Понятие и функции объектов экологического права

Природный объект - это компонент природной среды, имеющий естественное происхождение, находящийся в системе экологической взаимосвязи и выполняющий экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции.

3 признака природного объекта:

1) естественность происхождения;

2) нахождение в системе экологической взаимосвязи;

3) выполнение функций биопродуктивности.

ст. 4 ФЗ - объекты охраны окр. среды:

1) дифференцированные объекты;

- земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2) интегрированные объекты;

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3) особоохраняемые объекты.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

*Под землей понимается либо земная поверхность, либо плодородный слой почвы. Исходя из ст. 4 почва выделяется как самостоятельный субъект охраны.

*В отношении недр есть ФЗ о недрах, который раскрывает их понятие - это участки земной поверхности, расположенные ниже почвенного покрова и дна водоемов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

*Поверхностные и подземные водные объекты. В отношении их правового регулирования действует Водный кодекс и ФЗ о недрах.

ВК дает перечень водных объектов.

*Леса. Регулируется Лесным кодексом.

Леса - природный ресурс и экологическая система.

В прежнем лесном кодексе лес - это органическая совокупность земли, лесной растительности и иных природных ресурсов, создающие единый природный комплекс.

*Иная растительность - не включена в земной фонд. Это растительность, которая произрастает вне лесов.

Сегодняшний ЛК не регулирует эту растительность.

*Животные и др. организмы. ФЗ о животном мире дает определение животного мира - это совокупность живых организмов и микроорганизмов, в тот или иной период населяющая территорию РФ в естественном состоянии, признаваемые объектом охраны.

Под это понятие не подпадают домашние животные, животные в зоопарках, цирках, бродячие животные.

Выделяют болезнетворные микроорганизмы, от которых необходимо защищать самого человека и др. живые организмы

*Генетический фонд как объект охраны - совокупность признаков, характеризующие тот или иной вид живых организмов. Эти признаки характеризуют способность этих организмов сохранять свои генетические признаки при условии изменения окружающей среды.

Процесс потери этих признаков влечет мутацию.

*атмосферный воздух. ФЗ об охране атм. воздуха дает понятие - это определенная смесь газов в атмосфере, важнейшим из которых является кислород. Озоновый слой - это компонент входящий в состав атм. воздуха, но он выделяется в самостоятельный объект охраны, т.к. является жизненно необходимым.

*Околоземное космическое пространство - то пространство, которое испытывает негативное воздействие в результате

Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.

Закон об охране окр. среды не содержит положений о собственности. Причины отсутствия этих положений:

1. Собственность устанавливается не для охраны, а для ведения хозяйства

2. Рассматривается как экономическая, а не экологическая категория.

3. Далеко не все объекты природы мб объектами собственности (атм. воздух, например).

Регулирование осуществляется природноресурсовыми актами (ВК, ЛК и др.). В соответствии с КРФ провозглашаются различные формы собственности на природные ресурсы.

Исключительно в госсобственности сегодня находятся: *недра, *леса, *животный мир.

Другие природные объекты м. находится в федеральной, местной собственности.

Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

1) право частной собственности; 2) право государственной собственности:

а) федеральная собственность;

б) собственность субъектов Федерации;

3) право муниципальной собственности.

Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В отношении собственности действует единый принцип разграничения – все природные объекты, которые используются для общегосударственных нужд, будут находиться в исключительной государственной собственности (реки и земли для электростанций…). Как правило, в собственность субъектов РФ, муниципальную и частную передаются не особенно важные (малые реки, закрытые водоёмы, пруды, озёра могут…).

Наши рекомендации