Урок 14. экологический календарь

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

участвовать по мере сил в охране природы;

иметь представление об экологии;

знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.

Метапредметные результаты:

высказывать предположения о том, что такое экология;

находить в тексте учебника определение экологии как науки;

рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;

выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;

вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;

в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);

подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

Личностные результаты:

понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;

воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками-значками экологических дней. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. Изготовьте наклейки для демонстрации на уроке дат экологического календаря на настенном календаре в классе. Для этого сделайте цветную ксерокопию рисунков-значков экологических дней из учебника (с. 50—51), вырежьте их и с обратной стороны наклейте кусочки двухстороннего скотча.

Ход урока

Актуализация знаний и умений. В начале урока следует повторить материал предыдущих уроков о календарях по вопросам:

1. Зачем нужны календари?

2. Какие бывают календари?

3. Какие государственные праздники вы знаете?

4. Какие дни называются погодоуказателями?

Целеполагание. Затем учитель берет в руки кукол-помощников и сообщает: «Ребята, наши друзья к сегодняшнему уроку выучили стихотворения. Послушайте их и скажите, о чем говорится в этих стихах. Что между ними общего?» Читает стихотворения от имени кукол-помощников:

В домике круглом, Вот потянулась

В круглом окошке Лениво улитка,

Грела улитка Вот затворила улитка

На солнышке рожки. Калитку,

Грела улитка Спрятала ключ

На солнышке рожки, И отправилась спать

И разморило улитку В самую круглую

Немножко. В мире кровать.

И. Пивоварова

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий — к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

И. Токмакова

Куклы раскланиваются. Учитель повторяет вопросы: «О чем говорится в этих стихотворениях? Что между ними общего?» (Стихи рассказывают о домиках, в которых живут животные.)

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, а теперь рассмотрим рисунок на с. 48—49 учебника. Какие животные, растения вам знакомы? Давайте подумаем, где у каждого из этих животных дом. Какой дом у оленя? у жука? у улитки?» Дети рассуждают вместе с учителем и приходят к выводу, что вся планета Земля — как огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озера, горы, поля и реки — это все «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами.

Учитель: «Давайте вспомним, что вы узнали в 1 классе о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой?» Дети с помощью учителя вспоминают пройденный материал и делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жильцами. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой науки — замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом и «логос» — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — планете Земля.

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает детям выполнить задание № 1 на с. 32 рабочей тетради.

Аналитический этап. Затем учитель задает вопросы о том, что сегодня угрожает природе, как ее охраняют люди, как дети берегут и охраняют природу. После ответов детей учитель спрашивает о том, какого цвета они выбрали бы флаг для своей науки, если бы были учеными-экологами. Окончательно выбирают зеленый цвет флага после прочтения первого абзаца текста на с. 49 учебника.

Тренировочные упражнения.Выполняют задание № 2 на с. 32 рабочей тетради.

Аналитический этап. Далее учитель говорит о том, что в любом доме жильцы постоянно заботятся о чистоте и порядке в нем. Вместе с детьми читает текст на с. 49 и обсуждает описание случаев экологического неблагополучия, виновником которых бывает человек. Вместе с детьми формулирует выражения «экологические дни», «экологический календарь» и цель этого календаря.

Непосредственно переходя к рассмотрению экологического календаря, учитель говорит: «Ребята, сейчас мы превратим наш обычный настенный календарь в особый, экологический. Для этого отметим в нем международные экологические дни». С помощью текста на с. 50—51 учебника дети и учитель называют экологические дни, обсуждают их смысл. При этом можно обратить внимание на то, что 22 марта во Всемирный день воды еще отмечается и День поэзии — праздник поэтического искусства и его создателей — поэтов. Последовательно, используя наклейки, дети отмечают даты экологического календаря на настенном календаре в классе. Определяют, какой из названных дней ближайший по времени к дате урока.

Тренировочные упражнения. Учащиеся вместе с учителем обсуждают план проведения этого дня для выполнения в скором будущем творческого задания на с. 34—35 рабочей тетради.

Затем учитель просит детей ответить на вопросы: «Почему экологические дни так разнообразны? Что такое экология? Что такое экологический календарь?» Просит привести примеры экологических дней.

Выводы и обобщения. Завершается урок чтением вывода на с. 51 учебника. Учитель, спрашивает у детей, все ли им понятно по данной теме, кого заинтересовала наука экология, кто из ребят хотел бы стать экологом.

Региональный компонент. Приведите учащимся контрастные примеры 1) небрежного отношения к природе, что может в результате привести к экологическому неблагополучию в вашем крае и 2) охраны природы, по возможности назвав учреждения (организации) и лиц, осуществивших в вашем городе (селе) эти мероприятия.

Физкультминутки. Учитель произносит слова сказки, дети вслед выполняют движения:

Теремок (Руки «крышей» над головой.)

Не низок, не высок. (Приседают и приподнимаются на носки.)

В теремке мышка-норушка, (Машут рукой-«хвостиком».)

Лягушка-квакушка, (Сжимают и разжимают ладони рук.)

Зайчик-побегайчик, (Руки у головы изображают длинные уши; подскоки.)

Волк — зубами щелк, (Руки изображают пасть волка.)

Медведь. (Переступают с ноги на ногу вразвалочку.)

Стук в дверь каждого персонажа изображается ударом кулака одной руки в раскрытую ладонь другой.

Домашнее задание: теоретический материал на с. 48—51 учебника, задание № 3 на с. 33 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребенка рассказать вам об экологическом календаре, о ближайшей экологической дате и о предстоящем празднике в этот день. Постарайтесь по возможности принять активное участие в празднике и совместно с ребенком подготовьте фоторассказ о нем на с. 34—35 рабочей тетради.

Глоссарий.

Экология –наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

За страницами учебника

(раздел «Вселенная, время, календарь»)

Организуйте путешествие в ближайший городской парк, за околицу села для наблюдения за природой. К приведенным в учебнике приметам об изменениях погоды подберите народные предсказания по внешнему виду растений и поведению животных вашего края.

Побеседуйте с детьми на темы:

1. Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной.

2. Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений.

Проведите театрализованный праздник с использованием творчества народов вашего края (детские заклички солнцу, дождю, радуге, насекомым, цветам; загадки о солнце, луне, звездах, ветре, воде, земле; предметы быта, украшенные узорами с образами природы).

[1] Поскольку практическая работа с термометром может занять целый урок, тему «Погода» учитель может разделить на два урока. Второй урок по этой теме предлагается организовать на основе изучения теоретического материала учебника (с. 32—35) и выполнения заданий № 2, № 3 и № 4 на с. 24—25 рабочей тетради.

Наши рекомендации