Хозяйственная деятельность человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Методические рекомендации и контрольные задания

Для обучающихся заочно по специальности

38.02.01

Дзержинск, 2015

Экологические основы природопользования. Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно.

Составитель   Т.А. Смирнова, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии  
Рецензент М.М. Чуева, преподаватель Дзержинского химического техникума им. Красной Армии  
Ответственный за выпуск Л.Л. Пеньковская, зам. директора по научно-методической работе Дзержинского химического техникума им. Красной Армии  
Редактор Л.И. Угольникова, председатель комиссии социально-экономических дисциплин Дзержинского химического техникума им. Красной Армии  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности СПО при заочной форме обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта СПО, оказания помощи студентам-заочникам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о современном состоянии окружающей среды России;

- о глобальных проблемах экологии;

- о принципах регионального природопользования;

- об источниках загрязнения природы;

- о государственных и общественных мероприятиях по охране окружающей среды.

знать:

- правовые вопросы экологической безопасности.

уметь:

- оценивать свою профессиональную деятельность с позиции охраны окружающей среды.

При изучении дисциплины учитываются знания, полученные в курсе химии, физики, биологии, географии.

Целью курса является формирование экологической культуры личности, которая включает ряд элементов:

1) Система экологических знаний о путях извлечения и переработки природных ресурсов, их возобновлении и воспроизводстве; об использовании и охране природных условий – среда жизни человека; об использовании и охране живой природы.

2) Экологическое мышление, которое характеризуется следующими чертами: комплексностью, прочностью, территориальностью, глобальностью, проблемностью, конкретностью, диалектичностью.

3) Культура чувств: «моральный резонанс», сочувствие, сопереживание, чувства патриотизма, гражданственности и т.д.

4) Культура экологически оправданного поведения, характеризующаяся степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Проявлением экологической культуры является экологически обусловленная деятельность и принятие экологически оправданных решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Введение.

Раздел 1. Состояние окружающей среды России.

Тема 1. Исторические этапы взаимодействия общества и природы.

Тема 2. Современное состояние природных систем Земли.

Тема 3. Мониторинг. Оценка и оценивание качеств природы.

Тема 4. Природные ресурсы и их классификация.

Тема 5. Экологические проблемы различных отраслей природопользования.

Тема 6. Загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения на здоровье человека.

Тема 7. Охрана атмосферного воздуха. Газовые выбросы и способы их очистки.

Тема 8. Охрана водоемов. Сточные воды и способы их очистки.

Тема 9. Охрана и использование земельных ресурсов.

Раздел 2. правовые вопросы экологической безопасности.

Тема 1. Экологическое право и эколого-правовая ответственность.

Тема 2. Экологический контроль. Виды экологического контроля.

Тема 3. Эколого-правовой режим земле- и недропользования.

Тема 4. Эколого-правовой режим водопользования.

Тема 5. Эколого-правовой режим лесопользования.

Введение

Значение экологических знаний. Задачи, цель, специфика дисциплины.

Цель: выявить собственные связи и связи человечества с природой; причины современной экологической ситуации; значение знаний по природопользованию в разрешении экологических проблем; круг вопросов, изучаемых природопользованием.

Проблема взаимодействия общества и природы – проблема вечная. Человек связан с природой своим происхождением, материальными и духовными ценностями. Человечество удовлетворяет свои потребности через различные виды деятельности, тем самым оказывая воздействие на состояние природной системы Земли.

Хозяйственная деятельность человека

Литосфера Атмосфера Гидросфера Биосфера
Извлечение горных пород, минералов. Опустынивание и эрозия почв. Разрушение озонового слоя, кислотные дожди, изменение состава воздуха, загрязнение атмосферы. Безвозвратное водопотребление, загрязнение нефтью, тяжелыми металлами и др. Сведение лесов, истребление животных и лекарственных растений, обеднение генофонда.

Осознание этих последствий привело к появлению науки природопользования.

Природопользование – такой вид отношений между человеком и природой, при котором происходит процесс извлечения полезных свойств и качеств природы для удовлетворения потребностей человека. (Куражсковский Ю.Н., 1958 г.)

Природопользование включает в себя:

1) Извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство.

2) Использование и охрану природных условий среды жизни.

3) Сохранение, воспроизводство или рациональное изменение экологического равновесия природных систем биосферы.

Классификация природопользования
ресурсно-отраслевое - альтернативное - конкурентное - нейтральное территориальное (ПРП) - рациональное - нерациональное (экологические кризисы и катастрофы)

Ресурсно-отраслевое – рассматривает проблемы, связанные с выявлением природных ресурсов, их переработкой, потреблением и возвращением в природу.

Альтернативное – когда один вид природопользования исключает другой.

Конкурентное – увеличение или уменьшение пользования одним ресурсом, увеличивает или уменьшает пользование другим, но в противоположную сторону.

Нейтральное – природопользования друг другу не мешают.

Территориальное – изучает природопользование на конкретной территории, позволяет определить ПРП территории и особенности ее освоения.

Природно-ресурсный потенциал (ПРП)– та часть природных ресурсов территории, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность людей при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.

Рациональное – не приводит к резкому изменению ПРП территории, т.е. человек разумно сочетает растущее воздействие на природу с мерами по ее охране.

Наши рекомендации