Экологически обусловленные нарушения в здоровье детей
Многообразный экопатогенный риск определяет и многовариантные нарушения в состоянии здоровья детей. Такие нарушения подтверждены эпидемиологическими исследованиями распространенности экопатологических эффектов на территориях разного экологического риска.
В экологически неблагополучных населенных пунктах в результате хронического влияния комплекса загрязнителей разной природы более часто регистрируют экологически спровоцированные нарушения здоровья детей:
• снижение уровня, нарушение гармоничности физического и нервно-психического развития;
• предболезненные (донозологические) симптомы повреждения различных органов и систем;
• повышенный уровень общей и впервые выявленной заболеваемости;
• увеличение числа хронических заболеваний;
• появление длительно, тяжело и атипично протекающих заболеваний, с трудом поддающихся лечению традиционными методами;
• увеличение числа злокачественных новообразований;
• рост числа младенцев с врожденными пороками развития, а также детей с морфогенетическими стигмами эмбриогенеза;
• массовое появление «необычных заболеваний», а также «омоложение» болезней, более типичных для взрослого населения (язвы желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и др.);
• увеличение числа инвалидов детства, а также прогрессирование процесса инвалидизации детей в результате хронической патологии и травм.
Распространенность перечисленных экологически обусловленных нарушений здоровья детей колеблется в широком диапазоне, что обусловлено количественными и качественными региональными особенностями антропогенного загрязнения объектов биосферы, природно-климатических и геохимических характеристик территорий; многопричинностью нарушений состояния здоровья, их биологической и социальной обусловленностью; качеством лечебно-профилактического обеспечения конкретного населенного пункта, в частности уровнем диагностических и лечебно-оздоровительных технологий.
Низкая выявляемость в педиатрической практике экопатогенных эффектов, которые имеют место на заведомо неблагополучных территориях, объясняется трудностями их диагностики у отдельного ребенка, а также недостаточной осведомленностью врачей по вопросам медицинской экологии.
Более подробную информацию о состоянии здоровья детей дают их выборочные углубленные осмотры, особенно если при этом проводятся адекватные инструментально-лабораторные исследования. Не менее важны для выявления экопатогенных нарушений в состоянии здоровья специальные исследования качества природной среды, определение приходящихся на конкретную микротерриторию постоянного пребывания детей суммарных и реальных экологических нагрузок, а также количественные характеристики экологического риска территории.
Неспецифические экопатогенные эффекты, вызываемые со-четанным влиянием многочисленных загрязнителей разной природы, определяются качеством поллютантов, продолжительностью их воздействия, а также возрастной и индивидуальной чувствительностью организма. Разрабатываемая в педиатрии и гигиене концепция нелинейной модели допорогового воздействия поллютантов на растущий организм не снимает проблемы детального изучения уровня загрязнения территории, выявления приоритетных загрязнителей в связи с особенностями механизмов их действия на организм. В то же время признание патогенного эффекта низких концентраций (доз) ксенобиотиков не только расширяет изучение процессов повреждения органов и тканей, но и стимулирует разработку адекватных эндоэкологических методов восстановления поврежденных структур и функций растущего организма.
Анатомо-физиологические особенности детей, повышающие их чувствительность к загрязнению природной среды. Развитие человеческого организма (онтогенез) — это непрерывный процесс, условно делимый на этапы созревания, зрелого возраста и старения. Начальный этап онтогенеза, в течение которого новорожденный превращается во взрослого человека, характеризуется интенсивно протекающими процессами роста и развития.
Рост — это увеличение продольных, поперечных и объемных размеров тела человека и отдельных его частей.
Развитие — постепенное усложнение морфологического строения, а также функций органов и тканей, их приближение к таковым у взрослого человека.
Третий компонент онтогенеза — формообразование, т.е. изменение строения тела и отдельных его частей.
В результате сложного взаимодействия описанных процессов роста и созревания ребенок из относительно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного превращается в малоголового, длинноногого и короткотуловищного.
В ходе онтогенеза рост и формообразование — преимущественно количественные характеристики, а структурно-функциональная перестройка — качественный показатель.
