Расчет платы за загрязнение атмосферы
Согласно статье 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 19.07.2011) за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стационарный источник выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
- источники с организованным выбросом;
- источники с неорганизованным выбросом.
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения подразделяется на:
- плату в пределах установленных нормативов выбросов;
- плату в пределах установленных лимитов выбросов;
- плату за сверхлимитные выбросы (за превышение установленных нормативов выбросов или установленных лимитов выбросов, а также за выбросы при отсутствии разрешительной документации).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников от предприятий, учреждений, организации, иностранных юридических и физических лиц утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344.
Фактическая масса годовых выбросов загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной государственной статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух), составленной на основании обработки результатов первичного учета выбросов.
До 11.06.2014 года все данные первичного учета по охране атмосферного воздуха на предприятии необходимо было заносить в следующие типовые формы:
ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик",
ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха",
ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".
С вступлением в силу приказа Росстата от 11.06.2014 №430 указанные типовые формы отменены, что, однако не означает отмены необходимости вести первичный учет, связанный с охраной атмосферного воздуха.
Исходными данными для определения фактической массы выброса могут служить:
- данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории;
- данные о расходе топлива, сырья, материалов;
- данные о режиме работы основного оборудования предприятия за год;
- данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленных природопользователю нормативов предельно допустимых выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ:
(6.1)
Где: i– вид загрязняющего вещества (i= 1, 2, 3,…,n); – плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих нормативов предельно допустимых выбросов, руб.; – ставка платы за выброс 1т i-го загрязняющего вещества в пределах нормативно допустимых выбросов, руб.; – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; – предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т;
(6.2)
Где: – базовый норматив платы за выброс 1т i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих нормативы предельно допустимых выбросов, руб/т; – коэффициент индексации платы за загрязнение; – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы в рассматриваемом регионе.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ:
(6.3) |
Где: i– вид загрязняющего вещества (i= 1, 2, 3,…,n); – плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов, руб.; – ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов, руб.; – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; – нормативно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т; – выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т;
(6.4)
Где: – базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, руб.; – коэффициент индексации платы за загрязнение; – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы в рассматриваемом регионе.
Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент:
(6.5)
Где: i– вид загрязняющего вещества (i– 1, 2, 3, …,n); – плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ, руб.; – ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов, руб.; – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; – выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита, т.
Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:
(6.6)
Таблица 6.1
Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников
Наименование загрязняющих веществ | Норматив платы за выброс 1 т загрязняющих веществ, руб. | |
в пределах допустимых нормативов выбросов | в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов выбросов) | |
Бензапирен (3,4-бензапирен) | 16500,0 | 82500,0 |
Зола углей | 0,83 | 4,13 |
Зола сланцевая | 0,17 | 0,83 |
Пыль древесная | 0,11 | 0,55 |
Пыль извести и гипса | 0,11 | 0,55 |
Пыль каменноугольная | 0,11 | 0,55 |
Пыль коксовая и агломерационная | 0,33 | 1,65 |
Пыль цементных производств | 0,83 | 4,13 |
Синтетические моющие средства | 1,65 | 8,25 |
Скипидар | 0,02 | 0,09 |
Стирол | 8,25 | 41,25 |
Фенол | 5,5 | 27,5 |
Формальдегид | 5,5 | 27,5 |
Контрольное задание
Рассчитать плату за выбросы в атмосферу газообразных веществ.
Для всех вариантов принять коэффициент индексации
Вар. | Вещество | , т | т | , т. | , руб./т | , руб/т | |
Бензапирен | 0,07 | 0,03 | 0,06 | 1,4 | |||
Скипидар | 2,50 | 2,70 | 4,10 | 0,02 | 0,09 | 1,5 | |
Стирол | 4,25 | 3,10 | 4,00 | 8,25 | 41,25 | 1,9 | |
Фенол | 4.00 | 4,80 | 7,00 | 5,50 | 27,50 | 1,1 | |
Формальдегид | 2,10 | 1,90 | 4,00 | 5,50 | 27,50 | 1,5 | |
Диоксид азота | 3,50 | 2,10 | 3,40 | 52,00 | 260,00 | 1,9 | |
Аммиак | 8,30 | 10,0 | 15,00 | 52,00 | 260,00 | 1,7 | |
Серы диоксид | 32,00 | 8,00 | 14,00 | 40,00 | 200,00 | 1,2 | |
Бензол | 43,00 | 9,00 | 18,00 | 21,00 | 105,00 | 1,1 | |
Диметиламин | 0,43 | 0,50 | 1,30 | 410,00 | 2050,00 | 1,5 |
Работа 7