Виды воздействий АТК на окружаюшую среду

Воздействие автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду выражается:

- в загрязнении атмосферы токсичными веществами (выбросы загрязняющих веществ). Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ, картерные газы и топливные испарения.

Виды воздействий АТК на окружаюшую среду - student2.ru

Рис. 2 – Схема и масштабы воздействия автомобилей на окружающую среду

В атмосферу выбрасывается также значительное количество других токсичных веществ: продукты износа дорожных покрытий и шин, образующиеся процессе движения автомобилей (соответственно 10-12 кг и 8-10 кг на один средне статистический автомобиль в год), а также продукты износа тормозных накладок содержащих 30% асбеста и 5% свинца (1,0-1,5 кг на один автомобиль в год). Доля выбросов в атмосферу с ОГ автомобилей в ходе производственной деятельности предприятий АТК (маневрирование на территории АТП, СТО, гаражей, стоянок др.) незначительна и составляет 1-3% от общих выбросов всего автопарка.

- в загрязнении водных объектов (сбросы загрязняющих веществ).Основными источниками загрязнения водного бассейна являются сточные воды от мойки автомобилей, содержащие взвешенные вещества и нефтепродукты (80-85% производственных стоков); сточные воды от производствен­ных участков, содержащие тя­желые металлы, кислоты, ще­лочи, краску, растворители; по­верхностные сточные воды с территории АТП, содержащие нефтепродукты, тосол, тормоз­ные жидкости и другие вредные вещества.

Основными загрязнениями в сточных водах являются взве­шенные вещества и нефтепро­дукты.

- в образовании производственных отходов и загрязнении земель, в изменении химического состава почв и микрофлоры.Деятельность предприятий АТК сопровождается образованием большого количества промышленных отходов. Наиболее распространенными являются: отработанные масла и смазки, технические жидкости, осадки водоочистных установок; металлический, в том числе свинцовый, лом, отработавшие свой срок автомобильные шины и аккумуляторы, отходы красок, шламы и шлаки. Около 70% образующихся в процессе производства отходов представляют собой вторичное сырье, которое необходимо собирать и использовать.

- в потреблении природных ресурсов — атмосферного воздуха, необ­ходимого для протекания рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств; нефтепродуктов и природного газа, являющихся топливом для ДВС; воды для систем охлаждения ДВС и мойки транспортных средств, производственных и бытовых нужд предприятий транспорта; земельных ресурсов, отчуждаемых под строи­тельство объектов инфраструктуры транс­порта.

- в выделении тепла, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в окружающую среду при работе ДВС и топливосжигающих установок в транспортных производствах.

При сго­рании I кг автомобильного топлива образуется в среднем 2,7 кг СО2, который, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект.

При работе один среднестатистический автомобиль выделяет в окружающую среду около 70 тыс. МДж тепла в год, что усугубляет действие парникового эф­фекта.

В ходе функционирования АТК в атмосферу выбрасываются хлодоны и гал­лоны, использующиеся в автомобильных кондиционерах, рефрижераторных уста­новках и системах пожаротушения и разрушающие озоновый слой.

- в создании высоких уровней шума и вибрации. В крупных городах России уровни шума на магистралях достигают 78-85 дБА, а в жилых помещениях (при санитарной норме 40 дБА ) - 55-63 дБА. Основными источниками шумов являются автотранспорт­ные потоки, доля которых в общем уровне городского шума составляет 60-80%.

Источниками шума в движущемся автомобиле являются системы впуска и выпуска, коробка передач и другие агрегаты трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие с потоком встречного воздуха. Согласно действующим нормам (ГОСТ 27436-87), допустимый уровень внешнего шума одного нового автомобиля составляет:

* легковой - 80 дБ Л;

* грузовой с полной массой до 3,5 т -.81 дБА;

* грузовой с полной массой свыше 3,5 т - 86 дБА;

* автобус с полной массой до 3,5 т - 81 дБА;

* автобус с полной массой свыше 3,5 т - 82 дБА.

Уровень внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации, особенно имеющих значительные наработки, как правило, выше, чем у нового. Однако он пока не нормирован.

- в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого ма­териального ущерба при авариях и катастрофах;

- в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении уро­жайности сельскохозяйственных культур.

Наши рекомендации