Мероприятия по охране окружающей среды

Активное воздействие строителей на природную окружающую среду объясняется в первую очередь тем, что все возводимые здания и сооружения непосредственно взаимодействуют со многими элементами природной среды. Для обеспечения этого взаимодействия приходится в той или иной мере прибегать к нарушению сложившейся природной обстановки.

При возведении подземной части зданий и сооружений в первую очередь нарушаются природные условия, поэтому при проектировании зданий и сооружений, а также методов их возведения необходимо прогнозировать возможные изменения окружающей природной среды и разрабатывать необходимые меры защиты и сохранения природы.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых работ.

Разрушение природного рельефа» связано с выполнением земляных и водопонизительных работ, а также с другими работами по устройству оснований. Нарушение природного рельефа проявляется в виде оползней, обвалов, обрушений, провалов, эрозии, оседаниях местности. Наиболее опасной считается водная эрозия, которая заключается в смыве верхнего слоя земли талыми и дождевыми водами. При водной эрозии уничтожается растительность, леса, особенно на склонах гор и речных долин, что способствует развитию оврагов и обрушению склонов. Распространению эрозии способствует вырубка лесов. Иногда к ускорению водной эрозии приводят неправильная организация строительства, отсутствие подъездных и внутриплощадочных дорог с твердым покрытием. Для предотвращения оползней не допускается уплотнение грунтов предварительным замачиванием и замачиванием с использованием глубинных взрывов на оползнеопасных склонах.

При производстве крупных водопонизительных работ необходимо предусматривать меры, предотвращающие сдвижки и осадки земной поверхности, например, регулирование водопонизительных работ.

Нередко территории, на которых ведутся земляные работы, превышают площадь открытых выработок в 10—15 раз. На этих площадях навсегда разрушаются природные ландшафты, так как восстановить их уже не удается. Для того чтобы уменьшить эти потери, необходимо заранее обосновать проведение таких работ и планировать их с большой тщательностью и осторожностью.

При подземных разработках грунта происходит оседание поверхности земли, что ведет к образованию на поверхности трещин, воронок, углублений, которые, не имея стока, превращаются в болота.

При устройстве подземной части зданий и сооружений почвенный покров на строительных площадках срезается землеройными машинами и нередко перемешивается с другим грунтом. Рационально срезанный почвенный слой следует сохранять и в дальнейшем использовать при выполнении работ по благоустройству населенных мест.

Разработка грунта машинами и нарушение верхнего слоя земли передвижением транспорта способствует развитию ветровой эрозии, в результате которой мелкие частицы выдуваются из почвы, что ухудшает ее состав и способствует уничтожению растительности.

Строительные площадки зачастую являются источниками загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод. Серьезные загрязнения наблюдаются при устройстве котлованов, траншей, изыскательских и буровзрывных работах, при закреплении оснований, намыве грунта земснарадя-ми, прокладке коммуникаций, возведении подземных сооружений, бетонных работах, смыве загрязнений со строительных площадок и образовании свалок строительного мусора.

Транспортировка и хранение ряда строительных материалов (цемент, раствор, бетон, химические растворы и др.), осуществляемые без соблюдения установленных технических требований, часто приводят к загрязнению поверхности почвы, дорог и последующему смыву этих загрязнений в водоемы.

Загрязнение почв химическими веществами происходит при розливе химических составов, а также нарушениях при производстве работ по химическому закреплению оснований. Многие химические вещества, используемые для закрепления оснований, обладают токсичностью, поэтому должны быть приняты меры, предотвращающие насыщение грунта и подземных вод этими веществами, а также меры по охране окружающей природной среды. Увеличение объемов применения высокоактивных химических веществ, таких, как добавки к бетонам, полимерные смолы, органические растворители, лаки и др., повысило опасность неблагоприятных воздействий строительного производства на окружающую природную среду, в том числе и на состояние подземных и поверхностных вод. Рост химических загрязнений в водоемах приводит к гибели их обитателей.

Неблагоприятное воздействие на состояние водных бассейнов оказывают буровзрывные работы, намыв грунта, устройство котлованов, смыв поверхностных вод со строительных площадок в водные бассейны.

