И внешнего пространств здания
Стремление к сохранению устойчивости среды накладывает отпечаток не только на трактовку природных компонентов в структуре архитектурных объектов, но и существенно влияет на изменение представления о взаимодействии внутреннего и внешнего пространств интерьера здания и его окружения. Одним из проявлений подобного изменения становится демонстрируемое современной практикой "вторжение" элементов природы внутрь здания как часть процесса встречного движения природных и архитектурных форм. По мере того, как в формообразовании здания отдельные элементы архитектуры либо за счет усложнения конфигурации плана, либо путем отделения от основной массы объекта "размывают" видимые границы между ним и окружением, компоненты природы заполняют образующиеся переходные пространства. Использование качества "многослойного" архитектурного объекта позволяет разместить элементы природного окружения одновременно как бы внутри здания, но под открытым небом.
От характера внедрения приемов ландшафтного дизайна в оформление граничных пространств во многом зависит достижение композиционного единства интерьера здания с внешней средой.Дизайнерский подход к выбору места расположения, размеров, колористики и очертаний растительности способствует усилению образной стороны интерьерного пространства. Начиная с контура здания и распространяясь в различной форме в основные помещения общественного назначения, элементы фитодизайна обеспечивают как повышение комфорта в интерьере, так и становятся средством совершенствования экологических условий внутри архитектурного объекта.
В качестве примера подобного радикального изменения трактовки взаимосвязей между внутренним и внешним пространствами современной постройки можно привести возведенное по проекту архитектора Жана Нувеля здание фирмы Картье в Париже. В данном случае необычен подход к применению лаконичной темы фасада в виде поверхностей из стекла и металла: не только как системы ограждающих конструкций, но и как нескольких прозрачных экранов, размещенных на относе от здания и имеющих наряду с функциональным назначением – защиты помещений от шумового воздействия - немалое композиционное значение. Зрительная дематериализация архитектурного объекта достигается за счет того, что ряды деревьев, совпадая с направлением движения пешеходов, заполняют часть граничного пространства и одновременно составляют органичный элемент в ландшафтной композиции улицы.
Подход к использованию растительности внутри здания имеет множество вариантов композиционного выражения, но его интерпретация выходит за рамки декоративного приема. Активно содействуя повышению художественной выразительности интерьера, природный материал позволяет распространить концепцию создания устойчивой среды во внутреннее пространство зданий. Так, при строительстве комплекса Института технологии металлов в Атланполе вблизи Нанта в конфигурации постройки был предусмотрен световой дворик, украшенный кустами лаванды. Хорошо обозреваемый из остекленных галерей по периметру, внутренний сад не только выгодно отличается от многих примеров использования дворов общественных зданий, но и является одним из факторов экологической стабилизации среды на основе создания фрагмента искусственного ландшафта.
Дополнение природного окружения путем размещения композиций из растительности в объеме здания сопряжено с решением ряда технических вопросов, включая такие, как обеспечение необходимых температурно-влажностных характеристик воздуха, определенной продолжительности солнечной инсоляции и создание почвенных условий для произрастания растений. В случае возведения крупных общественных зданий с большой кубатурой помещений не всегда необходимые условия могут быть обеспечены в полном объеме. В связи с этим пример формирования декоративной композиции из цветов и почвопокровных растений вдоль коридора в Национальном Институте Садоводства (I.N.H.) в Анже представляет интерес с точки зрения размещения природного материала в протяженном обособленном пространстве с регулируемыми параметрами среды. Ограниченные размеры остекленной галереи облегчают поддержание требуемых параметров воздуха, а каскадный профиль основания позволяет "развернуть" экспозицию растительности с учетом направления основного восприятия.
В решении проблем взаимодействия внутреннего и внешнего пространств, а также обеспечения более высокого экологического потенциала зданий, все более существенную роль играют технологические аспекты совершенствования самой архитектурной формы. В частности, возможность создания больших пролетов с облегченной и остекленной конструкцией покрытия делает актуальным рассмотрение дизайнерских подходов к оформлению внутреннего пространства с использованием элементов природы в новом качестве. Выявляя особенности функционального назначения общественного здания, приемы ландшафтного дизайна должны обеспечить масштабное разграничение интерьерного пространства и его максимальную художественную выразительность.
Разрушением многих стереотипов в этом плане стала реализация проекта отеля Кемпински в аэропорту Мюнхена. Идея движения в пространстве перекрытого ажурной крышей двора воплощается в динамичной композиции растительности, подчиненной как соображениям обеспечения ее разнообразия, так и формирования цельного образа интерьера. Следуя диагональной линии, дополнительно подчеркнутой с помощью встроенных в покрытие блоков светильников, тема движения передается через ряд стеклянных трельяжей с многоярусным линейным заполнением искусственными цветами герани.
