Антропоцентрический, технологический, технократический подход к решению вопроса о месте человека в природе

Введение

Одной из наиболее острых проблем современности является сохранение среды обитания человечества. Любые успехи научно-технического прогресса будут обречены, если они сопровождаются разрушением природы. Человек не сможет жить без чистого воздуха, свободных от вредных примесей воды и продуктов питания

Тейяр де Шарден

(1881-1955; Teilhard de Chardin Р. – палеонтолог, антрополог, философ, теолог – Франция, Китай, США)

Необходимость экологического воспитания и обучения людей Земли становится не только актуальной, но уже кричащей, уже нетерпящей отложения современной проблемой. Быстрый, экспоненциальный рост населения, требующий тысячекратных затрат природных ресурсов на каждого человека, особенно продуцентов, ведет к их быстрому истощению. Сокращаются леса, уменьшаются площади пахотных земель и их плодородие, выше всяких норм загрязняется вредными веществами воздух городов, вода рек, водоемов, растут пустыни, горы отходов.

Однако большинство населения Земли, включая многие властные структуры, не осознает надвигающейся глобальной угрозы жизни не только человеку, но и всему живому. По-прежнему господствует беспечное, хищническое отношение человека к Природе, к биосфере и даже к самому себе (курение, пьянство, войны). Многие считают, хотя это далеко не так, что человек – высшее (божественное) создание, он – гегемон природы, ему все дозволено, ему все подчиняется, природа – его служанка, его собственность, он может ее преобразовывать и улучшать, он способен решать любые задачи экологии, биосферы, потребностей человека и т.д. Подобное мировоззрение владеет бесспорно большинством людей и постоянно воспроизводится современным воспитанием, обучением, жизненной действительностью. И в этом кроется главная экологическая опасность, поскольку такое укоренившееся мировоззрение миллиардов людей очень трудно развернуть в нужном для их же спасения направлении и исключить их деятельность, губительную для биосферы.

Цель данного курса лекций – внести скромный вклад в экологическое просвещение, прежде всего молодежи, которая будет строителем новых отношений в биосфере. Кратко изложены основы учения о биосфере, виды воздействия на нее человека. Описаны методы и процессы очистки от загрязнений атмосферы, воды и суши, в частности, химические и физико-химические методы.

Лекция 1

Предмет, структура, проблемы, задачи, методы науки экология

Человек природу с природой разъединил, разорвал ее напополам, а сам попал между. Давление справа, давление слева, а еще сверху – Бог, а еще снизу – гроб.

Марина Цветаева

(1892-1941 – поэтесса – Россия, СССР)

Предмет экологии

Экология – наука биологического цикла, сформировалась в рамках биологической науки. Ее предмет:

1) взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей неживой природой (средой);

2) закономерности размещения и организации сообществ растений и животных;

3) динамика их численности;

4) факторы выживания и продуктивности;

5) потоки энергии и круговороты веществ, в которых участвуют организмы.

Наиболее краткое определение экологии: наука о взаимоотношениях организмов и среды их обитания.

Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, обитель, дом и logos – слово, учение) ввел в 1866 г Эрнст Геккель (1834–1919) – немецкий зоолог, дословно он означает «знание, учение о доме, обители, месте обитания».

Это и другие определения науки экологии не уточняют, включается ли в число «организмов» человек – не просто как биологический вид, а как человеческое сообщество, вместе со своими хозяйством и специфической средой обитания, т.е. как цивилизация.

При определении предмета науки экологии необходимо решить вопрос, будет ли человеческое общество включаться в число «живых организмов природы». К решению этой проблемы в современной экологии существует два подхода, две системы взглядов на взаимоотношения Человека и Природы.

Антропоцентрический, технологический, технократический подход к решению вопроса о месте человека в природе

Согласно этому подходу человек не включается как цивилизация в число организмов природы. Считается, что законы, управляющие жизнью сообществ растений и животных в природе не распространяются на человека (или играют подчиненную роль по отношению к законам жизни людей).

Живая природа и человеческое общество рассматриваются как 2 разные системы, внутренние связи в каждой из которых сильнее и существеннее, чем связи между ними.

При таком подходе собственно экология остается в классических рамках – биологии, предметом экологии как науки остается взаимоотношение живых организмов природы и среды их обитания, а для человека и связанных с его деятельностью экологических проблем отводится наука об окружающей среде.

При таком подходе взаимоотношения человека и природы строятся по правилам, которые устанавливает сам человек. Возникшие проблемы окружающей среды считаются следствием неправильного ведения хозяйства, высокой отходности и ресурсоемкости, несовершенства технологий. Потому эти проблемы выглядят принципиально устранимыми технологическим путем, а законы природы не могут и не должны мешать экономическому росту, научно-техническому и социальному прогрессу человечества.

Антропоцентрический подход характерен для многих политиков, экономистов, хозяйственников и представляется естественным для большинства инженеров вынужденных решать проблемы загрязнения окружающей среды для своего конкретного предприятия в рамках своих служебных обязанностей.

Наши рекомендации