Вскрытые подземные воды при производстве земляных работ, излившись на поверхность, распространяются в горизонтальном направлении и, заполняя пониженные места рельефа, образуют заболоченные участки и солончаки. Соль, поднимаемая ветрами, загрязняет большие территории сельскохозяйственных угодий. Возникает нарушение водно-солевого баланса почв. Наиболее эффективным регулированием водно-солевого баланса почв является глубокий дренаж, обеспечивающий стабильное понижение уровня подземных вод. Необходимо иметь в виду, что дренажные воды во многих случаях содержат большое количество солей и непригодны для полива, а сброс их в реки может вызвать неблагоприятные условия для их обитателей.

Иногда для производства работ приходится осушать заболоченные земли. В таких случаях необходимо иметь в виду, что болота играют роль аккумуляторов влаги, регулируя речной сток, поддерживая высокий уровень подземных вод на пойменных лугах, служащих местом обитания полезных животных.

Токсичные выделения резко усиливаются при торможении, на малых оборотах двигателя. Загрязняется воздух также при выполнении таких технологических процессов, как термическое или химическое закрепление, приготовление растворов. Таким образом, на многих строительных площадках концентрация загрязнений воздушного бассейна довольно высока.

сов в атмосферу существует необходимость в широком переводе на электропривод компрессоров, грузоподъемных машин, насосов, сваебойных агрегатов, экскаваторов и других машин, работающих в настоящее время в основном на двигателях внутреннего сгорания.

Особое внимание следует обратить на необходимость снижения объема земляных работ на строительных площадках в черте города, так как перевозка грунта связана с загрязнением воздуха выхлопными газами и пылью. Наряду со снижением объемов

льзования разработанного грунта на строительных площадках и благоустройстве населенных мест. Уменьшение объема грунта можно достичь путем широкого использования при устройстве оснований и фундаментов способа «стена в грунте», свайных фундаментов, прокладка коммуникаций методом продавливания, использования совместной прокладки коммуникаций, применения винтового продавливания при упрочнении грунтов и другие технологические процессы.

Серьезной проблемой городов является шум, который наносит вред человеку и природе. Источниками шума на строительных площадках являются транспортные средства и строительная техника.

Под рекультивацией понимается комплекс инженерных и мелиоративных работ, направленных на восстановление продуктивности нарушенных территорий и возвращение их в сельскохозяйственный оборот или другие виды использования. Методы рекультивации использованных земель включают засыпку выработок отвальными породами и грунтом, восстановление растительного слоя и лесонасаждений. Иногда рекультивируемые участки местности используют для создания зон отдыха трудящихся.

12. Виды поражений электрическим током

Электрический ожог — самая распространенная электротравма. Как правило, ожоги являются следствием случайных коротких замыканий в электроустановках, при отключениях разъединителей и рубильников под нагрузкой и т. п., причем 85% всех ожогов приходится на электромонтеров, обслуживающих электроустановки.

В зависимости от условий возникновения различают три вида ожогов: токовый, или контактный, возникающий при прохождении тока непосредственно через тело человека в результате контакта человека с токоведущей частью; дуговой, обусловленный воздействием на тело человека электрической дуги, но без прохождения тока через тело человека; смешанный, являющийся результатом действия одновременно обоих указанных факторов, т. е. воздействия электрической дуги и прохождения тока через тело человека.

По тяжести электрические ожоги могут быть любой степени. В электроустановках относительно небольшого напряжения — не выше 380 В — преобладает возникновение ожогов I и II степеней, при напряжениях выше 380 В возникают более тяжелые ожоги—III и IV степеней.

Электрические знаки на теле человека возникают в результате химического или теплового (до 110—115° С), а также совместного химического и теплового воздействия электрического тока. Обычно резко очерченные знаки серого или бледно-желтого цвета имеют круглую или овальную форму. Встречаются также знаки в виде линий и мелкоточечной татуировки. Иногда форма знака соответствует форме токоведущей части, которой коснулся пострадавший. Пораженный участок кожи затвердевает, происходит омертвение верхнего слоя кожи.

Как правило, электрические знаки безболезненны и лечение их заканчивается благополучно: с течением времени верхний слой кожи сходит и пораженное место приобретает первоначальный цвет, эластичность и чувствительность.

