Ответственность в сфере нарушения правил обращения опасных отходов в Российской Федерации
Правовое регулирование общественных отношений строится следующим образом. Отрасли частного права (в первую очередь гражданское право) создают правовую основу для экономического оборота. Административное право (самая обширная по своему содержанию отрасль) устанавливает правила поведения в тех областях деятельности, которые представляют повышенную опасность для общества, а также, обладая властно-распорядительным методом, регулирует отношения между субъектами предпринимательской деятельности и контролирующими (надзирающими) органами.
Согласно статье 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Дисциплинарная ответственность в сфере обращения с опасными отходами производства и потребления может наступать для сотрудников предприятий, нарушивших правила обращения с отходами. При этом работодатель в лице администрации предприятия или иного хозяйствующего субъекта может применить к сотрудникам, нарушившим указанные правила, дисциплинарные взыскания, установленные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (в редакции) № 197 – ФЗ, – замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям.
В составе имущественной ответственности в данной сфере, помимо гражданско – правой, следует выделить материальную ответственность, которая может наступать для сотрудников юридических лиц – субъектов хозяйственной деятельности, нарушившими требования безопасного обращения с опасными отходами, что первую очередь повлекло нанесение вреда имуществу юридического лица (статья 238 Трудового Кодекса РФ), а также окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.
Гражданско-правовая ответственность в сфере обращения с отходами производства и потребления может состоять в обязанности возмещения вреда окружающей среде, имуществу органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, здоровью и имуществу физических лиц, причиненного вследствие нарушения правил обращения с опасными отходами. Порядок возмещения причиненного вреда в данном случае определяется в соответствии с общими положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, об обязательствах вследствие причинение вреда (в том числе источниками повышенной опасности), а также положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды" о порядке исчисления размера вреда окружающей среде.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (в редакции от 8 декабря 2011 года) № 195-ФЗ содержит ряд норм об ответственности за нарушение правил обращения с отходами. Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Штраф, налагаемый по данной статье на юридических лиц, составляет от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей либо может быть применено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Так, например, в Постановление Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2008 по делу № А11-8793/2007-К2-22/479, Владимирская природоохранная прокуратура в августе 2007 года провела проверку ООО "Прод-Мастер" на предмет соблюдения природоохранного законодательства и установила, что в процессе деятельности магазинов Общества, расположенных в городе Владимире и во Владимирской области, образуются твердые бытовые отходы, использованные ртутные лампы, на вывоз которых Общество заключило договор с ООО "Владимир Эко-Транс" и другими перевозчиками (в городах Кольчугино, Гусь-Хрустальный, Ковров). При этом лимиты на размещение отходов у Общества отсутствуют. По результатам проверки Владимирский природоохранный прокурор 17 августа 2007 принял постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном в статье 8.2 КоАП.
Материалы административного дела переданы в Департамент, рассмотрев которые, последний вынес постановление от 04.09.2007 N 04-08/79 о назначении ООО "Прод-Мастер" наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Но общество посчитало данное постановление незаконным и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 11, пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и статьями 8.2, 28.2 КоАП, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и об отсутствии нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения. Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 20 сентября 2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2007 по делу № А11-8793/2007-К2-22/479 оставил без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прод-Мастер"- без удовлетворения.
Общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно данной статье отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за следующие действия:
1) сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ)
2) порча земель ( ст. 8.6 КоАП)
3) нарушение правил охраны водных объектов (часть 5 статьи 8.13 КоАП РФ)
4) загрязнение отходами окружающей среды (ст.8.19 КоАП РФ)
5) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по внесению платы за размещение отходов (8.41 КоАП РФ)
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по внесению платы за размещение отходов также установлена административная ответственность. Например, статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Административная ответственность за безлицензионную деятельность, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена статьей 14.1 КоАП РФ – если деятельность связана с извлечением прибыли, осуществляется без специальной лицензии, а лицензия обязательна и статьей 19.20 КоАП РФ – если деятельность не связана с извлечением прибыли, осуществляется без специальной лицензии, а лицензия обязательна.
