Обеспеченность теплом, светом и влагой определяет развитие и географическое распространение растений.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР КУЗБАССА
Электронная рабочая тетрадь
(тексто–графические учебные материалы)
Кемерово 2015
КемГУ
© Л. Н. Ковригина 2015
© КемГУ, 2015
Об издании – 1, 2, 3
УДК [581.9:581.5](075.8)(571.17)
ББК Е 585.9(2Рос– 4 ке)я73
К – 56
Издается по решению редакционно-издательского совета
Кемеровского государственного университета
Рецензент:доктор биологических наук, профессор С. В. Блинова
Авторы:
Ковригина Любовь Никифоровна – канд. биол. наук, доцент КемГУ
К – 56 | Ковригина Л. Н. Растительный мир Кузбасса: электронная рабочая тетрадь: тексто–графические учебные материалы [Электронный ресурс] / Л. Н. Ковригина; Кемеровский государственный университет. – Электрон. дан. (объем 8,41 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); 9 Мб свободного дискового пространства; операц. система Windows ХР и выше; Adobe Reader. – Загл. с экрана. – Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр»___________________; свид. № __________ от «___» ________ 2015 г. |
Электронная рабочая тетрадь разработана по дисциплине Растительный мир Кузбасса в соответствии с рабочей программой и на основании требований ФГОС высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология. В рабочей тетради представлена система заданий для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по 9 темам, посвященным флоре, растительности и охране растительного покрова Кемеровской области. Предназначено обучающимся по направлению подготовки 06.03.01 Биология, может быть использовано в учебном процессе направлений 06.04.01 Биология, 05.03.06 Экология и природопользование, 44.03.01 География.
Утверждено методической комиссией биологического ф-та «29» октября 2015 г. (протокол № 3) | Утверждено на заседании кафедры ботаники «15» октября 2015 г. (протокол № 3) |
© Л. Н. Ковригина, 2015
© КемГУ, 2015
Текстовое электронное издание
Минимальные системные требования:
Компьютер: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; ОЗУ 512 Мб; 9 Мб свободного дискового пространства; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM
Операционная система: Windows ХР и выше
Программное обеспечение: Adobe Reader
Номер государственной регистрации электронного издания _________
© Л. Н. Ковригина, 2015
© КемГУ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ТЕМА 1. ФИЗИКО–ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. 2
ТЕМА 2. АНАЛИЗ ФЛОРЫ.. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2. 2
ТЕМА 3. ДИКОРАСТУЩИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ.. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3. 2
ТЕМА 4. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ.. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4. 2
ТЕМА 5. ЛЕСНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5. 2
ТЕМА 6. СТЕПНАЯ И ЛУГОВАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6. 2
ТЕМА 7. ТУНДРОВАЯ И БОЛОТНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 7. 2
ТЕМА 8. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8. 2
ТЕМА 9. КРАСНЫЕ КНИГИ РАСТЕНИЙ.. 2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9. 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 9. 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 2
Приложение 1. 2
Приложение 2. 2
Приложение 3. 2
Приложение 4. 2
Приложение 5. 2
Приложение 6. 2
Приложение 7. 2
Приложение 8. 2
Приложение 9. 2
Приложение 10. 2
Приложение 11. 2
Приложение 12. 2
Приложение 13. 2
Приложение 14. 2
Приложение 15. 2
Приложение 16. 2
Приложение 17. 2
ВВЕДЕНИЕ
Электронная рабочая тетрадь разработана по дисциплине «Растительный мир Кузбасса» в соответствии с рабочей программой и на основании требований ФГОС высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология.
В ней представлена система заданий для практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, предназначенных для формирования общепрофессиональных компетенций, необходимых для того, чтобы использовать экологическую грамотность и базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях, знание основ и принципов биоэтики – в профессиональной и социальной деятельности, прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, применять базовые представления об основах экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды, методы описания, идентификации, классификации биологических объектов.
В результате изучения дисциплины «Растительный мир Кузбасса» обучающиеся должны быть готовы к решению следующих профессиональных задач: проведение биомониторинга и оценка состояния природной среды, планирование и проведение мероприятий по охране природы, подготовка и проведение занятий по биологии, экологии в образовательных организациях общего образования, экскурсионная, просветительская и кружковая работа.
Пособие рассчитано на студентов биологического факультета, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 Биология, может быть использовано в учебном процессе направлений 06.04.01 Биология, 05.03.06 Экология и природопользование, 44.03.01 География, может быть полезно педагогам и обучающимся различных образовательных учреждений, изучающим растительный покров Кемеровской области.
