Форма протокола обследования знаний детей
Фамилия, имя ребенка ____________________________________
Возраст (полных лет, месяцев) _____________________________
Дата__________ _________________________________________
№ п/п | Задания экспериментатора | Ответ ребенка | Особенности проявлений и действий ребенка |
Определяем показатели знаний и критерии (меры, степени проявления показателя) оценки.
Показатели знаний (П.Г.Саморукова):
полнота: характеризует объем (количество) знаний детей, т.е. меру соответствия знаний каждого дошкольника некоторому эталону, образцу определенной программы детского сада.
1 балл – отсутствие знания;
2 балла – до 1/3 требуемого объема;
3 балла – до 1/2 требуемого объема;
4 балла – в соответствии с требуемым, с 1–2 ошибками;
5 баллов – полное, в соответствии с эталоном;
обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения.
1 балл – отсутствие;
2 балла – оперирует только конкретными единичными знаниями;
3 балла – первичное обобщение типа «вид–род»;
4 балла – обобщение «вид–род» более 1/2, отдельные случаи более высокого уровня;
5 баллов – обобщение на уровне понятий эмпирического и предметного характера;
доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания усвоенного знания дошкольниками, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательности – отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.
1 балл – отсутствие аргументов;
2 балла – аргументы на несущественном основании. Смена направления анализа, отсутствие оперирования причинно-следственными связями;
3 балла – последовательная аргументация на несущественном основании, оперирование причинно-следственными связями единично, случайно;
4 балла – аргументация на несущественном основании. Оперирование причинно-следственными связями неполно, с 1–2 ошибками;
5 баллов – аргументация на существенном основании, владение причинно-следственными связями на уровне эталона;
гибкость, подвижность: характеризует умение дошкольника оперировать знаниями в новых условиях, умение менять точку зрения, привычные ассоциации. В сочетании с обобщенностью гибкость дает возможность находить новые способы решения учебных задач, переключаться с одного способа на другой, использовать понятия, методы и приемы учебной деятельности в других видах деятельности.
1 балл – отсутствие;
2 балла – «близкий» перенос в пределах конкретных знаний с ошибками;
3 балла – «близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное;
4 балла – перенос с конкретного на обобщенное;
5 баллов – «далекий» перенос, свободный в пределах как эмпирического, так и теоретического знания;
умение устанавливать причинно-следственные связи:
1 балл – не может;
2 балла – устанавливает прямые непосредственные связи. Не определяет причину и следствие;
3 балла – устанавливает не более одной промежуточной связи. Не определяет причину, следствие;
4 балла – устанавливает промежуточные связи не более двух; ошибки в определении причины, следствия;
5 баллов – устанавливает 4–5 промежуточных связей. Определяет причину, следствие, оформляет в схему.
Оценка может быть и более простой, по 3-балльной системе
(а не по 5-балльной).
1. Определяем валидность – количество измерений, доказательных для исследования явления (1, 2, 3,…). Как правило, достаточно бывает одного измерения.
2. Составляем диагностические задания (вопросы, педагогические ситуации и т.п.).
3. Определяем методики выполнения диагностических заданий (устный опрос детей, самостоятельная или контрольная работа и т.п.).
4. Определяем количественную обработку результатов диагностики. Составляем таблицы (см. табл. 8, 9).