Понятие субъекта воинских преступлений
Субъект воинских преступлений является специальным, поскольку имеет некоторые специфические особенности, отличающиеся от общего субъекта. Специальный субъект воинского преступления должен обладать всеми признаками общего субъекта преступления, как вменяемость, достижение определенного возраста и специальный, в число которого относится пребывание лица на воинской службе или военных сборах в момент совершения общественно опасного деяния.
В соответствии с п. 2 нормативного постановления Верховного Суда РК от «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» 28 октября 2005 г. «субъектами воинских преступлений являются только военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими воинских сборов.
Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за воинские преступления и после окончания службы, если эти деяния совершены им в период прохождения воинской службы и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности».
Закон РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 г. регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и воинской службы граждан Республики Казахстан. В этом Законе определена ответственность военнослужащих за нарушение законодательства РК о воинской обязанности и воинской службе:
1. Военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом.
2. Военнослужащие за совершение преступлений и иных правонарушений несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Порядок привлечения военнослужащих к ответственности за нарушения воинской дисциплины устанавливается воинскими уставами1.
В этом Законе используются такие основные понятия как:
—воинская служба — особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
—военнослужащие — граждане РК, состоящие на воинской службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
—военнообязанные — граждане РК, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста состояния на воинском учете;
—военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву, — граждане РК, призванные на срочную воинскую службу, а также на должности офицерского состава;
—военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту, — граждане РК, добровольно поступившие на воинскую службу в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования;
—курсанты — военнослужащие составов солдат (матросов), сержантов (старшин), обучающиеся в учебных частях (центрах), средних или высших военных учебных заведениях;
—офицеры — военнослужащие, которым присвоены соответствующие воинские звания офицерского состава;
—сержанты (старшины) — военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава сержантов (старшин);
—солдаты (матросы) — военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава солдат (матросов);
—слушатели — военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, на курсах усовершенствования (переподготовки) офицерского состава;
—срочная воинская служба — воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном настоящим Законом;
—воинские сборы — мероприятия, проводимые в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях по военной подготовке, совершенствованию военных знаний военнослужащих, а также военнообязанных с призывом их в воинские части в целях повышения боевой и мобилизационной готовности;
—мобилизация — комплекс общегосударственных мероприятий, связанных с переводом государственных органов, организаций, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, населения, территории и экономики Республики Казахстан на режим военного положения (общая мобилизация) или какой- либо их части (частичная мобилизация).
Содержание воинской службы в данном Законе определено следующим образом:
Воинская служба устанавливается для граждан Республики Казахстан в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.
Воинская служба включает в себя:
1. воинскую службу по призыву;
2. воинскую службу по контракту.
К воинской службе по призыву относятся: 1) срочная воинская служба составов солдат (матросов), сержантов (старшин); 2) воинская служба офицеров, призванных в соответствии с Законом; 3) воинская служба при мобилизации, военном положении, в военное время и при прохождении воинских сборов.
К воинской службе по контракту относятся: 1) воинская служба военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту на должностях составов солдат (матросов), сержантов (старшин) и офицеров; 2) воинская служба и обучение курсантов и слушателей военных учебных заведений.
Военнообязанные, призванные на воинские сборы, исполняют обязанности воинской службы.
К прохождению срочной воинской службы приравнивается время обучения граждан на очных отделениях учебных заведений органов внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы и пожарно-технических учебных заведений органов противопожарной службы.
Военнослужащие принимают военную присягу на верность народу Республики Казахстан. Военнообязанные, ранее не принимавшие военной присяги, принимают ее при призыве на воинские сборы и мобилизации.
Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на составы: 1) солдат (матросов); 2) сержантов (старшин); 3) офицеров.
Следует отметить, что согласно названному Закону к категории военнослужащих относятся граждане РК, состоящие на воинской службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, а к военнообязанным — граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста нахождения на воинском учете.
Военнослужащие за нарушение воинской дисциплины несут ответственность в порядке, установленном воинскими уставами.
