История становления экологии как науки
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ
Учебное пособие для студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения специальности 280104.65 «Пожарная безопасность»
Екатеринбург
Грозин А.Н. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ. Учебное пособие – Екатеринбург.: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2008. – 47 с.
В учебном пособии рассматривается краткая история становления экологии как науки; предмет, объект и методы изучения. Рассматривается структура современной экологии; связи отдельного организма (особи) с окружающей его средой (влияние на организм экологических факторов); структура и динамика популяций отдельных видов, их взаимовлияние и влияние на них окружающей среды; структура и закономерности функционирования сообществ живых организмов и экосистем.
Пособие является дополнительным материалом для изучения дисциплины экология, предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения по подготовке инженеров пожарной безопасности учебных заведений МЧС России, а также для широкого круга специалистов в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
Рецензенты:
Начальник кафедры пожарной техники Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат сельскохозяйственных наук Филиппов А.В.
Доцент кафедры инженерной защиты окружающей среды Уральского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук Гмызина Н.Б.
Учебное пособие одобрено на заседании методического совета института и рекомендовано к использованию при изучении курса «Экология»
Протокол № ____ от « ___ » ___________________ 2008 г.
© Уральский институт Государственной
противопожарной службы
МЧС России, 2008
© Грозин А.Н., 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
История становления экологии как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Общая характеристика и структура современной экологии . . . . . . . . . . . . . . 6
Уровни организации живой материи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Системы организмов на Земле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
АУТЭКОЛОГИЯ (ФАКТОРИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)
Понятие вид. Критерии вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Среда обитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Экологические факторы среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Приспособление организмов к неблагоприятным условиям среды . . . . . . . . 15
Понятие лимитирующего фактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Взаимодействие экологических факторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
ДЕМЭКОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ)
Показатели популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Структура популяции и ее виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Динамика популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
СИНЭКОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ)
Биоценоз, биотоп и биогеоценоз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Биотические связи в биоценозах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Структура биоценоза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Устойчивость и развитие биоценозов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
ЭКОЛОГИЯ ЭКОСИСТЕМ
Экосистемы и принципы их функционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Потоки вещества и энергии в экосистеме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Динамика экосистем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Саморегуляция и устойчивость экосистем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Предисловие
Дисциплина «Экология» изучает общие законы функционирования экосистем, среду обитания живых существ, проблемы взаимодействия человека с природой. Целью изучения дисциплины является всестороннее рассмотрение экологических основ рационального природопользования, современного состояния природных ресурсов, окружающей природной среды и их охрана. Задачей дисциплины является – формирование экологического мышления у будущих специалистов.
Защита окружающей природной среды от деградации и загрязнения стала в настоящее время ключевой проблемой как для общества в целом, так и для каждой отдельной семьи. Явный дефицит соответствующих знаний у большинства граждан приводит к неприемлемым крайностям. С одной стороны, часто наблюдается полное пренебрежение к экологической безопасности, с другой — преувеличенный страх и необоснованное отрицательное отношение ко многим видам производственной деятельности. Вместе с тем многие факторы в быту и производстве, представляющие действительно серьёзную угрозу для природных экосистем и здоровья людей, остаются вне поля зрения и граждан, и администрации.
Таким образом, современный специалист любого профиля должен обладать не только определенным комплексом и уровнем специальных знаний, но и определенным уровнем экологического мировоззрения и мышления, который позволит анализировать и оценивать собственную производственную деятельность относительно ее воздействия на природную среду, обеспечит понимание глубинных процессов этого взаимодействия и позволит принимать обоснованные решения. Основой для развития экологического мышления и мировоззрения может служить знание и понимание основных задач и методов экологии, понятий и законов экологии, законов взаимодействия живых организмов и неживой природы, четкие представления о биосфере и ее эволюции, факторах, способствующих превращению биосферы в ноосферу и техносферу.
История становления экологии как науки
Ныне слово «экология» стало весьма популярным, этот термин нередко употребляют в сочетании с такими словами, как общество, культура, семья, здоровье и т.д. Наиболее часто применяют это слово, указывая на неблагополучное состояние окружающей нас природы.
Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде» возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384—322 до н. э.), Плиния (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627—1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
В этот же период Ж.-Б. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Второй этап— оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814—1858), Н. А. Северцова (1827—1885), В. В. Докучаева (1846—1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Поэтому не случайно, американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии. В конце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней, абиотической средой и между собой, т.е. с биотической средой.
Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии и назвал ее экологией (1866).
Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых передовых в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академик В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.
Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.
Начинается третий этап(50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, экономики, права и др.
В это же время появляется новый вид природоохранной деятельности — рациональное использование природных ресурсов.
В 50-е г. дальнейшее развитие производительных сил в стране, усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, — охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.
В 60—80-е гг. в СССР практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.
Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов — губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. Сегодня Россия переживает тяжелый экологический кризис.