На сегодняшний день сложилась обширная практика применения данных статей Кодекса (например, Постановление ФАС СЗО от 4 октября 2010 года по делу № А05-3622/2010, Постановление ФАС СЗО от 20 августа 2010 года по делу № А44-845/2010, Постановление ФАС МО от 19 октября 2009 года по делу № А41-15323/09, Постановление ФАС СКО от 13 января 2010 года по делу № А32-20832/2009-59/292-128АЖ).
Анализ судебно-следственной практики по делам об экологических преступлениях показывает, что хозяйственные субъекты в погоне за прибылью не всегда учитывают правовые последствия нарушения норм публичного права. Так, Федеральный закон от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления. Статья 4 Закона № 89-ФЗ содержит гражданско-правовые нормы, определяющие право собственности на отходы производства и потребления лица, в чьей собственности находились сырье, материалы, полуфабрикаты, иные изделия или продукты, в результате использования которых эти отходы образовались.
Статья 14 Закона № 89-ФЗ гласит: индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности путем составления паспорта опасности отходов. Такую паспортизацию осуществляет Росприроднадзор.
Нарушение установленного порядка влечет ответственность вплоть до уголовной. Так, статья 247 (Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает наказание за нарушение правил транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами. Причем часть первая рассматриваемой статьи является составом угрозы. То есть ответственность наступает при создании угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 года № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.
Более строгая ответственность установлена частями 2 и 3 статьи 247 Уголовного Кодекса Российской Федерации, когда деяние причинило вред здоровью человека либо повлекло массовую гибель животных, а равно совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Если же преступление повлекло по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет.
Следует отметить, что статья 247 Уголовного Кодекса Российской Федерации является одной из самых успешно применяемых среди норм Кодекса, устанавливающих ответственность за преступное загрязнение природы.
Так, в 2008 году в суд было направлено 22 уголовных дела, а в 2009 году – 19 дел.
Для сравнения приведем статистику по другим экологическим преступлениям. Например, в 2008 году из 28 возбужденных уголовных дел по статье 250 Уголовного Кодекса Российской Федерации, направлено в суд только два, а в 2009 году из 19 дел – одно. Из семи уголовных дел, возбужденных в 2008 году по статье 251 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в суд не направлено ни одного. Тот же результат и в 2009 году: из девяти дел – ни одного. Из 27 уголовных дел, возбужденных в 2008 году по статье 254 Уголовного Кодекса Российской Федерации, направлено в суд только два, а в 2009 году из 24 дел – четыре.
Так например, приговором Усть-Катавского городского суда Челябинской области осуждены по части 1 статьи 247 Уголовного Кодекса Российской Федерации, Е.А. Баев и Г.А. Зуев, которые учредили на подставное лицо ООО "Промэкология плюс". Не имея соответствующей лицензии, они организовали незаконную транспортировку опасных токсичных промышленных отходов с ФГУП "Приборостроительный завод" на территорию ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод".
В другом деле признан виновным в совершении преступления, предусмотренного части 1 статьи 247 Уголовного Кодекса Российской Федерации, В.С. Радченко, генеральный директор ОАО "Пурнефтеотдача", который, не имея лицензии, незаконно транспортировал и хранил в поврежденной упаковке и открытой таре в двух складских помещениях гипертоксичные (I – III классы опасности) отходы, что создавало угрозу причинения вреда здоровью человека и окружающей среде.
По части 2 статьи 247 Уголовного Кодекса Российской Федерации осужден заместитель генерального директора ООО "Эко Строй" Н.Ф. Яруничев, который организовал хранение химических веществ и опасных отходов на территории поселка Куровской Дзержинского района Калужской области. Эти действия привели к загрязнению окружающей среды. В атмосферном воздухе обнаружены превышения ПДК по фенолу в 10,7 раза, по аммиаку – в 1,4 раза; в почве обнаружены превышения ПДК по нефтепродуктам в 199 раз, по сульфатам – в 5,7 раза, по сере – в 11,8 раза, по меди – в 267 раз.
Уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере, предусмотрена статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации. Эти факты свидетельствуют о том, что в сфере обращения опасных отходов допускаются массовые нарушения закона. Причины такого положения – превалирование сиюминутной экономической выгоды над экологическими интересами общества, недооценка важности задачи сохранения окружающей среды – места обитания человека.