В соответствии со ст. 21 Закона РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20 января 1993 г. «военнослужащие за преступления и иные правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей военной службы, несут уголовную, административную или материальную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан».
Для определения основания привлечения к уголовной ответственности за воинские преступления, необходимо выяснять, относится ли виновный к субъекту воинских преступлений. Определяющим признаком субъекта воинского преступления является принадлежность виновных к воинской службе, а также такие с юридической точки зрения важные обстоятельства, как возраст, состояние здоровья виновного, законность нахождения виновного на воинской службе, начало и окончание прохождения воинской службы.
В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 г. гражданин считается призванным на воинскую службу с момента издания приказа начальника местного органа военного управления области (города республиканского значения и столицы) о его призыве на воинскую службу. Глава 5 указанного Закона, которая регулирует воинскую службу по контракту, определяет, что для военнослужащих этой категории воинская служба начинается со дня заключения контракта с уполномоченным должностным лицом ВС РК. Согласно п. 2 ст. 31 названного Закона началом исполнения служебных обязанностей курсанта (слушателя) считается дата зачисления его в военное учебное заведение.
Согласно вышеназванному Закону статусом военнослужащих обладают лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, и военнообязанные, находящиеся на сборах.
Данный Закон в ст. 3 определяет, что «статус военнослужащего гражданин приобретает со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивает его со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы.
За военнослужащими, захваченными в плен, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих, военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принять меры по защите прав, указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права. При осуждении военнослужащих к лишению свободы реализация их прав, предусмотренных статусом военнослужащих, а также прав членов их семей, приостанавливается (прекращается) или ограничивается в порядке, предусмотренном законодательством».
Для признания лица субъектом воинского преступления не имеет значения факт принятия им военной присяги. Между тем непринятие на момент совершения воинского преступления присяги может рассматриваться в качестве смягчающего уголовную ответственность обстоятельства. Соответственно, военнослужащий будет считаться субъектом воинского преступления независимо от момента принятия военной присяги.
В Законе РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 г. определено: «срочная воинская служба по призыву начинается не ранее достижения лицом 18-летнего возраста, при этом предельный возраст для этого призыва ограничивается достижением 27 лет. Для лиц, поступающих на воинскую службу по контракту, служба начинается с 19 лет, за исключением курсантов, и не старше предельного возраста состояния на воинской службе в зависимости от воинского звания.
Для граждан, поступающих в военные учебные заведения -1) граждане, не проходившие воинской службы, достигшие в год поступления возраста 17 лет, но не старше 21 года; 2) граждане, прошедшие воинскую службу, до достижения ими в год поступления возраста 24 лет».
В связи с этим, совершение воинского преступления лицом, не достигшим соответствующего возраста, не является основанием привлечения к уголовной ответственности за данное преступление.
Увольнение военнослужащих производится в соответствии с Правилами прохождения воинской службы по следующим основаниям:
1) по возрасту — при достижении предельного возраста состояния на воинской службе;
2) по истечении срока воинской службы по призыву или контракта;
3) по состоянию здоровья в связи с заключением военно-врачебной комиссии о признании не годным или ограниченно годным к воинской службе;
4) лишения воинского звания в установленном законодательством РК порядке;
5) вступления в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
6) отчисления из военного учебного заведения;
7) утраты гражданства РК.
Военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, может быть досрочно уволен:
1) при организационно-штатных мероприятиях;
2) в связи с переходом на службу в государственные органы (учреждения);
3) в связи с невыполнением им условий контракта, а также невыходом на службу без уважительных причин;
4) при отказе в специальной проверке;
5) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно;
6) по отрицательным мотивам.
Военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы:
1) в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта;
2) по семейным обстоятельствам вследствие:
—невозможности проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит воинскую службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту воинской службы;
—изменения места воинской службы мужа — военнослужащего (жены — военнослужащей), связанного с необходимостью переезда семьи в другую местность;
—необходимости постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа социальной защиты населения по месту их жительства в постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы, или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости, или не достигшими возраста восемнадцати лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
— необходимости ухода за ребенком, не достигшим возраста восемнадцати лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
-в случае избрания в представительные органы РК;
-в случае избрания или назначения на должность судьи.
Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий воинскую службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение по обстоятельствам:
-возникновения права на отсрочку вследствие изменения семейного положения;
-выезда на постоянное местожительство в составе семьи за границу или для воссоединения с семьей, постоянно проживающей за пределами РК, при наличии подтверждающих документов, дающих право на выезд в соответствии с законами РК.
Военнослужащий офицерского состава, проходящий воинскую службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы при наличии обстоятельств, предусмотренные настоящим законом.
Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти (гибели), а военнослужащий, признанный судом безвестно отсутствующим или объявленный умершим, со дня вступления в законную силу решения суда.
Увольнение с воинской службы лиц, выслуживших установленные сроки, приостанавливается в случае введения чрезвычайного или военного положения на период его действия.
Необходимо отметить, что некоторые воинские преступления могут быть совершены не любым военнослужащим, а лишь лицами, обладающими определенными специальными признаками. Так, воинские должностные преступления, предусмотренные, например, ст. 380 УК РК «Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти» и ст. 381 УК РК «Халатное отношение к службе» — могут совершать только начальники и
иные должностные лица; деяния, предусмотренные ст. 367 УК РК «Неповиновение или иное неисполнение приказа» — совершают только подчиненные. А субъектами преступлений, предусмотренных ст. 377 УК РК «Нарушение уставных правил несения караульной (вахтенной) службы» и ст. 378 УК РК «Нарушение уставных правил несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне» — признаются только лица, входящие в состав караула, конвойного или патрульного наряда.
В подобных случаях для привлечения лица к уголовной ответственности по той или иной статье УК РК необходимо установить, обладало ли оно соответствующими специальными признаками.
В судебно-следственной практике актуальной является проблема ответственности лиц, неправильно призванных на воинскую службу, а также оказавшихся к моменту совершения деяния негодными к ней по состоянию здоровья.
Так, Надзорная коллегия Военного суда войск РК 24 марта 2005 г. частным постановлением установила, что решением призывной комиссией при Абайском районном военном комиссариате Карагандинской области от 30 мая 2002 года Г. признан годным к строевой службе и отправлен для прохождения срочной военной службы во внутренние войска.
Приказом командира войсковой части Г. зачислен в списки части и поставлен на все виды довольствия. 28 января 2004 года, рядовой Г., находясь в карауле по охране учреждения АП-162/2, с вверенным ему оружием и боеприпасами, самовольно оставил пост. Находясь в помещении магазина «Нил» в городе П., под угрозой применения оружия удерживал в нем работников магазина и производил выстрелы из автомата в сторону представителей власти и воинского начальника.
За совершение тяжкого преступления Г. приговором военного суда Акмолинского гарнизона осужден к лишению свободы.
Как следует из материалов дела, изучение призывника Г., родителей и членов его семьи, работниками Отдела по делам обороны Абайского района, с достаточной полнотой проведено не было.
Так, в карте призывника Г. указано, что его отец В.Н. умер в 1983 году, в то время как он 1962 года рождения и в 1987 году погиб в дорожно-транспортном происшествии.
Более того, из представленной Отделом по делам обороны Енбекшиказахского района Алматинской области копии свидетельства о болезни № 204 от 26 апреля 1982 года, В.Н в период прохождения срочной службы окружной военно-врачебной комиссией признан негодным в мирное время к военной службе с диагнозом: психопатия возбудимого круга с неустойчивой компенсацией со склонностью к наркомании.
Комплексной психолого-психиатрической экспертизой Г. признан психически здоровым и вменяемым с признаками акцентуации личности по гипертимному типу. Согласно учетно-послужной карточки Г., он имел гражданскую специальность спасателя в чрезвычайных ситуациях.