ТЕМА 1. ФИЗИКО–ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
ОЧЕРК КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
После изучения темы необходимо знать:
· содержание терминов: гидрографическая сеть, почва, вегетационный период, высотная поясность, рельеф, вегетация, покой, сезон года, климат, заморозок;
· площадь области и орографических районов, плотность и численность населения, число административных районов, высоту наиболее высоких вершин, количество и общую протяженность рек, общее число и площадь озер, общую площадь болот области, температурные границы, сроки и продолжительность вегетационного и климатических сезонов;
· названия соседних регионов, орографических районов, самых высоких горных вершин в горных системах, самых крупных рек Кузнецкой котловины, Горной Шории, Салаира, Западно–Сибирской равнины, самых крупных озер, водохранилищ, болот, преобладающих почв, сезонов года;
· географическое положение области, орографических районов, крупных болот, озер, рек;
· особенности плодородия, увлажнения и условий формирования преобладающих почв, тип климата, распределение осадков и почв по орографическим районам, преобладающее направление ветров;
· значение климатических факторов, почвенного режима и рельефа в жизни растений и практической деятельности человека.
После изучения темы необходимо уметь:
· охарактеризовать условия существования растений в области;
· объяснить причины варьирования условий существования растений на территории области;
· найти на картах области орографические районы, крупные реки, озера, болота, соотнести границы орографических районов с типами почв и количеством осадков;
· объяснить значение климата, почв, рельефа для жизнедеятельности растений и практической деятельности человека.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Обеспеченность теплом, светом и влагой определяет развитие и географическое распространение растений.
Цель занятия: определить особенности условий существования растений на территории Кемеровской области.
Материалы и оборудование
Карты Кемеровской области: административная (приложение 2), климатическая (приложение 4), почвенная (приложение 5), физическая (приложение 1).
Линейки, простые карандаши, ластики.
задание 1
Формирование растительного покрова зависит от соответствия экологических требований растений климатическим условиям территории.
К каким условиям приспосабливаются растения нашей области (на примере г. Кемерово)?
Ход работы
Проанализируйте табл. 1 и 2 и дополните предложения.
1. Теплому периоду года соответствуют следующие месяцы года:
________________________________________________________
2. Вегетационный период для культурных растений в Кемерово составляет _____ дней и охватывает период с _________________ по ___________________________.
3. Первые заморозки наступают в ___________, последние – в ______________ .
4. Максимальное количество осадков выпадает в _______________ время года.
5. Беззаморозковый период ________ (длиннее/короче?) вегетационного.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1.Какой период года продолжительнее – вегетационный или вневегетационный?
2. Какие явления неблагоприятны для растений во время вегетации?
________________________________________________________
3. Какие неблагоприятные явления характерны для вневегетационного периода?
__________________________________________________________
Таблица 1
Сводная таблица основных параметров климата г. Кемерово [3]
Элементы климата | Значение |
Температура воздуха | |
Средняя температура | |
самого теплого месяца (VII) | 18,5°С |
самого холодного месяца (I) | –18,6°С |
Годовая амплитуда температур | 37,1°С |
Продолжительность периода со средней суточной температурой | |
выше 0°С (теплый период) | 183 дня |
выше 5°С | 158 дней |
выше 10°С | 122 дня |
выше 15°С | 77 дней |
ниже 0°С (холодный период) | 182 дня |
ниже –10°С | 103 дня |
ниже –15°С | 70 дней |
Средняя дата первого заморозка | 14 IX |
Средняя дата последнего заморозка | 28 V |
Средняя продолжительность беззаморозкового периода | 108 дней |
Осадки | |
Средняя сумма | |
за год | 393 мм |
за теплый период (IV–X) | 321 мм |
за холодный период (XI–III) | 72 мм |
Задание 2
По отношению к температуре выделяют несколько экологических группы растений. Холодостойкие могут переносить без повреждений температуры от + 10° С до 0° С. Морозостойкие растения выживают при температурах ниже 0° С.
Теплолюбивые растут при температурах от + 10 до + 30° С.. Жаростойкие растения могут переносить температуры выше + 30° С.
Какие экологические группы растений приспособлены к климату Кемеровской области (на примере г. Кемерово)?
Ход работы
Проанализируйте табл. 2 и дополните предложения.
1. Среднесуточные температуры воздуха летом повышаются до ____° С, а зимой понижаются до _____° С. Разница между ними составляет ____° С.
2. Среднесуточные температуры почвы летом повышаются до ___° С, а зимой понижаются до _____° С. Разница между ними составляет ____° С.
3. ____ месяцев в году наблюдаются отрицательные температуры воздуха и почвы, ____ месяцев – температуры от 0° С до + 10° С.
Таблица 2
Средняя температура воздуха и почвы в г. Кемерово [3]
Месяц | Средняя температура,° С | |
воздуха | почвы на глубине 20 см | |
I | –18,6 | –5,4 |
II | –16,6 | –4,0 |
III | –9,7 | –3,4 |
IV | 1,0 | –0,6 |
V | 9,7 | 5,0 |
VI | 16,2 | 12,1 |
VII | 18,5 | 16,6 |
VIII | 15,4 | 15,7 |
IX | 9,5 | 10,5 |
X | 1,2 | 4,1 |
XI | –9,5 | –0,4 |
XII | –16,8 | –3,0 |
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Какие особенности температурного режима являются неблагоприятными для растений нашей области?