Входная зона, формируя восприятие архитектурного объекта извне, построена на сочетании пирамидальных очертаний хвойных деревьев, прямоугольных модулей стриженого кустарника, наклонных трельяжей с вьющейся растительностью и активной обработки поверхности земли с использованием концентрического рисунка покрытия из брусчатки. Кульминацией композиции интерьера является его центральная часть с круговой посадкой пальм для выявления места размещения бара. Подобное сочетание живой и искусственной растительности, подчиненное главной идее композиции – движению в пространстве, раскрывает дополнительные возможности ландшафтного дизайна в интерпретации формы и функции компонентов природы.
Совершенствование технологических решений современной архитектуры обусловило распространение строительства зданий с внутренним, перекрытым стеклом пространством в виде атриума. Независимо от климатических условий, такое построение объема оказалось наиболее привлекательным для применения фитодизайна, причем наибольшую актуальность озеленение атриумов приобрело в районах с более холодным климатом и преимущественно для тех общественных зданий, в которых человек вынужден находиться продолжительное время и испытывать определенный дискомфорт от длительного отсутствия контакта с природным окружением. В первую очередь это относится к больничным зданиям. Основными задачами фитодизайна в данном случае становятся имитация природной среды и создание наиболее комфортных условий для реабилитации людей, перенесших заболевание.На примере нескольких построек такого типа в странах Европы видно, что формирование фрагментов искусственного ландшафта подчинено идее гуманизации среды, обеспечения ее продолжительного устойчивого использования. В частности, в больнице Екатерины в Штутгарте композиция растительности в атриуме построена исходя из соображений максимального удобства для пребывания проходящих здесь лечение людей и их посетителей. Исключая направления транзитного движения, поверхность пола максимально покрыта травяным газоном, а расположение деревьев и кустарников напоминает фрагмент садово-паркового ландшафта. В пространстве атриума прослеживается приоритетность природных форм и мотивов: в решении поверхности покрытия швы между бетонной плиткой заполнены травой, очертания газона отличаются естественностью, деревья подобраны с живописной формой кроны. Найдена возможность для устройства небольшого водоема с ручейком, протекающим по атриуму под стеклянным покрытием.
В этом примере достаточно отчетливо проявляется стремление создателей больничного комплекса к использованию возможностей дизайна в нетрадиционной трактовке интерьера здания лечебного назначения для возвращения человеку ощущения контакта с природным ландшафтом.
Проектирование общественных зданий, исходя из развития их коммуникативной функции, часто связывается с необходимостью расширения объема внутреннего пространства, сочетающего в себе комфорт интерьера с позитивными качествами открытых озелененных участков города. Тенденция к организации пространств, напоминающих городские торговые улицы, уже много лет проявляется в американской практике строительства молов преимущественно за пределами городов.
В европейской практике последних десятилетий стремление к сохранению социокультурных функций городского центра привело к строительству крытых пешеходных улиц-галерей, в которых сочетание объектов различного назначения превращается в многофункциональное пространство, удобное для посещения независимо от погодных условий.
Повышенное тяготение горожан к центрам такого уровня, отличающихся большой возможностью выбора мест обслуживания и общения, не может рассматриваться изолировано от характера средового дизайна и технологических возможностей современной архитектуры. Заполняя пешеходные пространства под крышей, элементы природы (в первую очередь растительность) повторяют здесь привычное сочетание естественных и искусственных компонентов среды.
Строительство комплекса общественных зданий в районе Потсдамер Плац в Берлине представляет собой одну из наиболее масштабных попыток создания новой улицы под крышей с широким набором видов обслуживания и одновременно с формированием композиции растительности, аналогичной произрастающей на открытых пространствах города.
Важно отметить, что размещение деревьев, отвечая характеру функционального использования торговой улицы-галереи "Аркаден", обеспечило разделение полос движения посетителей вдоль расположенных В первом уровне магазинов и центрального транзитного пространства. Масштабное разграничение улицы в продольном и поперечном направлениях за счет выбора места размещения растительности сочетается с организацией вблизи деревьев мест отдыха со стороны торговых центров. Во избежание монотонности пространства большой протяженности полоса движения в центральной части улицы периодически поднимается на искусственно созданные возвышения в виде горбатых мостиков.