Электрические знаки встречаются довольно часто: они возникают примерно у пятой части пострадавших от электрического тока.

Металлизация кожи — проникновение в кожу мельчайших частичек расплавленного под действием электрической дуги металла. Такое явление встречается при коротких замыканиях, отключениях разъединителей и рубильников под нагрузкой и т. п. При этом мельчайшие брызги расплавленного металла под действием возникших динамических сил и теплового потока, разлетаясь во все стороны с большой скоростью, проникают в верхние слои кожи открытых частей тела — руки и лицо. Обычно с течением времени поврежденная кожа сходит и пораженный участок приобретает нормальный вид. Вместе с тем исчезают и все болезненные ощущения, связанные с этой травмой. Лишь при поражении глаз лечение может оказаться длительным и сложным, а в некоторых случаях и безрезультатным.

Металлизация кожи наблюдается у 10% пострадавших от электрического тока. Причем в большинстве случаев одновременно с металлизацией происходит ожог электрической дугой, который всегда вызывает более тяжелые поражения, чем металлизация.

Электроофтальмия. При возникновении электрической дуги, которая является источником интенсивного излучения ультрафиолетовых лучей, в результате облучения глаз через некоторое время (2—6 ч) наступает воспаление наружных оболочек глаз. Такое заболевание носит название электроофтальмии. В тяжелых случаях поражения глаз, вызванных воздействием мощного потока ультрафиолетовых лучей, лечение глаз может оказаться сложным и длительным.

Механические повреждения являются следствием резких непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего через тело человека. В результате могут произойти разрывы кожи, кровеносных сосудов и нервной ткани, вывихи суставов, а также переломы костей. Разумеется, что в число этих повреждений не входят аналогичные травмы, обусловленные падением человека с высоты, ушибами о предметы и подобные им случаи, которые могут произойти также при поражении током.

Механические повреждения являются, как правило, серьезными травмами, требующими длительного лечения. Они возникают при продолжительном нахождении человека под напряжением в установках до 380 В. Механические повреждения встречаются редко — примерно у 3% лиц, пострадавших от тока.

Механические повреждения сопутствуют электрическим ударам, поскольку они вызываются током, проходящим через тело человека. Часто механические повреждения сопровождаются ожогами тела.

Электрический удар, как это уже определено выше, — возбуждение живых тканей человека, вызванное протекающим через него электрическим током и сопровождающееся непроизвольными судорожными сокращениями мышц.

В зависимости от исхода поражения электрические удары могут быть условно разделены на следующие четыре степени:

I — судорожное сокращение мышц без потери сознания;

II — судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимися дыханием и работой сердца;

III — потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (либо того и другого вместе);

IV—отсутствие дыхания и кровообращения, т. е. смерть.

Для того чтобы составить себе представление о механизме поражающего действия электрического тока, необходимо получить определенные сведения об электрическом сопротивлении тела человека.

13. Грузозахватные устройства
Грузозахватные устройства и приспособления предназначаются для комплектования грузоподъемных машин и механизмов, а также для обвязки и временного закрепления различных грузов, поднимаемых и перемещаемых машинами при погрузке, разгрузке и в процессе монтажа. К грузозахватным устройствам относятся: чалочные крюки, карабины, скобы, подвески, захваты, одинарные канатные стропы. К грузозахватным приспособлениям относятся: одинарные и кольцевые канатные стропы; двухветвевые, четырехветвевые и шестиветвевые канатные стропы; траверсы с закрепленными на них грузозахватными устройствами; различного рода захваты (клещевые, пальцевые, коромысловые и др.). К грузозахватным устройствам и приспособлениям относятся также устройства с электромагнитными и гидравлическими приводами. В свою очередь, траверсы и захваты подразделяются: на приспособления с ручным приводом захватных устройств (с ручной застроповкой и расстроповкой) и приспособления с механизированным и автоматизированным приводами захватных устройств (с механизированной и автоматизированной застроповкой и расстроповкой). В ЦНИИОМТП разработаны, а Комитетом стандартов утверждены нормали машиностроения на грузозахватные устройства (чалочные крюки, карабины, подвески, стропы и т. д.).
  Классификация грузозахватных приспособлений Приспособления можно классифицировать по их взаимодействию с поднимаемыми и перемещаемыми грузами. Таким образом, грузозахватные устройства и приспособления можно подразделить на следующие группы: а) поддерживающие, - обеспечивающие захват и удержание груза при его подъеме и перемещении при помощи гибких или жестких элементов или их сочетания за выступающие части грузов (естественные или искусственные выступы, зазоры, петли, кольца и др.); б) затяжные, - обеспечивающие захват и удержание груза при его подъеме и перемещении путем обхвата гибкими элементами; в) зажимные, - обеспечивающие захват и удержание груза при его подъеме и перемещении за счет сил сцепления, возникающих в результате взаимодействия рычагов или натяжения каната от усилия главным образом бокового или вертикального сжатия между рабочими органами и поверхностью груза, а также действия веса груза при его подъеме и перемещении; г) притягивающие (с самостоятельным приводом), - обеспечивающие захват и удержание груза при его подъеме и перемещении вследствие действия электромагнитных сил или создания вакуума между рабочими органами и поверхностью груза; д) зачерпывающие, - обеспечивающие захват и удержание груза при его подъеме и перемещении путем зачерпывания ковшовыми или грейферными захватами. Изготовление, эксплуатация и хранение грузозахватных устройств и приспособлений регламентируются правилами Госгортехнадзора. Основные требования, предъявляемые к устройствам и приспособлениям, как к оборудованию, применяемому при выполнении погрузочно-разгрузочных, монтажных и других работ: а) изготовление грузозахватных устройств и приспособлений, как правило, должно осуществляться централизованно, по заранее разработанной и утвержденной технической документации; б) эксплуатацию грузозахватных устройств и приспособлений необходимо обеспечивать в соответствии с правилами Госгортехнадзора; в) грузозахватные устройства и приспособления должны иметь номера и клейма и быть зарегистрированы в журнале учета и хранения организаций, изготовляющих и эксплуатирующих их; г) грузозахватные устройства и приспособления в обязательном порядке должны подвергаться до эксплуатации техническому освидетельствованию; д) техническое освидетельствование грузозахватных устройств и приспособлений должно возлагаться на лицо, осуществляющее в данной организации надзор за грузоподъемными машинами и механизмами, при участии лица, ответственного за исправное состояние указанных устройств и приспособлений; е) первичное техническое освидетельствование грузозахватных устройств и приспособлений, которые изготовляются на заводах централизованно, выполняется отделом технического контроля завода-изготовителя перед отправкой их потребителям. Грузозахватные устройства и приспособления (подвески, стропы, крюки, карабины, цепи, траверсы, клещи, захваты и др.) после изготовления или ремонта должны быть подвергнуты освидетельствованию и испытанию на заводах, где они были изготовлены или подвергались ремонту. Техническое освидетельствование и испытание заключается: а) в осмотре, при котором выявляются возможные внешние недостатки - обрывы прядей или проволок, следы коррозии, некачественное соединение (сплетка, постановка сжимов, запрессовка втулок при гильзоклиновом соединении); б) в испытании на специальном стенде, при котором определяется прочность главным образом на разрыв. При техническом испытании грузозахватные устройства и приспособления испытывают нагрузкой, превышающей в 1,25 раза их номинальную нагрузку, при которой они должны работать в процессе эксплуатации. Испытания производят на стендах. После испытания грузозахватные устройства и приспособления следует снабжать клеймом или биркой, на которых должны быть отчетливо видны номер устройства или приспособления, допустимая нагрузка и дата проведенного испытания. Результаты испытания обязательно заносятся в инвентарную книгу и подписываются лицом, производившим испытание. Одновременно в инвентарной книге указывается, на какой срок и при какой нагрузке грузозахватное устройство или грузозахватное приспособление допускается к эксплуатации. Грузозахватные устройства и приспособления разрешается не подвергать испытаниям перед сдачей их в эксплуатацию только в том случае, если они получены с завода-изготовителя новыми, имеют акт испытаний или паспорт, в которых указаны их грузоподъемность, и если при внешнем осмотре полученных устройств и приспособлений не обнаружено никаких дефектов. Помимо освидетельствований и испытаний грузозахватные устройства и приспособления в обязательном порядке подлежат регулярному осмотру, как это предусмотрено требованиям Госгортехнадзора: а) подвески, стропы, крюки чалочные, карабины - через каждые 10 дней эксплуатации; б) клещи, захваты и другие подобные приспособления - через один месяц эксплуатации; в) различные траверсы - через шесть месяцев эксплуатации. При осмотре должны быть проверены внешнее состояние устройств и приспособлений, сварные швы, канаты, износ сопряженных узлов и деталей, крепления, надежность взаимодействия приводов, особенно в сложных механизированных приспособлениях и т. д. Редко используемые грузозахватные устройства и приспособления могут быть подвергнуты осмотру только перед выдачей их в работу. Лицо, ответственное за грузозахватные устройства и приспособления (на стройке, предприятии, цехе, складе и др.), обязано организовать надзор так, чтобы периодичность осмотра была не реже приведенных выше сроков. В процессе эксплуатации грузозахватные устройства, приспосоо-ления и такелажное оборудование периодически должны осматриваться лицами, на которых возложен надзор и обслуживание устройств и приспособлений в сроки, установленные эксплуатирующей организацией, но не реже чем: через каждые шесть месяцев - траверсы различного рода и назначения; каждый месяц - клещи и другие захваты; через каждые 10 дней - канатные стропы. Результаты осмотра заносят в журнал учета грузозахватных устройств и приспособлений. Все рабочие, связанные с эксплуатацией грузозахватных устройств и приспособлений, обязаны пройти инструктаж, который должен быть оформлен записью в специальном журнале. При выполнении монтажных, такелажных, погрузочно-разгрузочных и других работ монтажники и стропальщики периодически должны проходить инструктаж по технике безопасности. При инструктаже должны быть детально освещены: порядок строповки грузов, их перемещения, установки (монтажа) и расстроповки. Для работ с грузозахватными устройствами и приспособлениями назначаются стропальщики и зацепщики (такелажники). Такелажниками могут работать лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, получившие квалификацию такелажника и аттестованные в комиссии, которая создается администрацией строительного объекта или производственного предприятия. Аттестованным такелажникан администрация обязана выдать удостоверение за подписью председателя комиссии, а также производственную инструкцию, содержащую описание характера выполняемых ими работ и требования по технике безопасности. Такелажникимогут быть допущены к работе только после приказа по строительной организации с указанием присвоенного разряда квалификации. Последующая проверка знаний у лиц, обслуживающих грузозахватные устройства и приспособления (стропальщиков, зацепщиков и др.), производится квалификационной комиссией: а) периодически, не реже одного раза в год; б) при переходе с одного объекта или предприятия на другой. Проверка производится в объеме соответствующих программ производственного обучения или требований производственной инструкции. Стропальщики и зацепщики в своей работе должны руководствэ-ваться производственной инструкцией, утвержденной главным инженером стройки. Стропальщики и зацепщики обязаны: знать устройство обслуживаемой ими грузоподъемной машины (башенного, стрелового, мостового кранов и др.); знать грузоподъемность этих машин с учетом возможного изменения вылета стрелы кранов; уметь выбирать необходимые для работы грузозахватные устройства и приспособления в соответствии с размерами и весом поднимаемых и перемещаемых грузов; при этом необходимо иметь в виду, что длина канатных и цепных стропов должна быть такой, чтобы обеспечить угол между ветвями стропов пе более 90°; уметь определять пригодность применяемых чалочных и грузовых канатов и цепей и других вспомогательных приспособлений; уметь производить правильную обвязку и строповку грузов; знать установленный на стройке или предприятии порядок обмена сигналами с крановщиками и указания по безопасному подъему и перемещению грузов. Администрация стройки или предприятия обязана обеспечить стропальщикам и зацепщикам условия безопасной работы, для чего необходимо обеспечить их: исправными, испытанными и промаркированными грузозахватными устройствами и приспособлениями, необходимыми для выполнения работ; исправной, испытанной и промаркированной тарой с указанием ее назначения; номенклатурой подлежащих перемещению грузов с указанием их габаритов и веса; графическим изображением правильной обвязки и строповки грузов, которое либо выдается стропалыцику-зацепщику вместе с производственной инструкцией, либо вывешивается на видном месте в виде плакатов. Перед началом работы стропальщики-зацепщики должны проверить состояние рабочей площадки, стропов и других грузозахватных средств, необходимых для производства работ, а также состояние тары и инвентаря. Площадка, с которой производятся работы, должна быть ровной, очищенной от мусора, а зимой - от снеге и льда. Стропы и другие грузозахватные устройства и приспособления (траверсы, клещи и т. п.), а также тара должны быть исправными, испытанными и замаркированными. После осмотра рабочей площадки, стропов и тары стропальщик-зацепщик должен проверить крюки и крюковую обойму крана и убедиться, что они исправны и крюк свободно вращается в гнезде обоймы или траверсы. Стропальщик-зацепщик должен помнить, что он несет полную ответственность за несчастные случаи или повреждения, происшедшие вследствие неверной строповки грузов и подачи неправильных сигналов крановщику. Перед подачей сигнала о подъеме груза необходимо убедиться, что груз надежно закреплен и его подъему не мешают какие-либо препятствия, а также что на грузе нет незакрепленных деталей и инструмента. При обвязке грузов канатами или цепями нельзя допускать образования узлов или перекруток; при обвязке грузов под острые ребра необходимо устанавливать подкладки из дерева или металла для предохранения чалочных канатов или цепей от резких перегибов и перетирания. Если при подъеме обнаружится, что груз недостаточно сбалансирован или происходит соскальзывание канатов или цепей, стропальщик должен немедленно дать сигнал о спуске груза и только после посадки его на какое-то прочное основание при ослаблении чалочных строп поправить их. При подъеме груза с использованием траверс стропальщик должен подвесить его так, чтобы нагрузка распределялась равномерно по обе стороны траверсы. При перемещении груза в горизонтальном направлении стропальщик и зацепщик должны идти за грузом, находясь от него на таком расстоянии, чтобы все время видеть и груз и путь, по которому он перемещается. Находиться в это время под грузом или под стрелой категорически запрещается. Места для укладки грузов должны быть тщательно осмотрены и подготовлены во избежание обрушений и обвалов. Категорически запрещается укладывать груз и даже опускать на короткое время на временные перекрытия, трубопроводы, по которым проходит вода, пар и газ, на электрические кабели и другие подобные сооружения. Для того чтобы чалочные канаты или цепи можно было легко освободить из-под груза, на месте предполагаемого опускания груза должны быть предварительно уложены прочные прокладки. Стропальщики-зацепщики должны следить за тем, чтобы перед подъемом груза грузоподъемные канаты находились в вертикальном положении, над поднятым или перемещаемым грузом и на нем, а также в зоне возможного падения стрелы не находились люди. Запрещается оттягивать груз руками при подъеме, опускании или перемещении. Нельзя удерживать руками или клещами соскальзывающие с груза канаты или цепи. Категорически запрещается зацеплять на крюк крана груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, а также груз, привернутый болтами к другому грузу, заложенный другим грузом, залитый бетоном, примерзший к земле, засыпанный землей, находящийся в воде, а также конструкции и изделия, которые не имеют маркировки с указанием массы. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая грузоподъемной машиной, полностью не обозревается из кабины крановщика, для передачи сигналов стропальщику в помощь ему должен быть назначен сигнальщик. Нельзя производить строповку грузов чалочными крюками (когда носок крюка обращен в сторону груза), так как в этих случаях в работе находится наименьшее сечение крюка, а также не исключена возможность выпадания крюка из монтажной петли или другого стропующего устройства.
  14. Типы систем вентиляции В общем случае вентиляцией называют регулируемый воздухообмен в помещении. Однако за этим термином скрывается несколько различных типов вентиляционных систем. Прежде чем переходить описанию и правилам подбора их элементов, нам необходимо разобраться с основными терминами и понятиями, используемыми в этой области. Итак, общепринятая классификация системы вентиляции:
  • по способу перемещения воздуха: естественная и искусственная;
  • по назначению: приточная и вытяжная;
  • по зоне обслуживания: местная и общеобменная;
  • по конструкции: наборная и моноблочная.
Естественная и искусственная система вентиляции Поток воздуха в системе вентиляции может создаваться двумя способами:
  • Естественным образом, за счет разности температур воздуха, изменения давления в зависимости от высоты, ветрового давления. Соответственно, такая вентиляция называется естественной.
  • Искусственным образом с помощью вентилятора. Это искусственная или механическая вентиляция.
Естественные системы вентиляции используются при строительстве типового жилья: свежий воздух через неплотности в окнах и дверях попадает в помещение и удаляется через вентиляционные каналы, вытяжные решетки которых расположены на кухне и в санузлах. Такая вентиляция дешева, надежна (нет движущихся частей и автоматики) и долговечна. Обратной стороной дешевизны естественных систем вентиляции является сильная зависимость их эффективности от внешних факторов — температуры воздуха, направления и скорости ветра и других. Кроме этого, такие системы в принципе нерегулируемы и при определенных погодных условиях просто перестают работать. Искусственная (механическая) вентиляция применяется там, где недостаточно естественной. Поскольку в механической системе используется вентилятор, фильтр, воздухонагреватель и другие элементы, позволяющие перемещать, очищать и нагревать воздух, такие системы могут поддерживать комфортные условия в обслуживаемых помещениях независимо от времени года и условий окружающей среды. Именно поэтому в квартирах, коттеджах и офисах стараются по возможности устанавливать искусственные системы вентиляции. Приточная и вытяжная система вентиляции Приточная система вентиляции предназначена для подачи свежего воздуха в помещения. При необходимости подаваемый воздух может нагреваться или охлаждаться, увлажняться, а также очищаться от пыли. Вытяжная вентиляция, напротив, удаляет из помещения загрязненный воздух. Приточная и вытяжная вентиляция, как правило, используются совместно, при этом их производительность должна быть сбалансирована, иначе в помещении будет образовываться недостаточное или избыточное давление, что приведет к неприятному эффекту «хлопающих дверей». Местная и общеобменная система вентиляции Местная вентиляция предназначена для подачи свежего воздуха на определенные места (местная приточная вентиляция) или для удаления загрязненного воздуха от мест образования вредных выделений (местная вытяжная вентиляция). Местную вытяжную вентиляцию применяют в тех случаях, когда места вредных выделений локализованы и можно не допустить их распространения по всему помещению. Местная вентиляция используется, преимущественно, на производстве. В бытовых же условиях применяется общеобменная вентиляция. Исключением являются кухонные вытяжки, которые представляют собой местную вытяжную вентиляцию. Общеобменная вентиляция, в отличии от местной, предназначена для вентиляции воздуха во всем помещении. Общеобменная вентиляция так же может быть приточной и вытяжной. Приточную общеобменную вентиляцию, как правило, необходимо выполнять с подогревом и фильтрацией приточного воздуха, поэтому такая вентиляция должна быть механической (искусственной). Общеобменная вытяжная вентиляция может быть проще приточной и выполняться в виде вентилятора, установленного в окне или отверстие в стене, поскольку удаляемый воздух не требуется обрабатывать. При небольших объемах вентилируемого воздуха используют механическую приточную и естественную вытяжную вентиляцию, которая заметно дешевле механической. Наборная и моноблочная система вентиляции Наборная система вентиляции собирается из отдельных компонентов — вентилятора, глушителя, фильтра, системы автоматики и т.д.Такая система обычно размещается в отдельном помещении — венткамере или за подвесным потолком (при небольшой производительности). Достоинством наборных систем является возможность вентиляции любых помещений — от небольших квартир и офисов до торговых залов супермаркетов и целых зданий. Недостатком — необходимость профессионального расчета и проектирования, а также большие габариты. В разделе Состав систем вентиляции рассказывается о том, из каких компонентов собирается типовая наборная система. В моноблочной системе вентиляции (вентустановке) все компоненты размещаются в едином шумоизолированном корпусе. Моноблочные системы могут быть приточные, вытяжные и приточно-вытяжные. Приточно-вытяжные установки часто комплектуются встроенным рекуператором, которые позволяет экономить энергию, затрачиваемую на подогрев приточного воздуха. Моноблочные вентустановки имеют ряд преимуществ перед наборными системами:
  • Поскольку все компоненты расположены в шумоизолированном корпусе, уровень шума моноблочных установок заметно ниже, чем наборных систем. Благодаря этому моноблочные системы небольшой производительности можно размещать в жилых помещениях, в то время как наборные системы обычно требуется устанавливать в подсобных помещениях или в специально обустроенных вентиляционных камерах.
  • Все элементы вентиляционной установки подбираются, тестируются и отлаживаются для совместной работы на этапе производства, поэтому моноблочные системы обладают максимально возможной эффективностью и сбалансированностью.
  • Благодаря компактному корпусу монтировать вентустановки проще и быстрее, чем наборные системы вентиляции.
Система дымаудаления Время эвакуации во время пожара исчисляется минутами, причем задолго до появления открытого огня пути отступления отрезает дым. К тому же, не все люди могут спасаться бегством, например, пациенты больниц и простые пожилые люди часто не могут покинуть здание без посторонней помощи. Их нужно защитить до приезда команды пожарных, а также обеспечить защиту путей спасения от дыма. Именно эти задачи выполняет такая важная часть системы пожарной безопасности, как дымоудаление. Дымоудаление – система механических и автоматических средств для эффективного удаления дыма и продуктов горения, а также подачи чистого воздуха в определенные места зданий и сооружений во время пожара. Продуманная система дымоудаления также предусматривает локальное отключение вентиляции, чтобы ограничить поступление кислорода к очагу возгорания, и, таким образом, остановить распространение огня. Средства дымоудаления особенно важны в больших замкнутых пространствах без доступа воздуха (тоннели, метрополитен, подземные автостоянки), а также в зданиях высотой более 28 метров (длина стандартной пожарной лестницы). В крупных общественных и офисных зданиях, развлекательных комплексах и торговых центрах дымоудаление и вентиляция нередко интегрированы в единую систему безопасности для максимальной безопасности посетителей. ↑Главные принципы Поскольку продукты горения насыщены токсическими веществами, их хаотическое распространение нужно остановить. Плотность дыма выше, и он стремительно распространяется из очага возгорания как внутри помещения, так и в смежные зоны, включая лестничные пролеты и коридоры — наиболее вероятные пути эвакуации. Иногда достаточно даже маленького очага тления, чтобы заполнить дымом огромное пространство, поэтому во время пожара система вентиляции не должна работать в обычном режиме. Система дымоудаления выводит наружу скопившийся дым с минимальным распространением за воздуховоды дымоудаления. Одновременно системой подпора воздуха создается избыточное давление в соседствующих с очагом пожара участках и на путях эвакуации, чтобы препятствовать задымлению этих зон и способствовать работе спасателей. По принципу работы выделяют системы дымоудаления статистического и динамического типа:
Статистическая система дымоудаления Блокирует дым в одном месте за счет отключения вентиляции. Ограничение притока воздуха сдерживает, а то и вовсе гасит пожар, а дымоудаление производится механическим путем, например, через фрамуги оконных проемов или дымовые люки.
Динамическая система дымоудаления Рассчитана на частичное отключение вентиляции при пожаре, чтобы за счет работы вентиляторов и клапанов погасить огонь перепадом давления. В этом случае необходима не только автоматика дымоудаления, но и нагнетание воздуха в определенные зоны, чтобы остановить распространение дыма или создать безопасный коридор для эвакуации.

Также нужно учесть, будет ли система дымоудаления с естественным (фрамуги, дымовые люки, оконные проемы для подвальных помещений и т.п.) или искусственным побуждением (состоит из щита управления, вентиляторов и клапанов дымоудаления, каналов вентиляции, вентиляторов подпора воздуха, противопожарных клапанов).

При срабатывании пожарной сигнализации автоматически или вручную открываются вентиляционные люки и окна, чтобы вывести наружу дым, избыточное тепло и продукты горения. Благодаря этому пути эвакуации и другие помещения свободны от дыма, что способствует спасению людей и имущества.

Поскольку фонари и люки дымоудаления обычно монтируются в верхней части здания, перемещение воздуха в их направлении усиливается за счет открытия приточных окон. В более сложных системах ту же функцию может выполнять противопожарная вентиляция, совмещающая изоляцию возгорания, автоматику дымоудаления и нагнетание воздуха по вентиляционным каналам.

Наши рекомендации