Лицензирование и сертификация
Экологическое лицензирование — это выдача разрешений (лицензий или других разрешительных документов) на природопользование или на осуществление других хозяйственных работ специально уполномоченными на то государственными органами. Основные положения об этом изложены в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», а также в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», где приведен перечень видов деятельности, на осуществление которых необходима лицензия, а также органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Согласно этим законам, обязательному лицензированию подлежат, например, утилизация, складирование, размещение, захоронение и уничтожение отходов, проведение экологической паспортизации предприятий, сертификации, аудирования.
Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и иметь законные основания, к которым относятся:наличие в представленных документах искаженной или недостоверной информации;отрицательное заключение экологической экспертизы;
несоответствие квалификационного состава специалистов, подписавших акт экологической экспертизы.
Срок действия лицензии не может быть менее трех лет. Продление лицензии проводится в установленном порядке. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, не может быть передана другому лицу и не переходит по наследству. Специфической стадией этого государственного института является приостановление лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены только те государственные органы, которые выдали лицензию. Основанием для этого может быть нарушение природоохранного законодательства, нерациональное использование природных ресурсов, неуплата соответствующих платежей.
Экологическая сертификация — это подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Этому инструменту государственной экополитики посвящены Федеральные законы «О сертификации продукции и услуг» и «Об охране окружающей среды». В отличие от экологической экспертизы, объектами сертификации являются не проекты, а готовая продукция: новая техника, материалы, вещества, технологические процессы, отходы производства и потребления, природные ресурсы, экологические услуги. Государственным органом, ответственным за сертификацию товаров и услуг, является Госстандарт России. Экологическая сертификация в РФ может быть обязательной и добровольной. Проведение обязательной сертификации означает, что государство берет на себя защиту экологических интересов населения. В Министерстве природных ресурсов утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации. Добровольная экологическая сертификация проводится по инициативе природопользователя на основе договора между органом, проводящим сертификацию, и заявителем.
Мониторинг окр.среды.
Это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния ОС и ее изменений. Основные положения о мониторинге изложены в Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Единая государственная система экологического мониторинга создана в России в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, состояния атмосферы и околоземного космического пространства, животного мира, морской среды, почв, уровня радиации. Социально-гигиенический мониторинг — это государственная система наблюдения, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также выяснение причинно-следственных связей между здоровьем людей и условиями их жизни.
Целью экологического мониторинга является обеспечение системы управления безопасностью своевременной и достоверной информацией.
Уровни мониторинга: глобальный (вся планета, проводится международными экологическими организациями), национальный (в рамках одного государства с целью получения информации и обеспечения национальной экологической безопасности), региональный (для России — в пределах субъекта Федерации) и локальный (в рамках одного города или промышленного объекта).
Субъектами мониторинга являются органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на ведение экологического мониторинга, общественные объединения. Мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью, в которую входят: Министерство природных ресурсов и его агентства, Минздрав и его агентства, Минсельхоз и его агентства, Министерство промышленности и энергетики и его агентства и Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Объекты мониторинга — это окружающая среда в целом и ее отдельные элементы, а также все виды хозяйственной деятельности, представляющие потенциальную угрозу для здоровья людей и экологической безопасности. На основании данных мониторинга создается система кадастров природных ресурсов.