Уголок живой природы и его организация
Уголок живой природы в школе - это специальные участки класса, биологические кабинеты, станции юннатов, секции и клубы для проведения натуралистических занятий. По способу своей организации и расположения различаются следующие виды уголков живой природы: 1) внутришкольные (расположенные в здании школы): классные (по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией), рекреационные, кабинетные; 2) внешкольные, находящиеся в специально выстроенном помещении.
Современные помещения в школе, предназначенные для натуралистической работы, служат не только для содержания животных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточного материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранилище препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации представления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.
Традиционно уголок живой природы включает в себя следующие отделы:
1) растительный: декоративные представители тропической флоры (комнатные или оранжерейные: кактусы; лиственные растения, как-то: аспидистра, антуриум, аспарагус, аукуба, бамбук, драцена, кливия, нефролепис, плющ обыкновенный, плющ восковой); виды умеренного климата - дикорастущие, культивированные; допускается группировка растений по их родине - растения влажных тропических лесов (бегония, монстера), субтропиков (пеларгония, хлорофитум), пустынь (алоэ древовидное, сансевьера), водные (стрелолист, элодея канадская).
При этом необходимо учитывать, что в последнее время данный отдел («зеленый уголок» или «зимний сад») нередко рассматривается как самостоятельная разновидность живого уголка, наиболее экологически приемлемая форма экологического дизайна школьных интерьеров, где рекомендуется: а) максимальное использование вертикальной плоскости (крепление емкости с растениями на кронштейнах у капитальных стен, колонн, размещение на декоративных решетках; перегородках, экранах); б) создание объемно-пространственных композиций - «копий» природных ландшафтов; в) использование флорариев (стеклянных теплиц большого размера, где микроклимат регулируется с помощью приборов) в слабоосвещенных холлах, нишах; оконной теплички на подоконнике; микроландшафтного садика в круглом аквариуме на столе преподавателя или в углу класса.
2) животный: рыбы (карась, язь, линь, красноперка, верховка (малявка), пескарь, окунеобразные, вьюн обыкновенный, ротан, колюшки), земноводные (шпоровые лягушки, иглистые тритоны), пресмыкающиеся (среднеазиатская черепаха, ящерицы), птицы (чечетка, чиж, щегол, обыкновенная чечевица, обыкновенная овсянка, волнистые попугайчики, канарейка), млекопитающие (бурундук, хомячки, белка обыкновенная, морская свинка, крыса); моллюски, насекомые, паукообразные и др.
3) эколого-краеведческий, в котором учитываются основные требования к минимуму эколого-краеведческих представлений детей 6-9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых территорий, 10-15 видов птиц; умение узнавать охраняемые растения и животных, различать ядовитые грибы и растения.
Изучение во взаимосвязи элементов органического и неорганического мира способствует комплексному знакомству с биосферой, выявлению их взаимосвязей между собой и окружающей средой. При этом любой уголок должен преследовать конкретные цели, исходя из общих учебно-воспитательных задач школы.
Целесообразно предусматривать на земельных школьных участках «вольные» уголки живой природы: маленькая заповедная территория с культивируемым ландшафтом, предназначенная для привлечения в него разнообразных диких животных (птиц, мелких зверей, в теплое время - земноводных, некоторых пресмыкающихся) при соблюдении условий, максимально приближенных к естественным.
Почему же так важен непосредственный контакт ребенка с растениями и животными? Работая с ними в уголке живой природы он, узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворение которых происходит лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для данного организма. Учителю также необходимо объяснить детям, что таким домом для растений и животных, находящихся в школе, является уголок живой природы, значит, дети должны следить за ним, содержать в чистоте, чтобы животным было уютно и комфортно. Такой подход позволяет пробудить интерес к миру природы, воспитать в детях чувство ответственности.
Безусловно, организация уголка природы в школе требует от учителя много сил и времени. Поэтому сейчас, несмотря на его значимость для правильного развития младших школьников, он существует лишь в некоторых школах. Его обустройство требует специального оборудования, необходимого для нормального существования живых существ; знаний о том, каких животных и растений целесообразнее содержать в уголке; умения ухаживать за каждым отдельным представителем.
Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка: 1) комната для уголка должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.); 2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (наличием помещения, средств по уходу); 3) учет требований программы по природоведению; 4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения; 5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного возраста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни); 6) при отборе растений и животных следует акцентировать внимание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса строением тела и повадками); 7) размещение в уголке живой природы питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более светлом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких условиях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого-то одного обитателя среди других; 8) учет эстетических требований: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным; 9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, таз, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном порядке, к чему приучают детей после окончания работы.
Каковы же особенности содержания различных представителей в уголке живой природы?
Комнатные растения - важное условие организации живого уголка. При их подборе учитываются особенности помещения: если окна выходят на южную сторону, целесообразно размещать на подоконниках светолюбивые растения; на северную - теневыносливые. На примере выбираемых растений учитель должен иметь возможность познакомить детей с внешним строением их органов, способами размножения, проводить разнообразную практическую работу по выращиванию.
