Виды воздействий АТК на окружаюшую среду
Воздействие автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду выражается:
- в загрязнении атмосферы токсичными веществами (выбросы загрязняющих веществ). Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ, картерные газы и топливные испарения.
Рис. 2 – Схема и масштабы воздействия автомобилей на окружающую среду
В атмосферу выбрасывается также значительное количество других токсичных веществ: продукты износа дорожных покрытий и шин, образующиеся процессе движения автомобилей (соответственно 10-12 кг и 8-10 кг на один средне статистический автомобиль в год), а также продукты износа тормозных накладок содержащих 30% асбеста и 5% свинца (1,0-1,5 кг на один автомобиль в год). Доля выбросов в атмосферу с ОГ автомобилей в ходе производственной деятельности предприятий АТК (маневрирование на территории АТП, СТО, гаражей, стоянок др.) незначительна и составляет 1-3% от общих выбросов всего автопарка.
- в загрязнении водных объектов (сбросы загрязняющих веществ).Основными источниками загрязнения водного бассейна являются сточные воды от мойки автомобилей, содержащие взвешенные вещества и нефтепродукты (80-85% производственных стоков); сточные воды от производственных участков, содержащие тяжелые металлы, кислоты, щелочи, краску, растворители; поверхностные сточные воды с территории АТП, содержащие нефтепродукты, тосол, тормозные жидкости и другие вредные вещества.
Основными загрязнениями в сточных водах являются взвешенные вещества и нефтепродукты.
- в образовании производственных отходов и загрязнении земель, в изменении химического состава почв и микрофлоры.Деятельность предприятий АТК сопровождается образованием большого количества промышленных отходов. Наиболее распространенными являются: отработанные масла и смазки, технические жидкости, осадки водоочистных установок; металлический, в том числе свинцовый, лом, отработавшие свой срок автомобильные шины и аккумуляторы, отходы красок, шламы и шлаки. Около 70% образующихся в процессе производства отходов представляют собой вторичное сырье, которое необходимо собирать и использовать.
- в потреблении природных ресурсов — атмосферного воздуха, необходимого для протекания рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств; нефтепродуктов и природного газа, являющихся топливом для ДВС; воды для систем охлаждения ДВС и мойки транспортных средств, производственных и бытовых нужд предприятий транспорта; земельных ресурсов, отчуждаемых под строительство объектов инфраструктуры транспорта.
- в выделении тепла, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в окружающую среду при работе ДВС и топливосжигающих установок в транспортных производствах.
При сгорании I кг автомобильного топлива образуется в среднем 2,7 кг СО2, который, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект.
При работе один среднестатистический автомобиль выделяет в окружающую среду около 70 тыс. МДж тепла в год, что усугубляет действие парникового эффекта.
В ходе функционирования АТК в атмосферу выбрасываются хлодоны и галлоны, использующиеся в автомобильных кондиционерах, рефрижераторных установках и системах пожаротушения и разрушающие озоновый слой.
- в создании высоких уровней шума и вибрации. В крупных городах России уровни шума на магистралях достигают 78-85 дБА, а в жилых помещениях (при санитарной норме 40 дБА ) - 55-63 дБА. Основными источниками шумов являются автотранспортные потоки, доля которых в общем уровне городского шума составляет 60-80%.
Источниками шума в движущемся автомобиле являются системы впуска и выпуска, коробка передач и другие агрегаты трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие с потоком встречного воздуха. Согласно действующим нормам (ГОСТ 27436-87), допустимый уровень внешнего шума одного нового автомобиля составляет:
* легковой - 80 дБ Л;
* грузовой с полной массой до 3,5 т -.81 дБА;
* грузовой с полной массой свыше 3,5 т - 86 дБА;
* автобус с полной массой до 3,5 т - 81 дБА;
* автобус с полной массой свыше 3,5 т - 82 дБА.
Уровень внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации, особенно имеющих значительные наработки, как правило, выше, чем у нового. Однако он пока не нормирован.
- в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;
- в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур.