Хозяйственная деятельность человека
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Методические рекомендации и контрольные задания
Для обучающихся заочно по специальности
38.02.01
Дзержинск, 2015
Экологические основы природопользования. Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно.
Составитель | Т.А. Смирнова, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии |
Рецензент | М.М. Чуева, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии |
Ответственный за выпуск | Л.Л. Пеньковская, зам. директора по научно-методической работе Дзержинского химического техникума им. Красной Армии |
Редактор | Л.И. Угольникова, председатель комиссии социально-экономических дисциплин Дзержинского химического техникума им. Красной Армии |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности СПО при заочной форме обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта СПО, оказания помощи студентам-заочникам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о современном состоянии окружающей среды России;
- о глобальных проблемах экологии;
- о принципах регионального природопользования;
- об источниках загрязнения природы;
- о государственных и общественных мероприятиях по охране окружающей среды.
знать:
- правовые вопросы экологической безопасности.
уметь:
- оценивать свою профессиональную деятельность с позиции охраны окружающей среды.
При изучении дисциплины учитываются знания, полученные в курсе химии, физики, биологии, географии.
Целью курса является формирование экологической культуры личности, которая включает ряд элементов:
1) Система экологических знаний о путях извлечения и переработки природных ресурсов, их возобновлении и воспроизводстве; об использовании и охране природных условий – среда жизни человека; об использовании и охране живой природы.
2) Экологическое мышление, которое характеризуется следующими чертами: комплексностью, прочностью, территориальностью, глобальностью, проблемностью, конкретностью, диалектичностью.
3) Культура чувств: «моральный резонанс», сочувствие, сопереживание, чувства патриотизма, гражданственности и т.д.
4) Культура экологически оправданного поведения, характеризующаяся степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Проявлением экологической культуры является экологически обусловленная деятельность и принятие экологически оправданных решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение.
Раздел 1. Состояние окружающей среды России.
Тема 1. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.
Тема 2. Современное состояние природных систем Земли.
Тема 3. Мониторинг. Оценка и оценивание качеств природы.
Тема 4. Природные ресурсы и их классификация.
Тема 5. Экологические проблемы различных отраслей природопользования.
Тема 6. Загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения на здоровье человека.
Тема 7. Охрана атмосферного воздуха. Газовые выбросы и способы их очистки.
Тема 8. Охрана водоемов. Сточные воды и способы их очистки.
Тема 9. Охрана и использование земельных ресурсов.
Раздел 2. правовые вопросы экологической безопасности.
Тема 1. Экологическое право и эколого-правовая ответственность.
Тема 2. Экологический контроль. Виды экологического контроля.
Тема 3. Эколого-правовой режим земле- и недропользования.
Тема 4. Эколого-правовой режим водопользования.
Тема 5. Эколого-правовой режим лесопользования.
Введение
Значение экологических знаний. Задачи, цель, специфика дисциплины.
Цель: выявить собственные связи и связи человечества с природой; причины современной экологической ситуации; значение знаний по природопользованию в разрешении экологических проблем; круг вопросов, изучаемых природопользованием.
Проблема взаимодействия общества и природы – проблема вечная. Человек связан с природой своим происхождением, материальными и духовными ценностями. Человечество удовлетворяет свои потребности через различные виды деятельности, тем самым оказывая воздействие на состояние природной системы Земли.
Хозяйственная деятельность человека
Литосфера | Атмосфера | Гидросфера | Биосфера |
Извлечение горных пород, минералов. Опустынивание и эрозия почв. | Разрушение озонового слоя, кислотные дожди, изменение состава воздуха, загрязнение атмосферы. | Безвозвратное водопотребление, загрязнение нефтью, тяжелыми металлами и др. | Сведение лесов, истребление животных и лекарственных растений, обеднение генофонда. |
Осознание этих последствий привело к появлению науки природопользования.
Природопользование – такой вид отношений между человеком и природой, при котором происходит процесс извлечения полезных свойств и качеств природы для удовлетворения потребностей человека. (Куражсковский Ю.Н., 1958 г.)
Природопользование включает в себя:
1) Извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство.
2) Использование и охрану природных условий среды жизни.
3) Сохранение, воспроизводство или рациональное изменение экологического равновесия природных систем биосферы.
Классификация природопользования | ||
ресурсно-отраслевое - альтернативное - конкурентное - нейтральное | территориальное (ПРП) | - рациональное - нерациональное (экологические кризисы и катастрофы) |
Ресурсно-отраслевое – рассматривает проблемы, связанные с выявлением природных ресурсов, их переработкой, потреблением и возвращением в природу.
Альтернативное – когда один вид природопользования исключает другой.
Конкурентное – увеличение или уменьшение пользования одним ресурсом, увеличивает или уменьшает пользование другим, но в противоположную сторону.
Нейтральное – природопользования друг другу не мешают.
Территориальное – изучает природопользование на конкретной территории, позволяет определить ПРП территории и особенности ее освоения.
Природно-ресурсный потенциал (ПРП)– та часть природных ресурсов территории, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность людей при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.
Рациональное – не приводит к резкому изменению ПРП территории, т.е. человек разумно сочетает растущее воздействие на природу с мерами по ее охране.