Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения от повседневных опасностей в техносфере
Для реализации такой защиты человека целесообразно рассмотреть опасное взаимодействие систем «техносфера - человек», а также систем «природа - человек» для техносферных условий.
В совокупности систем «природа - человек» определяющим является негативное воздействие на человека естественных абиотических опасностей. По вполне понятным причинам это воздействие нельзя устранить полностью, но можно минимизировать применением защитных мероприятий и технических средств.
Реализация коллективной защиты человека от повседневного воздействия негативных абиотических факторов достигается за счет:
• устройства систем искусственного освещения;
• обеспечения допустимых параметров микроклимата;
• применения систем защиты человека от холода и перегрева;
• использования систем воздухо- и водоподготовки;
• контроля качества пищевых продуктов;
• устройства молниезащиты.
В совокупности систем «техносфера - человек» повседневное безопасное взаимодействие достижимо как за счет снижения опасностей техносферы, так и за счет минимизации антропогенного негативного влияния на техносферу.
Реализация коллективной и индивидуальной защиты человека устранением или снижением опасностей технических средств и технологий достигается:
• защитой от вредных веществ;
• защитой от вибрации, акустического шума, инфра- и ультразвука;
• защитой от ЭМП и ЭМИ, в том числе и от лазерного излучения;
• защитой от ионизирующих излучений;
• защитой от поражения электрически током;
• защитой от воздействий статического электричества;
• защитой от механического травмирования в бытовых и производственных условиях, при использовании средств транспорта и т.п.;
• применением средств индивидуальной защиты.
Технические средства и приемы защиты человека от опасностей производственной среды развиты и применяются довольно давно. Подробно они рассмотрены в работах по безопасности труда и БЖД.
Результатом их применения является соблюдение условий трудовой деятельности. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, - оцениваются по четырем классам. На рис. 3.21 показаны классы условий труда (в соответствии с Р 2.2.2006-05).
Первый класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность и минимальную напряженность организма человека.
Второй класс - допустимые условия труда - характеризуются таким уровнем факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест.
Оптимальные и допустимые условия труда безопасны.
Третий класс - вредные условия труда - характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Подразделяется на четыре степени вредности:
• 3.1 - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;
• 3,2 - приводящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;
• 3.3 - приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;
• 3.4 - приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний с временной утратой трудоспособности.
Четвертый класс - травмоопасные условия труда - с риском возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний.
Вредные и травмоопасные условия труда опасны.
В последние годы значительно увеличилось влияние бытовых опасностей, таких как вредные вещества, ЭМП, шум, вибрации и др. Для защиты от них необходимо также строго соблюдать меры безопасности. Известно, что практически каждая современная квартира напичкана бытовой техникой и буквально опутана проводами. Ее обитатели постоянно находятся в зоне электромагнитного излучения, которое может негативно влиять на наше здоровье. Для защиты нужно помнить: от электромагнитного излучения защищает железобетонная стена. Кирпичные, гипсокартонные, деревянные перегородки - плохая защита. Наиболее опасно излучение, которое воздействует в течение длительного времени, например, во время сна или работы.
Защита от излучения бытовой техники может быть реализована путем ее правильной установки:
Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита). В совокупности систем «техносфера - природа» основное негативное влияние оказывают отходы техносферы, приводящие к ухудшению региональной и глобальной природы, снижению качественного состояния селитебных зон.
Совершенствование объектов экономики и сферы быта с целью сокращения их отходов - сложный и довольно длительный процесс. Известно, что модернизация активно проводится, начиная со второй половины XX в., поскольку к этому периоду времени абсорбционный потенциал природной среды во многих ее регионах был уже исчерпан.
Экспертная оценка опасностей объекта экономики и его продукции. Для оценки процесса взаимодействия проектируемого техногенного объекта с человеком, селитебной зоной и природой необходима его экспертная оценка. Процедура экспертизы проектов вновь создаваемых или реконструируемых объектов состоит из экологической экспертизы, экологического контроля, декларации промышленной безопасности и соблюдения технических регламентов.
