Организация и проведение исследования
Главную роль в воспитании любого ребенка младшего школьного возраста играет общеобразовательная школа, которая организует процесс формирования экологической культуры человека. Экологическое воспитания подрастающего поколения является составной частью школьного образования и включает в себя решение важнейших задач формирования экологического мышления и экологической культуры учащихся. Однако как показывает практика, во многих школах не уделяется достаточного внимания организации экологического воспитания младших школьников, что и определило проблему исследования.
Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младших школьников будет эффективен, если учителем будет осуществляться взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся; использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности); реализован личностно-ориентированный подход к экологическому воспитанию младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа по организации природоохранной деятельности проводилась в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №78» в 3 классе.
В 3 классе обучается 30 человек, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Для всех учащихся характерен высокий уровень познавательного интереса. Анализ успеваемости качества учащихся показал, что в классе 15 человек успевают на 4 и 5, что составляет 50% качественной успеваемости, количественная успеваемость составляет - 100%.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий эксперимент; формирующий, контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень сформированности экологической культуры и экологических знаний младших школьников.
Для определения уровня сформированности экологической культуры и знаний младших школьников на начальном этапе была взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов (Приложение 1).
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный - 0. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
- высокий уровень;
- средний;
- низкий.
Оценка результатов:
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень;
4 - 6 правильных ответов - средний уровень;
1 - 3 правильных ответов - низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
Задачей второго этапа эксперимента явилась разработка внеклассных мероприятий, способствующих формированию основ экологического воспитания младших школьников.
В соответствии с гипотезой исследования и результатами констатирующего этапа были разработаны экскурсии и различные виды природоохранной деятельности, направленные на усвоение младшими школьниками знаний и представлений о природе, гуманного отношения к ней и сформированность практических навыков и умений деятельности в природе.
Нами был разработан проект по экологическому воспитанию детей (Приложение 2).
Целью этого проекта является: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Цель достигается через решение образовательно – воспитательных задач: формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; формировать мотивы, потребности и привычки, экологически целесообразное поведение и деятельность, здоровый образ жизни; развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Третьим этапом нашего исследования был итоговый эксперимент. Ребятам было дано контрольное задание. Оно состояло в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.
Цель контрольного этапа - сравнить результаты констатирующего этапа эксперимента и контрольного, зафиксировать увеличение (или остановку на том же уровне) уровня экологической сформированности младших школьников.
Анализ полученных данных
Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры и знаний учащихся на начальном этапе представим в таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на начало исследования
Уровень | Количество учащихся, % |
высокий (7-8) | 3/10% |
средний (4-6) | 15/50% |
низкий (1-3) | 12/40% |
На Рис. 1 - диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры до эксперимента.
Рис. 1 Диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры до эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты: учащихся с высоким уровнем - 3 человек (10%); учащихся со средним уровнем - 15 человек (50%); учащихся с низким уровнем - 12 человека (40%).
Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей, путем включения их во внеклассную работу.
В ходе контрольного эксперимента мы получили следующие результаты: учащихся с высоким уровнем - 15 человек (50%); количество учащихся со средним уровнем - 9 человека (30%); учащихся с низким уровнем - 6 человека (20%).
Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице 2.
Таблица 2
Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования
Уровень | Количество учащихся, % |
высокий (7-8) | 15/50% |
средний (4-6) | 9/30% |
низкий (1-3) | 6/20% |
На Рис. 2 - диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры после эксперимента.
Рис. 2 Диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры после эксперимента
Мы видим, что с низким уровнем экологической культуры стало 6 человек, средний уровень составил 30%, а высокий 50%. После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным.
Таким образом, разработанные внеклассные занятия значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников - экологической воспитанности, стал значительно выше.
В процессе опытной работы по экологическому воспитанию детей младшего возраста, проводя экскурсии в природу, вовлекая детей в природоохранную деятельность, закрепляя знания в повседневной жизни, первоначальные результаты на конец опытной работы изменились. Уровень экологических знаний повысился. Дети самостоятельно находили материал о животных и растениях, предлагали озеленить школу. Изменилась речь учащихся, поведение в природе. В отношении к животным и растениям дети стали внимательнее, добрее.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проведенная во второй главе, показала, что уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников очень низкий. Повышению уровня экологической воспитанности способствовала работа по организации природоохранной деятельности, что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.
Система работы по экологическому воспитанию младших школьников привела к следующим выводам:
1. Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы - должно осуществляться с учётом возрастных особенностей;
2. Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа. Оно строится на понимании детьми: связей между растениями и животными с неживой природой, сущности живого, многообразие растений и животных и выделение общего в определённых группах, явления приспособленности;
3. Для эффективного осуществления экологического воспитания необходимо иметь определённые условия, использовать наиболее эффективные формы и методы.
4. При проведении работы по экологическому воспитанию у школьников не только повышается уровень экологических знаний, но и в значительной степени меняется мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся;
5. Работа по экологическому воспитанию способствует значительному повышению экологической культуры учащихся.
Заключение
В заключении следует отметить следующее.
Задачи, поставленные в работе, решены в достаточном объеме. Цель исследования достигнута. Гипотеза подтверждена.
Эколого-краеведческое образование остается притягательным как для детей самого разного возраста - от дошкольников до выпускников общеобразовательных школ, так и для их родителей, а также педагогов, работающих в этой системе.
В перспективе востребованность образования данной направленности возрастет еще в большей степени в связи с введением профильного обучения в старшей школе, необходимостью совершенствования профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки.
Анализ состояния эколого-краеведческого образования в школе позволяет сделать вывод о следующих положительных тенденциях в развитии:
- преемственность основного и дополнительного образования с целью реализации индивидуальных потребностей личности ребенка, его творческого развития;
- активное развитие эколого-краеведческого образования на базе школы;
- включение в систему непрерывного эколого-краеведческого образования дошкольной группы.
- эколого-краеведческое образование включено в воспитательную систему школы через различные направления программы.
В то же время результаты данной работы призваны дать ориентацию на решение текущих и перспективных проблем и задач:
- внедрение новых технологий обучения и воспитания, в том числе на основе компьютеризации;
- разработка и внедрение мониторинга состояния и развития эколого-краеведческого образования;
- внедрение мероприятий по социально-психологическому сопровождению развития детей;
- использование сети Интернет для расширения возможностей информационно-методического и информационно-технического обеспечения образовательного процесса;
- разработка и реализация мер для финансового и ресурсного обеспечения эколого-краеведческого образования;