Специалисты советуют содержать следующие распространенные и неприхотливые виды: а) аспидистру высокую - субтропическое теневыносливое растение, являющееся прекрасным объектом при показе способа размножения при помощи отрезков корневища с почками (во время ее цветения можно провести опыты по опылению, а после созревания семян - по выращиванию взрослого растения из них); б) aлоэ древовидное (столетник), с которым можно проводить опыты по выяснению степени его потребности в воде (детям необходимо сообщить о его широко используемых лекарственных свойствах); в)бегонию (по характеру размножения - бегонию королевскую, вечнооцветущую, клубневую повислую); г) бальзамин (недотрога); д) колеус (кротон бедняка) – декоративное растение, быстро размножающееся в условиях уголка, влаголюбивое и хорошо растущее при обильном свете; его выращивают в школе для наблюдений за ростом растений, изменением окраски листьев в зависимости от освещения и температуры; е) сансевьеру трехполосную (англ. тещин язык, амер. Змеиная кожа) - тропическое светолюбивое, неприхотливое для выращивания растение, требующее умеренного полива, обладающее ярко выраженным приспособлением к определенным условиям жизни - плотная кутикула листовой платины; на ее примере можно проводить опыты по размножению с помощью корневища и частями листа; ж) монстеру деликатесную; з) пеларгонию зональную (герань обыкновенную).
В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, шелкопряды, бабочка капустница, из позвоночных - рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы, мелкие млекопитающие.
Школьные аквариумы подразделяются на демонстрационные, лабораторные и декоративные. Последние больше всего соответствуют целям экологического образования. Работа с декоративным аквариумом, в котором чаще всего содержатся рыбы, вполне доступна и технологически осуществима в любом классе при соблюдении ряда условий:
1) аквариум не следует располагать под прямыми солнечными лучами во избежание цветения воды;
2) температурный режим для большинства обитателей - 20- 25 С.
3) аквариум держать закрытым, периодически производя чистку;
4) при подборе животных следует учитывать их агрессивность, т.к. младшие школьники тяжело переживают гибель питомцев вследствие агрессии других;
5) наличие в уголке живой природы основной информации обо всех обитателях аквариума, требуемых условиях жизни, способах питания и видах подкормок в форме этикеток, специальных табличек, размещенных рядом с аквариумом;
6) при подборе аквариумных рыб необходимо учитывать размеры емкости и возраст детей, для которых они предназначены: для совсем маленьких подходят большие, яркие, неторопливые объекты для наблюдения (вуалехвостые, гурами, меченосцы); для ребят постарше - подвижные, яркие, стайные особи средней величины (барбусы, данио). В условиях школьного аквариума можно содержать холодноводных (карася, красноперку, вьюна, гамбузию) и тепловодных (меченосца, микропода, гарами пятнистого) рыб, некоторых моллюсков, гидр и растения (водокрас, водяной мох, валлиснерию, рдест курчавый);
7) возможны имитации различных природных объектов;
8) при уходе за аквариумом следует научить детей вовремя менять воду, регулярно прореживать растения, оставляя больше места для рыб, кормить обитателей в установленное время, следить за температурой воды.
Наблюдение за подводным царством убеждает детей в том, что в природе все между собой тесно связано, воспитывает художественный вкус, способствует развитию у детей навыков наблюдения и ухода за домашними животными.
На террариум в школе возлагается особая задача – разрушения отрицательных стереотипов в отношении земноводных и пресмыкающихся. Современный террариум - это уже не просто ящик накрытый стеклом, «чтобы жабы не разбежались». Террариум - это сложное биотехническое сооружение, включающее в себя: источник света, систему поддерживания температуры и контроля за ней, вентиляции, укрытие и источник ультрафиолетовых лучей.
В уголке живой природы рекомендуется держать земноводных (амблистому, иглистого тритона, шпорцевых лягушек, например, при наблюдении при изучении темы «Изменения в жизни животных») и пресмыкающихся (черепах). Содержание же птиц, нуждающихся в большем ежедневном уходе, требует создания определенных условий:
а) увеличение частоты кормления: птицы более подвижны (соответственно, более активный обмен веществ), совсем не переносят голодание; чаще всего в уголках природы содержат канареек и попугайчиков;
б) строгий отбор представителей: немногие из птиц, обитающих в конкретной местности, свободно переносят неволю, например чечетки, щеглы, чижи и т.д., а также одомашненные виды (попугаи, канарейки);
в) необходимость научить детей содержательному и правильному общению с птицами, воспитывать познавательно-эстетический интерес: предельно бережное отношение ввиду хрупкости их жизни.
Допустимо содержание ограниченного числа млекопитающих, так как немногие животные свободно переносят неволю: белки, бурундуки, хомяки, ежи и т.Д., в том числе так называемые «лабораторные» (белые мыши, морские свинки). Требуется также создание специальных условий, например четкий подбор клеток (лучше железных). Так, для бурундуков клетки делают небольшие, так как они малоподвижны, особенно зимой. Кормление млекопитающих зависит от особенностей ротового аппарата: в уголке обычно содержится большое количество грызунов, которым необходимо ежедневно давать молодые побеги древесных растений. В целом
содержание животных требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, что исключает возможность помещения случайных животных, подобранных на улице. В частности, нужно ежедневно проводить тщательную уборку помещений; в уголке живой природы должны находиться только те лица, которые имеют отношение к уходу и выращиванию; периодически проводится дезинфекция растений и животных.
Наличие школьного живого уголка также дает возможность проведения уроков, факультативных и других внеклассных занятий с привлечением его обитателей.
Наличие в школе уголка живой природы предоставляет широкие возможности не только для проведения наблюдений, выработки навыков по уходу за питомцами, но и для коррекционной терапевтической работы. Однако его организация требует строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и учета возможности существования, исходя из состояния здоровья детей, предварительной работы по информированию о правилах обращения, поведения и ухода, согласования с администрацией и родителями школьников.