Экологическая экспертиза. Широкое распространение получила так называемая экологическая оценка проектов (экологическая экспертиза), основополагающие требования, к которой содержатся в гл. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды»). Здесь указано несколько видов экологических нормативных требований, а именно:
1) нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических и биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы;
2) нормативы допустимых выбросов (предельно допустимых выбросов) и допустимых сбросов (предельно допустимых сбросов) вредных химических веществ, а также вредных биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы;
3) нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, обеспечивающих сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира,
благоприятную для жизни окружающую природную среду;
4) нормативы предельно допустимого содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения, не представляющих опасности
для здоровья и генетического фонда человека;
5) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, обеспечивающий соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств
химических веществ в продуктах питания;
6) экологические требования к продукции. Они устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие
на человека и окружающую природную среду. Нормативы предельно допустимых воздействий должны быть соблюдены в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции;
7) предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду устанавливаются также при формировании территориально-производственных комплексов,
развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов;
8) нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных
пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.
Нормативными документами для проведения экологической экспертизы являются технические регламенты, а при их отсутствии - ГОСТ, ОСТ, СП, СН, СНиП, СанПиН и др.
Федеральный закон от 20 марта 2011 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» установил, что строительство любых объектов, в том числе атомных станций, металлургических заводов или нефтепроводов, может производиться без предварительной оценки их экологической опасности. Фактически он отменил государственную экологическую экспертизу и оценку воздействия на окружающую среду строительных и хозяйственных мероприятий, никак не связанных с жилищным строительством. Государственную экологическую экспертизу закон заменил предусмотренной Градостроительным кодексом РФ экспертизой проектной документации, оценивающей соответствие проектной документации требованиям технических регламентов (отсутствующих до настоящего времени).
Однако уже в мае 2010 г. на заседании Президиума Госсовета, посвященного охраны окружающей среды, вновь рассматривался вопрос об экологической экспертизе с целью возврата к ней. Президент РФ Д. А. Медведев высказал следующее мнение: «Если мы считаем, что утрата (экологической экспертизы. - Прим. авт.) привела к тяжелым последствиям, то давайте ее возродим».
Экологический контроль. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации существует государственный, производственный и общественный экологический контроль (контроль в области охраны окружающей среды). Производственный экологический контроль, осуществляемый в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, может быть реализован в рамках системы экологического менеджмента.
С 2009 г. введен в действие ГОСТ Р 14.13-2007 «Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля». Стандарт распространяется на строящиеся, вводимые в эксплуатацию и действующие предприятия (по видам и объектам хозяйственной деятельности), способные оказывать существенное негативное влияние, как на состояние окружающей среды, так и на предприятия (объекты хозяйственной деятельности), которые могут подвергнуться негативному воздействию. Стандарт не распространяется на объекты хозяйственной деятельности, подведомственные оборонной и атомной промышленности.
В документе отмечается, что он устанавливает методы комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых интегральным воздействием в процессе хозяйственной деятельности предприятий на окружающую среду на стадии производственного экологического контроля, включая методы предотвращения выбросов загрязнений в атмосфере, сбросов в водную среду или почву. В процессе производственного экологического контроля работники предприятия должны самостоятельно оценить, предпринимаются ли в хозяйственной деятельности все надлежащие профилактические действия, направленные на борьбу с интегральными негативными воздействиями данного предприятия на окружающую среду и, в частности, применяются ли наилучшие доступные технологии.
Декларация промышленной безопасности. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ввел понятие опасного производственного объекта. К опасным отнесены объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные и высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Вероятность возникновения ЧС на таких объектах необходимо учитывать как при его проектировании, так и на всех стадиях последующей эксплуатации.
С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку декларации промышленной безопасности. Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 № 222/59 введен в действие Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации.
Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте, и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.
Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; информирование общественности; и приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.
Декларация безопасности действующего промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Госгортехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производств.
Декларирование осуществляется для оценки достаточности и эффективности мер по предупреждению аварии и ликвидации ЧС на промышленном объекте.
