Лицензия на пользование недрами

Недра в границах территории России, включая подземное про-
странство и полезные ископаемые, являются государственной соб-
ственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на-
ходятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъек-
тов. Их предоставление в пользование оформляется специальным
разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владель-
ца на пользование участком недр в определенных границах в соот-
ветствии с указанной целью в течение установленного срока при
соблюдении определенных условий.

Лицензия включает в себя бланк установленной формы, а так-
же текстовые и графические приложения, определяющие основ-
ные условия пользования недрами: сроки и цели пользования уча-
стком недр, а также его границы.

Основной задачей государственного лицензирования является
обеспечение рационального использования и охраны недр, вос-
производства минерально-сырьевой базы, а также социально-эко-
номических и экологических интересов населения.

Лицензии на право пользования недрами предоставляются со-
вместно Федеральным органом управления государственным фон-
дом недр или его территориальным подразделением и специально

уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Лицензия должна содержать:

данные о пользователе недр, получившем лицензию;
данные о целевом назначении работ, связанных с пользовани-
ем недрами;

указание пространственных границ участка недр, предоставля-
емого в пользование;

указание границ земельного участка, выделенного для ведения
работ, связанных с пользованием недрами;
срок действия лицензии и срок начала работ;
условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользова-
нии недрами, земельными участками, акваториями;
согласованный уровень добычи минерального сырья, а также
соглашение о его долевом распределении;

соглашение о правах на геологическую информацию, получае-
мую в процессе пользования недрами;

условия выполнения установленных законодательством Россий-
ской Федерации и стандартами требований по охране недр и окру
жающей природной среды, безопасному ведению работ;
условия продления срока действия лицензии;
объемы и виды сбрасываемых в недра отходов производства и
промышленных сточных вод.

Получения лицензий не требуется на право ведения региональ-
ных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инже-
нерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, па-
леонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземньгх вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.

Сертификация

Экологическая сертификация соответствия — процедура под-
тверждения соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экологические требования — ограничения, установленные в за-
конодательных и нормативных документах и направленные на обеспеение рационального природопользования, охрану окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека.
Система экологической сертификации — система, располагаю-
щая собственными правилами процедуры и управления для про-
ведения экологической сертификации, сформированными в соответствии с государственной политикой в области сертификации и


Лицензия на пользование недрами - student2.ru

с учетом общих правил ее проведения на территории Российской
Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона «О сертифика-
ции продукции и услуг» Госстандарт России зарегистрировал в
Государственном реестре Систему обязательной сертификации по
экологическим требованиям (далее — Система) и знак соответ-
ствия Системы (постановление Госстандарта России от 01.10.96
№ 66-А) и выдал Государственному комитету Российской Феде-
рации по охране окружающей среды Свидетельство за номером
РОСС RU.0001.013ТОО.

Введение Системы обязательной сертификации по экологичес-
ким требованиям призвано обеспечить:

реализацию обязательных экологических требований природо-
охранного законодательства при ведении хозяйственной деятель-
ности;

внедрение экологически безопасных производств, технологи-
ческих процессов и оборудования;

соблюдение требований экологической безопасности и предот-
вращение загрязнения окружающей среды при размещении, пере-
работке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов
производства и потребления, а также при производстве, эксплу-
атации и ликвидации различных видов продукции;

предотвращение ввоза в страну экологически опасной продук-
ции, отходов, технологий и услуг;

содействие интеграции экономики страны в мировой рынок и
выполнение международных обязательств Российской Федерации
в области управления качеством окружающей среды;

установление статуса экологического сертификата и экологи-
ческого знака соответствия в качестве документа, гарантирующе-
го в лице Государственного комитета Российской Федерации по
охране окружающей среды соблюдение требований природоохран-
ного законодательства.

Объектами обязательной сертификации по экологическим тре-
бованиям являются:

1) предприятия и производства, в том числе опытно-экспери-
ментальные;

2) их продукция, использование которой может принести вред
окружающей среде;

3) технологические процессы (добыча и заготовка природных
ресурсов; транспортировка природных ресурсов, продукции и от-
ходов; их хранение, извлечение веществ из природных ресурсов и
т.д.);

4) отходы производства и потребления (образуемые при добы-
че и заготовке природных ресурсов; при транспортировке природ-
ных ресурсов и продукции; при хранении отходов основного тех-
нологического процесса и их переработки и т.д.);

5) природные ресурсы (земельные, водные, ресурсы животно-
го и растительного мира, ресурсы недр и полезные ископаемые);

6) объекты окружающей среды (охраняемые природные терри-
тории и природные объекты, предназначенные для хозяйственно-
го использования);

7) экологические услуги (по производству, установке, техни-
ческому обслуживанию природоохранного оборудования; по ре-
культивации, восстановлению, проведению санационных меро-
приятий);

8) системы управления охраной окружающей среды.

В 1997 г. Госкомэкологией России разработана Система серти-
фикации экологической безопасности предприятий оборонных
отраслей промышленности, которая является составной частью Си-
стемы обязательной сертификации по экологическим требовани-
ям (табл. 4.1 (предыдущая страница)).

При проведении сертификации по экологическим требованиям
может быть использован экологический аудит, который призван
участвовать в аккредитации сертификационных центров. По отно-
шению к объекту экологической сертификации аудит может быть
внутренним (по заказу объекта сертификации) или внешним (по
заказу органа сертификации или испытательно-аналитической ла-
боратории).

Экологический аудит

Экологический аудит — систематизированный процесс получе-
ния, изучения и оценки экологической информации об объекте
аудита на основе осуществления независимой от заказчика (инве-
стора) проекта, разработчика ОВОС или руководства действую-
щего предприятия проверки его соответствия установленным кри-
териям. Аудит проводится для получения достоверной информа-
ции, обосновывающей решения по вопросам рационального ис-
пользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологи-
ческой безопасности, улучшения экологической обстановки и со-
вершенствования управления природопользованием. Широко при-
влекается аудит многими коммерческими банками для снижения
риска инвестиций.

Международная организация по стандартизации разработала
нормы управления предприятием ISO 14000, содержащие руково-
дящие указания по экологическому аудиту (стандарты ISO 14010,
14011, 14012).

Основной результат экологического аудита — формирование
достоверных представлений о воздействии предприятия на окру-
жающую среду, способствующих снижению риска развития недо-
пустимых последствий и укреплению положительного имиджа пред-
приятия с точки зрения населения и властей. Важно также, что на

основании аудиторской проверки может быть разделена экологи-
ческая ответственность действующего или планируемого произ-
водства от результатов воздействия других хозяйствующих субъектов (в том числе и в ретроспективе).

Экологический аудит способен стать одним из важнейших эле-
ментов системы управления качеством окружающей среды на предприятии.

Практически не развит аудит экологической оценки резуль-
татов выполнения проектов. Этот вид аудита1 (послепроектный
анализ) экологических аспектов деятельности предприятия, проводимый, например, органами государственной власти, подразумевает систематический анализ эффективности системы ОВОС, в том числе анализ соответствия реального воздействия деятельности на окружающую среду предсказанному в ходе ЭО проекта.
Он позволяет скорректировать ее и может внести существенный
вкад в развитие и улучшение практики экологической экспер-
тизы, обеспечивая обратную связь ЭО. В результате такого аудита
могуг быть обнаружены существенные недостатки в проведенной ОВОС, а также выработаны рекомендации по их устранению
при проведении экспертизы будущих проектов. Кроме того, на
основе новых данных могут быть пересмотрены представления о
значчимости воздействий, сформированные в процессе проведенияОВОС.

Наши рекомендации