Изучение граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, является важнейшей задачей Отделов по делам обороны по обеспечению качественного комплектования войск молодым пополнением, с целью обеспечения призывных комиссий полными объективными данными о призывниках.
В случае с Г., социально-психологическое изучение призывника и его рациональное распределение по специальности при прохождении им срочной военной службы проведено не было, и он был направлен во внутренние войска, в которых повседневная служба — это боевое дежурство с оружием в руках.
При очередном несении службы Г. оставил пост с боевым оружием и боеприпасами, и совершил тяжкое преступление, за что и осужден.
В соответствии с Законом РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 г. годность призывника к воинской службе определяется районной (городской) призывной комиссией. Эта же комиссия решает вопрос о его призыве, предоставлении ему отсрочки от призыва на воинскую службу, освобождении от призыва на воинскую службу и освобождении от исполнения воинской обязанности. Признание субъектами воинских преступлений лиц, негодных к воинской службе, не означает, что вопрос об их ответственности за совершенное деяние должен решаться без учета того, что эти лица по состоянию здоровья или по другим основаниям подлежат освобождению от несения обязанностей воинской службы. Негодность лица к воинской службе сама по себе, по меньшей мере, должна учитываться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Однако, возможны случаи, когда совершенное деяние является прямым следствием болезни или физических недостатков субъекта, признанного на этом основании негодным к воинской службе (например, сон на посту часового, страдающего непреодолимой сонливостью). В подобных случаях деяние совершено без вины, поэтому не образует состава воинского преступления.
Как было отмечено выше, воинские преступления относятся к преступлениям со специальным субъектом. Поэтому гражданские лица не могут быть их исполнителями, но могут быть подстрекателями, пособниками либо организаторами (например, пособничество в уклонении от военной службы путем членовредительства или иным способом следует квалифицировать по ч. 5 ст. 28 УК РК и ст. 374 УК РК; подстрекательство к умышленному уничтожению или повреждению военного имущества — по ч. 4 ст. 28 УК РК и ст. 387УКРК).
Лица, не являющиеся военнослужащими, не могут быть и соисполнителями воинского преступления. Если гражданское лицо совместно с военнослужащим оказывает сопротивление с насилием патрульному наряду при задержании последним солдата, нарушающего установленный порядок, то его действия признаются не соисполнительством, а пособничеством и подлежат квалификации по ст. 368 УК РК (Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей) со ссылкой на ч. 5 ст. 28 УК РК.
При этом сопротивление патрульному наряду не может считаться совершенным группой лиц, поэтому действия военнослужащего, если они не содержат других отягчающих обстоятельств, подпадают под признаки ч. 1 ст. 368 УК РК, а действия гражданского лица — по ч. 5 ст. 29 и ч. 1 ст. 368 УК РК. Возможны случаи, когда военнослужащий непосредственно не участвует в выполнении объективной стороны состава воинского преступления, а склоняет к этому гражданских лиц. В подобных случаях исполнителем воинского преступления признается военнослужащий, пособниками — гражданские лица.
Так, например, если военнослужащий из мести к командиру (начальнику) за его служебную требовательность склонил своих знакомых гражданских лиц к насилию над ним, то он подлежит ответственности по ст. 369 УК РК — насильственные действия в отношении начальника, как исполнитель преступления, а гражданские лица, учинившие насилие, — по ч. 5 ст. 28 и ст. 369 УК РК как пособники.
Участие начальника совместно с подчиненными в совершении воинского преступления представляет повышенную общественную опасность. Являясь соучастником преступления, начальник грубо нарушает уставное требование быть примерным для подчиненных в точном соблюдении законов, воинских уставов и норм морали. Это обстоятельство должно быть учтено при назначении наказания В тех случаях, когда начальник, совершая воинское должностное преступление (например, насилие над подчиненными), склоняет к участию в этом преступлении своих подчиненных, его действия подлежат квалификации по ст. 380 УК РК «Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти», а действия подчиненных — по ч. 5 ст. 28 и ст. 380 УК РК как пособничество в данном преступлении.