Разграничение полномочия в сфере регулирования экологических правоотношений между федеральными и региональными органами
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).
По Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию РФ и субъектов Федерации. Разделение полномочий происходит по двум признакам: пространственному;
ресурсовому.
С точки зрения пространства, представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют свои полномочия на всей территории России, а органы субъектов Федерации - только в пределах своих границ. Например, задачи государственной экологической экспертизы или экологического мониторинга являются предметом деятельности государственных органов всех уровней.
Что касается ресурсов, то в рамках одной и той же территории могут находиться природные ресурсы самого разного назначения, представляющие исключительно федеральную собственность, республиканского, краевого, областного или муниципального ведения. Это сказывается на объеме предоставляемых полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование принадлежит практически всем органам управленческого уровня. Однако каждый орган управления выдает разрешение на использование только тех природных ресурсов, которые попадают под его полномочия.
Статьи 71 и 72 К РФ разграничивают предметы ведения Российской Федерации и субъектовРФ. Основная часть экологических вопросов, включая вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами, природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также правовое регулирование экологических отношений отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В развитие конституционных норм, а также в соответствии с экологической политикой государства в России действует экологическое законодательство. Основная роль в системе законодательства принадлежит федеральным законам и подзаконным актам, принимаемым федеральными органами власти. Законодательство развивается под воздействием двух тенденций — консолидации и дифференциации правового регулирования. Консолидация правового регулирования выражается в принятии нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды в целом. Проявлением консолидации являются федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической экспертизе» (1998). Одновременно с учетом специфики отдельных компонентов природной среды — природных объектов, развивается законодательство, дифференцировано регулирующее экологические отношения, в зависимости от того, применительно к каким природным объектами они осуществляются. Свидетельством дифференцированного правового регулирования являются Земельный (2001), Водный (1995) и Лесной (1997) кодексы РФ, законы «О недрах» (в новой редакции 1995 год), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О животном мире» (1995). В законотворческой деятельности в соответствующих случаях применяется экосистемный подход к регулированию экологических отношений. Его использование связано с пониманием значимости и специфики отдельных экосистем, нуждающихся в охране и регулировании использования на комплексной основе. Среди законов, которые основаны на применении экосистемного подхода действуют законы «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «Об озере Байкал» (1999). Относительно самостоятельное место в системе экологического законодательства занимают нормативные правовые акты, посвященные решению проблемы предупреждения и устранения угрозы загрязнения окружающей среды химическими веществами, опасными и иными отходами. В этой области действуют законы «Об отходах производства и потребления» (1997), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1998), «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» (1996).
Положения законов в необходимых случаях развиваются в Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. Президент РФ имеет право также принимать указы по вопросам, не урегулированным в федеральных законах, тем самым, создавая новые нормы. Среди Указов Президента РФ важное значение для регулирования экологических отношений играют указы от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»; от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах».
Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, составляют наиболее многочисленную группу источников экологического права. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов и не могут устанавливать новые, не предусмотренные законом нормы. Они не носят комплексного характера, а являются тематически узко специальными. Экологическое законодательство субъектов РФ представлено законами по различным, обычно имеющим значение для соответствующего субъекта РФ, вопросам и подзаконными актами. К примеру, в Республике Карелия, богатой лесными ресурсами, развито лесное законодательство. Здесь, в частности, принят Закон «О порядке и условиях взимания лесных податей и определения их минимальных ставок в лесах Республики Карелия» (1995). В Республике Тыва в 1996 г. принят Закон «О недрах», а также развито земельное законодательство. Закон «О недрах» (1996) также принят в Республике Марий Эл. В Краснодарском крае особое внимание уделяется охране земель. Здесь действуют законы «Об охране земель сельскохозяйственного назначения» (1996), «О мелиорации земель» (1997), «О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае» (1997).
На уровне местного самоуправления обычно издаются правовые нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд, населения сельских населенных пунктов, утилизации бытовых отходов, порядке пользования парками и городскими лесами.
Таким образом, российское экологическое право развивается как сложный комплекс правовых норм, регулирующих экологические отношения. Правовые экологические нормы содержатся в разнообразных правовых нормативных актах, принимаемых органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях, а также местными органами самоуправления.
25. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.
В соотв. с ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, кот сбрасывались в процессе производства или потребеления, а также товары или продукция полностью или частично утратившие свои потребит. свойства. Помимо этого под отходами понимаются: твердые бытовые отходы, образовашиеся в рез-те жизнедеят-ти людей; породы, образ. при добыче полезных ископаемых, а также побочные и попутные продукты. Опасными считаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами или содержащие возбудителей инфекционных болезней или представляющие непосредственную или потенциальную опасность для окруж. прир. среды или здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В зависимости от опасности отходы делятся на 4 гр. токсичности: малоопасные, умеренно опасные, высоко опасные, чрезвычайно опасные.
Порядок захоронения отходов. Неопасные – складируются на общих площадках, отведенных под городские свалки решением местных администраций. Токсичные отходы – захорон. по решению террит. органов охр. окруж. среды (по экологии и природопользованию) на спец. отведенных полигонах. В составе полигона предусмотрено: завод по переработке и обезвреживанию отходов, спец. отведенный для этого земельный участок для захоронения отходов, хоз. зона. Вокруг полигона устанавливается санитарно-защитная зона.
Отходы как объект права собственности. По общему правилу ПС на отходы принадлежат собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов или иных изделий или продуктов, а также товаров в результате использования кот. эти отходы образовались. ПС может быть приобретено др. лицами в след. случаях: в результате гражданско-правовых сделок, на основании возникновения бесхозяйной вещи (6 месяцев пользования). Хранение отходов – это изоляция с учетом временной нейтрализации отходов, направл. на снижение их опасности для окруж. среды. Для хранения отходов устанавливается опред. срок нахождения в местах складирования, н-р: хранение отходов на территории п/п допускается до момента их использования в послед-м технологическом цикле, например до отправки их на переработку.
Перевозка отходов: внутренняя и внешняя. Ввоз отходов не тер. РФ в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Ввоз отходов на тер. РФ в целях их использования осущ. на основании разрешения, выданного федеральной службой по экологии и природопользованию совместно с федеральным агентством по атомному, технологическому и экологическому надзору.
Требования к юр. и физ. лицам осущ. деятельность, связ. с обращением отходами: данная деятельность вкл. в себя наличие спец. разрешения на осущ. деят-ти по обращ. с отходами, проведение мониторинга состояния окр. прир. среды на террит. размещ. объекта размещ. захоронения, проведение учета образующихся, использования обезвреженных отходов либо проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения, соблюдение требований предупреждения аварий, связ. с обращением с отходами и принятие неотложных мер по ликвидации.