Понятие бедствия на море или водном пути

Его также следует отличать по пространственному признаку от понятий «экологическое бедствие» и «чрезвычайная экологическая ситуация». Дело в том, что оно охватывает чрезвычайные происше­ствия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), независимо от их правового статуса, и связанные с угрозой (рис­ком) для безопасности людей и окружающей среды. Бедствие на море или водном пути может быть вызвано различными причинами, например столкновением судов или каким-либо иным навигацион­ным инцидентом с судном в открытом море, вызванным ненадлежа­щим исполнением своих обязанностей лицом (лицами), управляю­щим судном, либо техническими неисправностями; иной морской аварией; актом пиратства, т. е. неправомерным насилием, задержа­нием или любым грабежом, совершаемыми с личными целями эки­пажем или пассажирами частновладельческого судна или летатель­ного аппарата, военного корабля, государственного судна, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем; экологического бедствия, вызванного опасным загрязнением мор­ской или водной среды, в том числе в результате деятельности по захоронению опасных (радиоактивных, химических и др.) отходов либо морской аварии; угрожающим безопасности судна (или судо­ходства) в данном районе актом насилия, направленного против другого судна в открытом море; разрушением или повреждением судна, помещением на судно устройств или веществ, угрожающих разрушением судна или безопасному плаванию данного судна, раз­рушением морского навигационного оборудования и др., а также при захвате стационарных платформ, совершении актов насилия против лиц на стационарной платформе, если таковое угрожает ста-

ционарной платформе, наносит ей повреждения или разрушает ее, помещении на платформе веществ или устройств, угрожающих ее безопасности.

УК РСФСР в ч. 4 ст. 223' предусматривал также уголовную от­ветственность за несообщение ответственными за то должностными липами судов и иных плавучих средств, платформ и других сооруже­ний и пр. сведений о готовящемся или произведенном сбросе опас­ных для морской среды, ее биоресурсов, жизни и здоровья людей, безопасности судоходства веществ.

Бедствием на море или водном пути признается наличие ситуа­ции, при которой жизни и здоровью людей угрожает реальная опас­ность, окружающая (морская) среда находится под угрозой, созда­ются помехи законным видам пользования водными или морскими путями.

Ежегодно в мире фиксируется значительное число аварий и иных бедствий на море или водных путях, нередко сопровождаю­щихся причинением значительного материального ущерба, вреда ок­ружающей среде, гибелью людей. Так, в России в 1995 г. только на маломерных судах было зафиксировано 13 аварий (в 1996 г.-23), получивших статус чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В акватории Балтийского моря за последние 10 лет произошло бо­лее 100 аварий, многие из которых привели к загрязнению морской среды.

Международный кодекс по управлению безопасной эксплуата­цией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), принятый 4 ноября 1993 г., указывает, что наиболее важными средствами пре­дотвращения морских аварий и загрязнения моря с судов являются проектирование, строительство, оснащение и техническое обслужи­вание судов, а также их эксплуатация надлежащим образом обучен­ными экипажами в соответствии с международными конвенциями и стандартами, относящимися к безопасности на море и.предотвра­щению загрязнения.

Источники права: Международный кодекс по управлению безо­пасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) от 4 ноября 1993 г.-Российские вести, 1994, 1 сентября; Кодекс поведения при аварийном загрязнении трансграничных внутренних вод 1991 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, рас­положенных на континентальном шельфе; Конвенция о борьбе с не­законными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г.; Конвенция по морскому праву от 10 декабря 1982 г.; Инструкция о порядке передачи сообщений о за­грязнении морской среды; Приказ Министерства транспорта РФ от



26 июля 1994 г. «О мерах по повышению безопасности мореплава­ния»; Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии от 27 июня 1994 г., утвержденный прика­зом Минприроды РФ.

Совершение преступления в условиях стихийного или иного об­щественного бедствия является обстоятельством, отягчающим нака­зание (п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ; см. также постановление № 17 Пле­нума Верховного Суда СССР «О рассмотрении судами дел, связан­ных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия» от 23 декабря 1988 г.—Сборник постановлений пленумов верховных судов СССР и РСФСР (Рос­сийской Федерации) по уголовным делам. М., СПАРК, 1995, с. 345-346).

Правовое регулирование вопросов экологической безопасности, чрезвычайных экологических ситуаций, экологических бедствий и других, как уже отмечалось, осуществляется в актах различных от­раслей права. Особое место в системе этих норм занимает регламен­тация чрезвычайного положения.

Наши рекомендации