Обмен веществ у детей отличается значительно большей интенсивностью по сравнению со взрослыми. Если основной обмен у взрослого составляет 23 ккал/кг массы тела в сутки, то у новорожденного — 38...42 ккал/кг, а к 1,5 годам он достигает 55... 60 ккал/кг. С возрастом обмен веществ постепенно снижается и приближается к показателям взрослого человека. У детей преобладают процессы ассимиляции, т.е. процессы созидания, образования новых тканей, функционального совершенствования органов и систем. Ведущую пластическую функцию в организме выполняют белки, в связи с чем в период интенсивного роста и развития у детей отмечается положительный баланс азота — количество поступающего с пищей азота превышает общее количество азота, выводимого из организма.
В разные возрастные периоды интенсивность роста и дифференцирования органов и тканей неодинаковы. В периоды усиленного роста организма обычно наблюдается некоторое замедление процессов структурного дифференцирования, и наоборот. Неравномерность развития в ходе онтогенеза наглядно отражают погодовые прибавки длины, массы тела и многие другие параметры.
Как важнейшую закономерность следует рассматривать неодновременность (гетерохронность) роста и созревания отдельных органов и систем. В перечне медленно созревающих систем следует отметить нервную, гормональную и иммунную системы, играющие ведущую роль в нервно-гуморальной регуляции (табл. 4.1).
Экозависимые нарушения роста и развития. Экопатогенное влияние на соматометрические показатели физического развития детей может реализоваться по типу маркеров «акцелерации» и «ретардации».
Акцелерационный эффект проявляется увеличением доли детей с повышенными и высокими показателями длины и массы тела относительно возрастно-половых нормативов развития, с дисгармоничностью развития в связи с избыточным жироотложением, что можно рассматривать как разновидность эндокринопатий.
Ретардационные эффекты ростовых процессов заключаются в увеличении доли детей с задержками физического развития, низкими показателями длины тела, дефицитом массы тела, нарушениями остеогенеза и пр. Специалисты считают эти явления результатом сильного экологического прессинга.
Возрастание числа детей с полярными вариантами развития имеет эколого-социальную обусловленность, как и подавляющее число экопатогенных эффектов.
Морфологическое и особенно функциональное формирование нервной системы детей в течение всего начального этапа онтогенеза, активная постнатальная миелинизация нервных волокон, высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера обусловливают высокую чувствительность растущего организма к нейротропным воздействиям окружающей среды. Психоневрологические и нейроциркуляторные нарушения у детей возникают под влиянием многочисленных поллютантов.
Глобальное загрязнение природной среды свинцом рассматривается как одна из причин снижения интеллектуального потенциала человеческого общества. Клинико-лабораторными исследованиями установлены причинно-следственные связи между загрязнением свинцом объектов биосферы, организма детей и нарушениями их нервно-психического здоровья, к которым относятся атаксия, свинцовая энцефалопатия, церебрастения, психические расстройства и пр. Международно признанным «уровнем обеспокоенности» в отношении возможности задержки психического развития принята концентрация свинца в крови детей свыше 10 мкг/дл.
Выраженное нейротропное действие на организм оказывает ртуть, что проявляется в виде астеновегетативного синдрома, психических нарушений. Отравление органическими соединениями ртути (болезнь Минамата) приводит к развитию энцефалопатии, мозжечковой атаксии, нарушению зрения и слуха.
Задержки физического и психического развития детей вплоть до кретинизма могут быть обусловлены дефицитом йода на геоаномальных природных территориях.
Предотвращение нарушений нервно-психического развития детей от экотоксикантов — задача государственной важности, она реализуется на основе специально разрабатываемых федеральных программ.
Помимо нарушений физического и психического развития у детей наблюдаются донозологические (предболезненные) симптомы и синдромы — обширный перечень признаков нарушения здоровья, которые трудно свести к специфическому воздействию конкретных поллютантов. Многочисленные неспецифические проявления «нездоровья» у детей, возникающие более часто на территориях высокого экологического риска, по определению академика Ю. Е. Вельтищева, следует рассматривать как синдромы экологической дезадаптации и интоксикации:
• синдром бронхиальной гиперреактивности — неспецифические реакции дыхательных путей на разного рода загрязнители (взвешенные вещества, сажа, оксиды азота, сера, углерод, асбест, формальдегид и пр.);
• вторичные иммунодефицита, парааллергии;
• синдром раздраженного кишечника.
Выявляемые у детей отклонения в состоянии здоровья — это чаще всего обратимые пограничные состояния, хотя у некоторых из них в силу индивидуальной гиперчувствительности к загрязнителям и наличия других факторов риска формируются хронические заболевания.