Урок 14. экологический календарь
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
участвовать по мере сил в охране природы;
иметь представление об экологии;
знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.
Метапредметные результаты:
высказывать предположения о том, что такое экология;
находить в тексте учебника определение экологии как науки;
рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;
выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;
вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;
в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);
подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.
Личностные результаты:
понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;
воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры.
Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками-значками экологических дней. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.
Предварительная работа. Изготовьте наклейки для демонстрации на уроке дат экологического календаря на настенном календаре в классе. Для этого сделайте цветную ксерокопию рисунков-значков экологических дней из учебника (с. 50—51), вырежьте их и с обратной стороны наклейте кусочки двухстороннего скотча.
Ход урока
Актуализация знаний и умений. В начале урока следует повторить материал предыдущих уроков о календарях по вопросам:
1. Зачем нужны календари?
2. Какие бывают календари?
3. Какие государственные праздники вы знаете?
4. Какие дни называются погодоуказателями?
Целеполагание. Затем учитель берет в руки кукол-помощников и сообщает: «Ребята, наши друзья к сегодняшнему уроку выучили стихотворения. Послушайте их и скажите, о чем говорится в этих стихах. Что между ними общего?» Читает стихотворения от имени кукол-помощников:
В домике круглом, Вот потянулась
В круглом окошке Лениво улитка,
Грела улитка Вот затворила улитка
На солнышке рожки. Калитку,
Грела улитка Спрятала ключ
На солнышке рожки, И отправилась спать
И разморило улитку В самую круглую
Немножко. В мире кровать.
И. Пивоварова
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
И. Токмакова
Куклы раскланиваются. Учитель повторяет вопросы: «О чем говорится в этих стихотворениях? Что между ними общего?» (Стихи рассказывают о домиках, в которых живут животные.)
Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, а теперь рассмотрим рисунок на с. 48—49 учебника. Какие животные, растения вам знакомы? Давайте подумаем, где у каждого из этих животных дом. Какой дом у оленя? у жука? у улитки?» Дети рассуждают вместе с учителем и приходят к выводу, что вся планета Земля — как огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озера, горы, поля и реки — это все «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами.
Учитель: «Давайте вспомним, что вы узнали в 1 классе о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой?» Дети с помощью учителя вспоминают пройденный материал и делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жильцами. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой науки — замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом и «логос» — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — планете Земля.
Тренировочные упражнения. Учитель предлагает детям выполнить задание № 1 на с. 32 рабочей тетради.
Аналитический этап. Затем учитель задает вопросы о том, что сегодня угрожает природе, как ее охраняют люди, как дети берегут и охраняют природу. После ответов детей учитель спрашивает о том, какого цвета они выбрали бы флаг для своей науки, если бы были учеными-экологами. Окончательно выбирают зеленый цвет флага после прочтения первого абзаца текста на с. 49 учебника.
Тренировочные упражнения.Выполняют задание № 2 на с. 32 рабочей тетради.
Аналитический этап. Далее учитель говорит о том, что в любом доме жильцы постоянно заботятся о чистоте и порядке в нем. Вместе с детьми читает текст на с. 49 и обсуждает описание случаев экологического неблагополучия, виновником которых бывает человек. Вместе с детьми формулирует выражения «экологические дни», «экологический календарь» и цель этого календаря.
Непосредственно переходя к рассмотрению экологического календаря, учитель говорит: «Ребята, сейчас мы превратим наш обычный настенный календарь в особый, экологический. Для этого отметим в нем международные экологические дни». С помощью текста на с. 50—51 учебника дети и учитель называют экологические дни, обсуждают их смысл. При этом можно обратить внимание на то, что 22 марта во Всемирный день воды еще отмечается и День поэзии — праздник поэтического искусства и его создателей — поэтов. Последовательно, используя наклейки, дети отмечают даты экологического календаря на настенном календаре в классе. Определяют, какой из названных дней ближайший по времени к дате урока.
Тренировочные упражнения. Учащиеся вместе с учителем обсуждают план проведения этого дня для выполнения в скором будущем творческого задания на с. 34—35 рабочей тетради.
Затем учитель просит детей ответить на вопросы: «Почему экологические дни так разнообразны? Что такое экология? Что такое экологический календарь?» Просит привести примеры экологических дней.
Выводы и обобщения. Завершается урок чтением вывода на с. 51 учебника. Учитель, спрашивает у детей, все ли им понятно по данной теме, кого заинтересовала наука экология, кто из ребят хотел бы стать экологом.
Региональный компонент. Приведите учащимся контрастные примеры 1) небрежного отношения к природе, что может в результате привести к экологическому неблагополучию в вашем крае и 2) охраны природы, по возможности назвав учреждения (организации) и лиц, осуществивших в вашем городе (селе) эти мероприятия.
Физкультминутки. Учитель произносит слова сказки, дети вслед выполняют движения:
Теремок (Руки «крышей» над головой.)
Не низок, не высок. (Приседают и приподнимаются на носки.)
В теремке мышка-норушка, (Машут рукой-«хвостиком».)
Лягушка-квакушка, (Сжимают и разжимают ладони рук.)
Зайчик-побегайчик, (Руки у головы изображают длинные уши; подскоки.)
Волк — зубами щелк, (Руки изображают пасть волка.)
Медведь. (Переступают с ноги на ногу вразвалочку.)
Стук в дверь каждого персонажа изображается ударом кулака одной руки в раскрытую ладонь другой.
Домашнее задание: теоретический материал на с. 48—51 учебника, задание № 3 на с. 33 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребенка рассказать вам об экологическом календаре, о ближайшей экологической дате и о предстоящем празднике в этот день. Постарайтесь по возможности принять активное участие в празднике и совместно с ребенком подготовьте фоторассказ о нем на с. 34—35 рабочей тетради.
Глоссарий.
Экология –наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
За страницами учебника
(раздел «Вселенная, время, календарь»)
Организуйте путешествие в ближайший городской парк, за околицу села для наблюдения за природой. К приведенным в учебнике приметам об изменениях погоды подберите народные предсказания по внешнему виду растений и поведению животных вашего края.
Побеседуйте с детьми на темы:
1. Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной.
2. Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений.
Проведите театрализованный праздник с использованием творчества народов вашего края (детские заклички солнцу, дождю, радуге, насекомым, цветам; загадки о солнце, луне, звездах, ветре, воде, земле; предметы быта, украшенные узорами с образами природы).
[1] Поскольку практическая работа с термометром может занять целый урок, тему «Погода» учитель может разделить на два урока. Второй урок по этой теме предлагается организовать на основе изучения теоретического материала учебника (с. 32—35) и выполнения заданий № 2, № 3 и № 4 на с. 24—25 рабочей тетради.