Промышленный объект относят к объектам с повышенной опасностью в случаях:
• если на объекте находится вещество в количестве больше или равном указанному ниже предельному количеству:
· если опасное вещество, находящееся на объекте, относится к одному из видов, приведенных ниже, и его количество больше или равно указанному:
• если на объекте применяются несколько опасных веществ разных видов опасности и количество каждого вещества меньше предельного, а сумма всех весовых отношение веществ на объекте к их предельному количеству больше или равна единице.
Декларация определяет безопасность объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации. В целях обеспечения государственного контроля за качеством проектов строительства потенциально опасных объектов установлен перечень таких объектов, а именно:
• ядерно- и (или) радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия ядерно-топливного цикла, хранилища ядерного топлива и радиационных отходов;
• объекты хранения и уничтожения химических и других опасных отходов;
• гидротехнические сооружения 1 и 2-го классов;
• объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;
• магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 мПа;
• крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. т) и изотермические хранилища сжиженных газов;
• объекты, связанные с производством или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 т тротила;
• предприятия по открытой и подземной (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
• тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;
• морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты, и тоннели длинной более 500 м, метрополитены;
• крупные промышленные объекты с численностью работающих более 10 тыс. чел.
Оценивая состояние промышленного объекта как вероятного источника техногенной аварии особо следует обращать внимание на склонность всех объектов к снижению их надежности в процессе эксплуатации. Средний уровень износа инженерных теплокоммуникаций многих городов России составляет 60%, а около 25% полностью отслужили свой срок.
Технические регламенты. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», отменив разработку ведомственной нормативной документации и придав национальным стандартам рекомендательный характер, ввел в обращение новый документ - «технический регламент».
Технический регламент - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Цель принятия технических регламентов:
• защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с вышеуказанным законом существуют два вида технических регламентов: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной совместимости. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации:
• в отношении, которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов;
• степень риска причинения вреда, которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
К началу 2010 г. приняты следующие технические регламенты: «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности лифтов», «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности колесных транспортных средств», «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (базы данных заключений на шасси зарубежных автомобилей и другие информационные материалы), «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», «О требованиях пожарной безопасности» и др.
В соответствии с техническим регламентом «О требованиях пожарной безопасности», вступившим в силу 1 мая 2009 г., владельцы и арендаторы нежилых помещений должны представлять декларацию пожарной безопасности в территориальные органы пожарного надзора. Основная задача декларирования - подготовка собственника к эксплуатации своего объекта. Собственник обязан сообщить, что в здании есть система оповещения, сигнализации, пожаротушения и безопасной эвакуации. Для объектов оборонного комплекса, торговых центров, высотных зданий, объектов атомной промышленности необходимо делать расчет пожарного риска. Доля таких объектов невелика - 0,001%.
До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей указанным целям.
Разработка технических регламентов по существу реализует идею оценки безопасности продукции, объекта и т.п. в их полном жизненном цикле. Часто важным обстоятельством при оценке опасности любого проекта являются этапы демонтажа, утилизации и захоронения (например, демонтаж АЭС, утилизация и захоронение радиоактивных отходов, химического оружия и т.п.), а также воздействие объекта при авариях и стихийных явлениях.
В заключение подчеркнем, что процесс формирования безопасного жизненного пространства весьма сложен. Активное участие в нем должны принимать все государственные и общественные органы, частные предприниматели, населения и др. Особо следует отметить, что при вводе объектов экономики или технических средств в эксплуатацию необходимо руководствоваться следующим правилом: экобиозащитную технику и иные меры защиты на объектах экономики необходимо вводить в эксплуатацию до или одновременно с началом реализации технологических процессов. Только в случае своевременного ввода в эксплуатацию защитных мер гарантируется нормативный уровень защиты работающих, населения и природы от техногенных опасностей.
Этапы стратегии по защите от отходов техносферы. На I этапе (табл. 3.2) широко использовалась стратегия разбавления загрязнений в атмосферном воздухе и в водоемах. Но расчет на то, что рассеянные токсичные вещества превратятся в природной среде в нетоксичные, или на то, что их концентрации будут ниже предельно допустимых значений, не оправдался. Самоочищающая способность окружающей среды оказалась исчерпанной уже к началу 1960-х гг.
Таблица 3.2