плод: тип плода, число гнезд и семян, способ вскрывания, характер поверхности. Соплодие (если есть).
10. Эволюционные связи с другими таксонами; эволюционные изменения внутри таксона, основные направления микроэволюции (морфологические изменения в вегетативной и генеративной сфере), способы опыления, распространения семян, консортивные связи и др. адаптации).
11. Привести список видов семейства (5 – 7 видов) в русской и латинской транскрипции, имеющих хозяйственное значение (техническое, лекарственное, пряно-ароматическое, смолоносное и т.д.; если растение лекарственное, то отметить, при лечении каких болезней применяется).
Например, семейство Fabaceae (Бобовые):
1. Trifolium pratense – клевер луговой: кормовое, медонос.
2. Pisum sativum – горох посевной: пищевое, кормовое.
3. Vicia cracca – мышиный горошек: кормовое.
12. Указать охраняемые виды растений Беларуси из данного семейства с их созологической (природоохранной, включая причину(ы) редкости данного вида в Беларуси), морфологической, эколого-биологической характеристикой (до 4 видов).
При изучении семейств цветковых растений необходимо уметь составить и написать формулу и диаграмму цветка. Формула – буквенное и цифровое, а диаграмма – графическое выражение строения цветка. План строения цветка выражается в формуле при помощи букв, цифр и условных знаков. Буквенные обозначения происходят от латинских названий частей цветка.
Латинские названия являются общепринятыми в мировой ботанической литературе. Они служат для научного наименования таксонов растительного мира: видов, родов, семейств, порядков, классов, отделов и т.д. Правила произношения букв и буквосочетаний приводятся в книгах: Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. – М., 1989. – С. 379–382; Прохоров В.П. Ботаническая латынь. – М., Академия, 2004. – 272 с.
Латинские сокращения, используемые в систематике растений для обозначения таксономического объема вида:
sensu lato, s.l. – в широком смысле (лат.);
sensu stricto, s.str. – в узком смысле (лат.).
Для самоконтроля по каждому вопросу студент должен составить задания в тестовой форме: по общим вопросам – 5, по характеристике таксонов – 10. Задания предоставляются отдельным вложением.
Номера контрольных заданий по курсу «Систематика высших растений» каждый студент находит по табл. 3 в соответствии со своим индивидуальным шифром.
Таблица
Таблица для поиска номеров контрольных заданий по курсу «Систематика высших растения»
в зависимости от индивидуального шифра студента