Правовые функции гос регулирования земельных отношений

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная. Эта функция является основополагающей. Её принято дифференцировать по двум направлениям: экологическая учётная функция. Осуществляется на основе ст. 67 ЗК и Положения о Мониторинге земель. Экологический характер функции обусловлен тем, что объектом являются не столько конкретные земельные участки, сколько состояние их экосистем. И экономическая учётная функция реализуется путём проведения кадастра.

2)Плановая. Функция предопределяется потребностью рационального, полного, эффективного использования и охраны земельных ресурсов. Исключительность земельных ресурсов предопределяет наличие государственного планирования их использования. Объектом планирования является деятельность субъектов по использованию земельных ресурсов. Планирование осуществляется по уровням: высший уровень – федеральный, второй уровень – отраслевой, третий – локальный (органы местного самоуправления). Эта функция тесно связана с земельным кадастром, важнейшее её проявление – это освоение земель. Цель планирования – определение долгосрочной перспективы в управлении земельными ресурсами страны.

3)Распределительно-перераспределительная. Необходимость этой функции обусловлена постоянным вовлечением земель в сельскохозяйственный оборот и их изъятием из оборота, для чего необходимо постоянное перераспределение земель между субъектами, т.е. непрерывным процессам прекращения прав на землю у одних субъектов и возникновение этих прав у других. К распределению и перераспределению земель относят процесс дифференциации земельных ресурсов по категориям, угодьям, видам собственности и т.д., направленный на обеспечение полного рационального и эффективного использования земель в национальных интересах.

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель. Она определяется системой государственных мер и нормативов, понуждающих субъектов земельных правоотношений к надлежащему исполнению своих прав и обязанностей относительно земельных участков.

5)Охранительная. Представляет собой систему государственных мер, осуществляемых систематически и направленных на обеспечение земельного правопорядка. Цель функции – охрана созданного в стране земельного правопорядка от деформации и устранение тех деформаций, которые предотвратить не удалось.

6)Контрольная. Главная задача контроля – обеспечить выполнение требований земельного законодательства в целях эффективности использования и охраны земель. Объектом контроля являются все земли в границах государства и все участники земельных отношений.

Учетная функция

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Учётная(информационная). Эта функция является основополагающей. Её принято дифференцировать по двум направлениям:

1) экологическая учётная функция. Осуществляется на основе ст. 67 ЗК и Положения о Мониторинге земель. Экологический характер функции обусловлен тем, что объектом являются не столько конкретные земельные участки, сколько состояние их экосистем.

2) экономическая учётная функция реализуется путём проведения кадастра. Закон о кадастре недвижимости и 70 ст. ЗК. Учёт должен быть объективным, что соблюдается при выполнении определённых правил учёта.

8 правил учёта:

  1. Всеобщность учёта (все земли должны быть учтены)

2. Системность учёта (целостность множества подходов к учёту земель)

3. Эффективность учёта (достигается применением передовых технологий)

4. Непрерывность учёта (из-за естественной изменчивости)

5. Достоверность учёта (если в сведениях есть значительные просчёты, то они подлежат исправлению. Ответственность за исправление несёт руководитель)

6. Единство методики учёта (методика должная быть одинакова на всех территориях РФ. Необходимость единства методики вытекает из необходимости обеспечить возможность стыковки данных в электронной форме)

7. Гарантированность обеспечения учёта (достигается наличием пунктов сбора, обработки информации и финансированием мероприятий)

8. Обязательность внедрения данных учёта в практику использования земель (без этого правила весь учёт бесполезен)

Учётная функция снабжает управляющие органы для эффективного управления и иных лиц информацией о землях в следующих областях:

1) В области правовых отношений (обеспечение гос регистрации, разграничении собственности, защиты прав)

2) В области экономики (налогооблагаемая база для расчета земельных платежей, обеспечение рыночного оборота земель, обеспечение рынка ценных бумаг)

3) В области использования земель (для обеспечения планирования, управления объектами недвижимости, для обеспечения гос зем контроля, для обеспечения устойчивости, для обеспечения эффективности использования земель)

4) В области информационных услуг (предоставление информации всем заинтересованным лицам, информационное обеспечение всевозможных мероприятий)

5) В области социальной политики (для обеспечения развития инфраструктуры, туризма, культуры и т.д.)

Принцип доступности данных. Информация о состоянии земель размещается в “Государственном Национальном Докладе о Состоянии Использования Земель”. В земельном учёте нет возможных изменений, учёт ведётся по факту.

Плановая функция

Под функциями государственного регулирования земельных отношений понимаются относительно самостоятельные виды деятельности гос органов в сфере регулирования зем отношений и управления зем ресурсами.

Содержание этих функций вытекает из правомочия государства (территориальное верховенство), которое распространяется на объекты всех видов собственности.

1)Учетная

2)Плановая

3)Распределительно-перераспределительная

4)Функция обеспечения надлежащего использования земель

5)Охранительная

6)Контрольная

Плановая функция или функция планированиядо 1974 осуществлялась только в отношении с/х земель.

Функция предопределяется потребностью рационального, полного, эффективного использования и охраны земельных ресурсов. Исключительность земельных ресурсов предопределяет наличие государственного планирования их использования. В странах с рыночной экономикой в качестве планового начала выступают так называемые федеральные программы. Они содержат перечень мероприятий и порядок финансирования этих мероприятий.

Объектом планирования является деятельность субъектов по использованию земельных ресурсов. Планирование осуществляется по уровням: высший уровень – федеральный, второй уровень – отраслевой, третий – локальный (органы местного самоуправления). Эта функция тесно связана с земельным кадастром, важнейшее её проявление – это освоение земель. Решения по этому поводу принимаются федеральными органами власти.

Цель планирования – определение долгосрочной перспективы в управлении земельными ресурсами страны.

Зонирование, как проявление планирования ведется органами гос власти и местного самоуправления. Зоны устанавливаются на основе таких характеристик, как целевое назначение, правовой режим, целевое использование, регламенты застройки и т.д.

Пример: населённые пункты. Ст.85 ЗК РФ гласит о выделении 9 зон. Градостроительный регламент определяет возможные направления. Требования относятся к обременениям участка. Нормы утверждает субъект федерации и нормы могут классифицироваться по различным основаниям, например, 1) по целям использования участка 2) по принадлежности к различным формам собственности 3)по иным целям

Нормы дифференцируются по физическим и юридическим лицам. Для физических лиц (ст.33) нормы предоставления участка утверждаются субъектами федерации на основе рекомендаций научных учреждений. Для юр. лиц нормы устанавливаются индивидуально, на основе специальных документов (технико-экономическое обоснование). Размеры участков должны обеспечивать возможность использования участка и находящихся на нём строений и сооружений. Главное требование – минимизация отвода. До 1991 особенность касалась только земель промышленности.

Наши рекомендации