______________________________________________
2. Какие (по отношению к теплу) растения произрастают в нашей области?
______________________________________________
Задание 3
Многолетние растения отличаются от однолетних тем, что имеют органы с почками, из которых после перезимовки формируются новые побеги.
Что защищает многолетние органы наших растений от зимних холодов?
Ход работы
Проанализируйте табл.2 и дополните предложения.
1.Самая высокая температура воздуха и почвы отмечается в ___________________, а самая низкая – в _____________________.
2. С октября по март самая низкая температура отмечается в ___________________, а самая высокая – в ____________________.
3. С апреля по сентябрь самая низкая температура отмечается в __________________, а самая высокая – в ____________________.
4. Колебания температур по месяцам года сильнее всего выражены в _________________, меньше всего в _________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Как изменяется температура воздуха почвы в зависимости от месяца года?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Где складываются наиболее благоприятные условия для перезимовки многолетних частей растений?
__________________________________________________________
задание 4
Сезоны года – это качественно отличимые этапы, характеризующиеся определенным диапазоном факторов среды и внешнего облика ландшафтов.
В умеренных широтах годичный круг природы – четырехсезонный, включающий зиму, весну, лето и осень.
Климатические сезоны определяются по дате устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха через определенные пределы.
Как влияет сезонность климата на растения нашей флоры?
Ход работы
Проанализируйте табл. 3 и дополните предложения.
Таблица 3
Сроки наступления сезонов и их продолжительность [3]
Сезон | Средняя дата | Продолжительность, дни | |
начало | конец | ||
Весна | 1.IV | 6.VI | |
Лето | 7.VI | 14.IX | |
Осень | 15.IX | 2.XI | |
Зима | 3.XI | 31.III |
1. Самый продолжительный сезон года – __________________, самый короткий – ________________________________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Какое влияние оказывает смена сезонов на растения?
__________________________________________________________
2. Какие сезоны года охватывает вегетационный период?
__________________________________________________________
задание 5
Развитие растений зависит от светового режима.
Продолжительность (долгота) дня – промежуток времени между восходом и заходом Солнца.
Продолжительность светового дня – фактор, влияющий на цветение растений, образование корнеплодов, клубней, луковиц, подготовку растений к зиме.
Растения короткого дня переходят к цветению и плодоношению при длине дня меньше 12 часов, а растения длинного дня – при продолжительности дня более 13 часов.
При какой длине дня вегетируют растения нашей флоры (на примере г. Кемерово)?
Ход работы
По данным, приведенным в табл. 4, постройте график (рис. 1), отражающий изменение продолжительности дня в г. Кемерово.
Проанализируйте график (рис. 1) и дополните предложения.
1. Продолжительность дня в г. Кемерово изменяется от __ час. __ мин. до __ час. __ мин.
2. Максимальная продолжительность дня наблюдается в _________________, минимальная – в ______________________.
Таблица 4
Время восхода и захода солнца и продолжительность дня
в г. Кемерово (часмин) [3]
Месяц | I | II | III | IV | V | VI |
Продолжительность дня | 742 | 932 | 1146 | 1406 | 1608 | 1722 |
Месяц | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
Продолжительность дня | 1656 | 1504 | 1246 | 1036 | 822 | 710 |
Рис. 1. Изменение продолжительности дня в г. Кемерово
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Какова продолжительность дня во время вегетационного периода (конец апреля–конец сентября)?
_________________________________________________________
2. К какой группе (по отношению к продолжительности дня) относится большинство дикорастущих растений области и почему?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
задание 6
Рельеф влияет распределение тепла, осадков, света.
Какие особенности климата характерны для равнинных и горных районов Кемеровской области?
Ход работы
1. Проанализируйте физическую карту области, обозначьте и подпишите на карте–схеме (рис. 2) стороны света и названия орографических районов. Дополните предложения.
Рис. 2. Карта–схема Кемеровской области
1. На севере расположена ___________________________, на юге – __________________, на востоке –_______________________, на западе – ____________________________.
2. Между ___________________ и ________________________ находится ___________________.
Проанализируйте климатическую карту области, карту-схему (рис. 2) и дополните предложения.
1. В Кузнецком Алатау и Горной Шории количество осадков колеблется от ________ до _______ мм в год.
2. На территории Кузнецкой котловины количество осадков колеблется от ______ до_____ мм в год.
3. На территории Западно–Сибирской равнины количество осадков колеблется от ______ до______ мм в год.