Обращение к компонентам природы как средству оптимизации среды заключается в данном случае в грамотном структурировании пространства и обеспечении его устойчивого использования на основе максимального учета потребностей человека и создания условий для различных форм его досуговой деятельности.Гуманизация среды по мере роста городов все более связывается с обустройством каждого из ее фрагментов. Превращение фитодизайна в средство формирования экологически целесообразного пространства с максимально возможной степенью равновесия между естественными и искусственными компонентами стало характерной особенностью новой пешеходной улицы-галереи "Аркаден".
О дополнительных возможностях в обеспечении экологической устойчивости среды свидетельствуют также отдельные детали построенной в центре Котбуса (Германия) крытой улицы-галереи "Шпреевальд". Емкости с грунтом, используемые в данном случае для посадки деревьев выше уровня пола, совмещаются с устройством скамей для отдыха и размещения угловых модулей с почвопокровными растениями. Дизайнерское решение позволяет интегрировать эти компоненты в единое целое, обращаясь преимущественно к природным материалам.
К числу областей, в которых применение фитодизайна обретает особую актуальность, относится подземная урбанистика.Освоение подземного пространства становится очевидной необходимостью в результате развития крупных городов. Одновременно с процессом совершенствования технологии подземного строительства в развитых странах растет понимание того, что для нахождения человека в условиях, которые трудно назвать комфортными ввиду отсутствия солнечной инсоляции, ухудшения характеристик воздуха, неизбежного ощущения тесноты и преобладающей монохромности, требуется адекватное реагирование с точки зрения создания биопозитивных компонентов среды. Следствием этого стали многочисленные примеры композиционного дополнения спусков в подземные переходы и станции скоростного транспорта каскадными группами декоративной растительности.
Однако наиболее показательны примеры использования фитодизайна при проведении реконструкции крупных общественных зданий с обновленной трактовкой подземного пространства. Так, в процессе реконструкции музея Лувр в Париже одной из важных составляющих в концепции пространства подземного вестибюля стало включение в его композицию древесной растительности. Освещаемые через световой проем в покрытии в виде перевернутой стеклянной пирамиды деревья вносят определенный мотив городской площади, многократно усиливая эмоциональное воздействие оригинальной архитектурной формы.
Постоянное развитие технологии использования подземного пространства проявляется и в расширении набора функций общественных зданий, переносимых под землю. Появление вчисле таких объектов плавательных бассейнов, обладающих специфическими температурно-влажностными характеристиками воздуха, дает возможность использовать благоприятный микроклимат для размещения теплолюбивых растений. В частности, при строительстве крупного общественного комплекса Ле Алль в центре Парижа прием объединенного размещения был использован для устройства вблизи бассейна подземного сада, освещаемого через фонари верхнего света и играющего заметную композиционную роль в пространственной организации вестибюля кинотеатра.
Среди наиболее радикальных изменений в архитектурно-дизайнерской трактовке городского подземного пространства целесообразно отметить пересмотр возможностей применения фитодизайна в организации интерьера станций скоростного транспорта. Олицетворением их гуманизации стало строительство 14-й линии метро "Метеор" в Париже с попыткой создать в традиционно искусственной среде фрагмент живой природы. Эффект эмоционального воздействия интерьера станции "Лионский вокзал" усиливается именно тем, что подъезжающий к ней пассажир менее всего ожидает попасть под землей в настоящий сад с деревьями и пениемптиц.
Интенсивное искусственное освещение превращает этот уголок подземного пространства в кульминационный фрагмент интерьера, где все привычные лишь для поверхности земли лучи света и яркие краски естественной растительности возвращают человеку контакт с природой. Сад на станции "Лионский вокзал", и по технологии, и по дизайну символизируя возросшие возможности человека в создании комфортной среды даже в подземном пространстве, достаточно убедительно подтверждает целесообразность использования тех средств архитектуры, которые, наряду с положительной эстетикой, вносят в облик станции метрополитена "дух" природы. Применение фитодизайна в подземном пространстве становится очевидным следствием расширения сферы деятельности человека для поддержания экологических характеристик среды на технологически доступном уровне.
Таким образом, ландшафтному дизайну и фитодизайну, оперирующему преимущественно формами растительности, принадлежит существенная роль в целенаправленном изменении качеств городских открытых пространств, преобразовании ландшафта в окружении зданий ираспространении компонентов природы внутри объектов архитектуры. Оздоровление среды все более связывается с использованием природных элементов для создания единого экологического каркаса, пронизывающего весь город. Формирование такого каркаса становится одним из важных проявлений движения общества к наиболее устойчивой среде, предсказуемой и постоянно совершенствуемой.
♦ /См. цветную вклейку, № 342-364/