Административное регулирование в области природопользования: экологические нормативы и стандарты
Административное регулирование охватывает ряд методов управления, среди которых на основе отечественного и зарубежного опыта следует выделить: стандарты качества окружающей среды, стандарты воздействия на окружающую среду, прямые запреты, технологические стандарты, стандарты качества продукции, экологические сертификаты, разрешения и лицензии.
Самой представительной международной организацией по стандартизации, насчитывающей более 100 членов и свыше 400 международных организаций, сотрудничающих с ней, является Международная организация по стандартизации (International organization for standardizatoin — ISO), которая имеет статус специализированного учреждения ООН.
Система экологических стандартов подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований (рис. 6.4). В основе установленных стандартов лежит концепция экологического нормирования.
Совокупность экологических норм, определяющих стандарты качества окружающей среды, опирается на гигиенические нормы и использует понятие предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимой дозы (ПДД) содержания вредных веществ (рис. 6.5). ПДК — это та наибольшая концентрация вещества в окружающей среде (воздухе, воде, почве, пище), которая при достаточно длительном действии не оказывает влияния на здоровье и не вызывает оставленных эффектов (не сказывается на потомстве и т.п.). Поскольку возможный эффект зависит от времени действия, т.е. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные (устанавливающие среднюю концентрацию вредных веществ) и максимально разовые (фиксирующие максимальное значение концентрации загрязнителя в течение суток).
Рис. 6. 4. Система экологических стандартов
ПДК устанавливают в результате специальных экспериментов, при этом предусматривается многократный запас прочности рекомендуемых значений ПДК.
Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. Они устанавливают предельно допустимые эмиссии (ПДВ — предельно допустимый выброс, ПДС — предельно допустимый сброс) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника исходя из условия непревышения ПДК этих веществ на конкретной территории (в контрольных точках) при суммировании сбросов (выбросов) всех источников.
В некоторых случаях устанавливаются дополнительные нормативы воздействия: временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС). Эти нормативы устанавливаются в качестве компромисса (по социально-экономическим соображениям) для отдельных предприятий, чьи выбросы выше ПДВ (ПДС). Они устанавливаются убывающими во времени с расчетом достижения уровня ПДВ (ПДС) в результате реализации соответствующей программы.
Если ПДВ и ПДС непосредственно регламентируют интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источниками загрязнения (т.е. обладают свойством экологического норматива), то ВСВ и ВСС фактически являются отступлением от норм.
Рис. 6.5. Стандарты качества и воздействия на окружающую среду
Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основного производственного процесса, так и очистным (природоохранное оборудование). Например, в России наилучшая из доступных технологий законодательно признается в качестве эталона.
Стандарты качества продукции устанавливаются как требования к качеству готовой продукции, например стандарт содержания вредных веществ в продуктах питания, примесей в питьевой воде и т.п. Экологическая чистота (т.е. качество и безопасность) пищевых продуктов обеспечивается за счет системы контроля продукции и системы ее сертификации.
Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регламентируются нормами и стандартами и представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения. Они применяются в крайних случаях, когда производство (или выпускаемая продукция) наносит непоправимый ущерб природной среде своими выбросами (сбросами), которые невозможно снизить до безопасного уровня технологически или экономически. Таким образом, эффективным становится только полное запрещение производства. Например, в настоящее время запрещено производство и применение ДДТ, хлорфтор-углеродных соединений, фреонов, разрушающих озоновый слой. Полному запрещению может предшествовать ограничение воздействия: введение лимитов и квот на форму воздействия (лимит выпуска конечной продукции, квота на потребление отдельных видов первичных ресурсов, использование пестицидов, токсичных материалов и т.п.).
Экологические сертификаты или лицензии представляют собой документ на право осуществления экологически безопасной деятельности. Объектами экологической сертификации являются: объекты окружающей природной среды (земля, водные источники, биологические ресурсы); отходы производства и потребления; технологические процессы; услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде (экологические услуги); товары.
Разрешения и лицензии могут носить временной или разовый характер. Они предоставляются в сферах деятельности, предусматривающих их получение, а также в случаях отсутствия нормативов и стандартов в отношении какой-то деятельности, например лицензирование экспорта ресурсов животного и растительного мира.
В основе современной системы административного регулирования природопользования в России лежит экологическое нормирование. В СССР с 1976 г. установлена Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, включающая государственные (ГОСТы) и отраслевые (ОСТы) стандарты. В соответствии с законодательством Российской Федерации экологические нормативы, правила и стандарты, установленные органами государственного управления бывшего СССР, действуют на территории России вплоть до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации.
Экологическое нормирование не ограничивается регламентацией хозяйственной деятельности. В него входит система государственных экологических кадастров и стандартов территорий, в том числе кадастр особо охраняемых природных территорий.
' Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».
Развитие экологического нормирования связано с утверждением фундаментальных экологических нормативов, таких, как экологическая техноемкость территории или предельно допустимая техногенная (антропогенная) нагрузка. Практика показывает, что необходима опережающая регламентация количественного производства, запрет на размещение предприятий с уровнем природоемкости выше установленного для данной территории на основании утвержденных величин ее экологической техноемкости и предельно допустимой техногенной нагрузки. При этом установленные государством стандарты качества окружающей среды должны рассматриваться как социально гарантированный (в законодательном, организационном, финансовом отношениях) минимум экологической безопасности.