4. Наиболее засухоустойчивые растения произрастают на территории _________________, а влаголюбивые – на территории _________________________________________________________
_________________________________________________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Какова зависимость между рельефом и количеством осадков?
__________________________________________________________
2. Почему в Кемеровской области произрастают растения, отличающиеся по потребности в воде?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
задание 7
Почва – это субстрат для закрепления растений, а также источник воды и минеральных веществ. От плодородия и влажности почвы зависит развитие растительного покрова, его густота и высота, разнообразие видового состава.
Почвенный покров – одно из условий, определяющих возможности выращивания сельскохозяйственных растений. На формирование почвы оказывает влияние климат, рельеф, почвообразующие породы и живые организмы.
Какое влияние оказывает рельеф на почвенный покров Кемеровской области?
Ход работы
1. Проанализируйте почвенную карту Кемеровской области и подпишите на рис. 3 обозначения различных типов почв.
Рис. 3. Почвенная карта Кемеровской области [3]
Почвы: 1 – _____________; 2 – _____________; 3 – _____________________
2. Проанализируйте карту–схему, почвенную и климатическую карты области и дополните предложения.
1. На территории области преобладают ______________ почвы, характерные для орографических районов: ________________
_______________________________________________________.
2. На территории Кузнецкой котловины преобладают _________________________ почвы.
3. На территории Западно–Сибирской равнины преобладают _________________________ почвы.
4. Растениям черноземных почв не хватает ________________, а подзолистых – _______________________________.
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Какова зависимость между рельефом области и типами почв?
________________________________________
2. Как влияет на распространение растений по территории области неравномерность почвенного покрова?
__________________________________________
Задание 8
Организм растения на 50–90% состоит из воды. Вода необходима растениям для фотосинтеза и роста. Все биохимические процессы в клетках растений протекают в водной среде. Минеральные вещества поступают в растения и перемещаются в них только в растворенном виде.
Почвенная вода – практически единственный источник обеспечения потребностей растений в воде. В почву вода поступает в виде атмосферных осадков. Замерзание воды в почве переводит ее в форму, недоступную для поглощения корневыми системами.
Насколько снабжение растений водой в Кемеровской области зависит от сезонов года?
Ход работы
Проанализируйте табл. 5 и постройте график (рис. 4).
Дополните предложения.
1. Суммарное количество осадков в теплое время года (ІV–Χ), когда температура воздуха превышает 0º С, составляет __ мм.
2. В холодное время года (XI–ІІІ) сумма осадков составляет ___ мм.
3. Вода замерзает при температуре ___º С, такие температуры отмечаются в почве в ________ время года.
Таблица 5
Месячное и годовое количество осадков (мм) на территории г. Кемерово [3]
Месяц | Количество осадков, мм | Температура почвы, °С |
XII | 21,1 | –3,0 |
І | 18,4 | –5,4 |
ІІ | 13,9 | –4,0 |
ІІІ | 13,5 | –3,4 |
ІV | 20,5 | –0,6 |
V | 44,3 | 5,0 |
VI | 59,1 | 12,1 |
VII | 70,0 | 16,6 |
VIIІ | 61,8 | 15,7 |
ІΧ | 44,4 | 10,5 |
X | 34,5 | 4,1 |
XI | 26,9 | –0,4 |
XI-III | 93,8 | |
IV-X | 334,6 | |
За год | 428,4 |
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. В какое время года в г. Кемерово выпадает максимальное количество осадков?
________________________________________________________
2. Когда осадки недоступны для растений?
________________________________________________________
Рис. 4. Варьирование количества осадков в течение года
задание 9
Снег из-за слабой теплопроводности хорошо защищает скрытые под ним растения от сильных морозов.
Холодный период года в Кемерово длится с ноября по март.
Когда растения лучше всего защищены снежным покровом от холодов (на примере г. Кемерово)?
Ход работы
1. Проанализируйте табл. 6 и постройте график (рис. 5), на котором укажите значения показателя «высота снежного покрова».
Проанализируйте график и данные табл. 6 и дополните предложения.
1. Снег в г. Кемерово лежит в период с _____ по ______.
2. Самый высокий покров из снега устанавливается в период с ____ по ______.
Таблица 6
Высота снежного покрова (см) в г. Кемерово [3]
Месяц | Декада | Средняя декадная |
X | ||
XI | ||
XII | ||
I | ||
II | ||
III | ||
IV | ||
Рис. 5. Изменение высоты снежного покрова
Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.
1. Когда растения лучше всего защищены от холодов снежным покровом?
____________________________________________________
2. Какая опасность грозит растениям при позднем выпадении снега?
______________________________________________
задание 10
Географическое положение населенного пункта определяет его климат, рельеф и тип почв.
Какие орографические, климатические и почвенные условия характерны для населенного пункта, в котором Вы проживаете?
Ход работы