Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества и их виды

Мир и безопасность человечества являются важнейшими социальными ценнос­тями современной цивилизации, обязательным и непременным условием дальней­шего успешного развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

Впервые в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан, принятом 16 июля 1997 года, законодатель выделил самостоятельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечества, чем привел национальное уголовное законодательство в соответствие с международными конвенциями и взятыми на себя обя­зательствами по борьбе с посягательствами, которые традиционно, относились к категории, так называемых, международных преступлений.

Международными преступлениями, как это отражено в юридической литера­туре, - признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения прин­ципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международ­ного сообщества в целом.

Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного во­енного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. Несмотря на то, что в этих Уставах отсутствует определение преступлений против человечества, в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация.

В 1947 году резолюцией 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (в специальной литературе указывается, что к этому времени и относится новое официальное название данных преступлений). Работа над указанным проектом шла не одно десятилетие, но только в 1991 году на своей 43 сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального Секретаря ООН был направлен правительствам стран для обсуждения. Проект кодекса к преступ­лениям против мира и безопасности человечества относит 12 составов. Среди них: 1. Агрессия. 2 Угроза агрессией. 3. Вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства). 4. Колониальное господство. 5. Геноцид. 6. Апартеид. 7. Си­стематическое и массовое нарушение прав человека. 8. Исключительно серьезные военные преступления. 9.Вербовка, использование, финансирование и обучение наемников. 10. Международный терроризм. 11. Незаконный оборот наркотичес­ких средств 12. Преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

По сложившейся практике в международно-правовых актах определяется преступность деяния, но не указывается санкция за его совершение. Так построен и проект данного кодекса. В литературе обычно ссылаются на то, что конкретные виды наказания за международные преступления должны применяться в соответствии с внутригосударственным уголовным законодательством.

Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества по срав­нению с Нюрнбергским Уставом, значительно расширяет круг этих преступлений. Данные обстоятельства вызвали замечания на указанный проект кодекса, поступившие от 22-х государств. Принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в Кодекс составов таких преступлений, как вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства), колониальное господство, апартеид, систематическое и массовое нарушение прав человека, наемничество, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Данная классификация преступлений против мира и безопасности человече­ства не является единой и бесспорной. Совсем иной, например, перечень междуна­родных преступлений содержится в ст. 20 проекта Устава международного уго­ловного суда.

Следует согласиться с авторами учебника Особенной части Уголовного права Российской Федерации под редакцией Б.В. Здравомыслова, что данная классифи­кация является еще более спорной, чем приведенная в проекте Кодекса преступле­нии против мира и безопасности человечества, и прежде всего потому, что в этой классификации к преступлениям против мира и безопасности человечества отне­сены и так называемые преступления международного характера. В новом УК Республики Казахстан, как и в прежнем, содержится достаточно много норм о та­ких преступлениях. Это статьи об ответственности за изготовление или сбыт под­дельных денег и ценных бумаг; захват заложника; незаконный оборот наркотичес­ких средств; угон воздушного судна и многие другие.

Также одной из проблем уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, препятствующей принятию международного кодифицированного акта об этих деяниях, стал неурегулированный до настояще­го времени вопрос о международном судебном органе. Ряд государств категори­чески высказались за учреждение Международного Уголовного Суда.

США, например, выступили против принятия Кодекса о преступлениях про­тив мира и безопасности человечества именно по той причине, что в нем отсут­ствует процедура преследования за преступления против мира и безопасности человечества. Правительство США эффективность борьбы с этими преступлениями видит не продолжении работ над проектом этого Кодекса, а в укреплении со­трудничества между странами в области расследования соответствующих деяний и привлечения виновных к ответственности.

Тем не менее, проект Статуса Международного уголовного Суда был разработан Комиссией Международного права и обсужден на 46 сессии в мае - июле 1994 года.

Таким образом, проблема определения деяний, относимых к преступлениям против мира и безопасности человечества, остается пока нерешенной в международном праве и споры в этой области, по всей видимости, будут вестись еще очень долго, что естественно затрудняет их определение и в национальном уголовном законодательстве. Такая проблема стояла и перед разработчиками нового УК Республики Казахстан. Тем не менее, как видно из содержания главы нового УК о преступлениях против мира и безопасности человечества, она отвечает современ­ным международным требованиям борьбы с этими преступлениями.

В данную главу законодатель включил девять составов преступлений. Из них шесть являются новыми для национального законодательства: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 156 УК), производство или распро­странение оружия массового поражения (ст. 158 УК), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 УК), геноцид (ст. 160 УК), экоцид (ст. 161 УК) и нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой (ст. 163 УК), а три состава преступления ранее были известны УК Каз.ССР 1959 г.: пропаган­да войны (ст. 57), наемничество (ст. 62-2) и нарушение национального и расового равноправия (cт 60). В новый УК эти составы включены в обновленной редакции.

В основу выделения этой новой главы УК положен общий родовой объект посягательства этих преступлений - мир и безопасность человечества, т.е. общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности.

В число обязательных признаков некоторых составов анализируемой группы преступлений входит предмет преступления. Например, в ст. 158 и ч. 2 ст. 159 УК - это химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, запрещенные международным договором Республики Казахстан. Для одной из форм применения запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 УК) предме­том преступления является национальное имущество. В экоциде (ст. 161 УК) пред­метом преступления являются растительный и животный мир, водные и земель­ные ресурсы, а также атмосфера. В составе нападения на лиц или организации, пользующиеся международной защитой, предметом преступления выступают слу­жебные или жилые помещения либо транспортные средства указанных лиц.

Составыпочти всех преступлений против мира и безопасности человечества являются формальными. Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление общественно опасных последствии лежит за рамками состава. Исключение составляют квалифицированные составы наемничества (ст. 162 УК), нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой (ст. 163 УК) и возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды (ст. 164 УК). К смешанной конструкции можно отнести состав экоцида (ст. 161 УК), где законода­тель, характеризуя объективную сторону преступления, указал, что совершение это­го деяния наказуемо при условии, что оно вызвало или способно вызвать опреде­ленное общественно опасное последствие - экологическую катастрофу.

Совершение практически всех преступлений против мира и безопасности человечества предполагает выполнение виновным активных действий. В объективную сторону некоторых составов (например, применение запрещенных средств и мето­дов ведения войны) в качестве обязательного признака входит особая обстановка совершения преступления - обстановка вооруженного конфликта или военных дей­ствий и место совершения преступления - оккупированная территория. Способ совершения преступления законодателем выделяется в таких составах, как приме­нение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159УК), геноцид (ст. 160 УК) и в рядe других.

Субъективная сторона всех преступлений, за исключением экоцида, предусмотренных в главе 4 Особенной части УК, характеризуется виной в виде прямого умысла Для некоторых преступлений законодатель предусматривает в числе обя­зательных признаков субъективной стороны специальную цель их совершения (например, для геноцида - цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы; для нападения на лиц или организации, пользующиеся международной защитой, - цель провокации войны или ос­ложнения международных отношений).

Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть вменяемые лица, достигшие 16-лстнего возраста. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта, например, должностное лицо, занимающее ответственную государственную должность (ч. 2 ст. 15 7 УК), руководитель общественного объединения или лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2ст 164 УК) и т.д.

В юридической литературе можно встретить различную классификацию рассматриваемой группы преступлений, которая проводится в зависимости от непосредственного объекта. Можно назвать ее условной, поскольку делается это, преж­де всего, в учебных целях для лучшего усвоения материала Нам представляется, что преступления против мира и безопасности можно классифицировать следую­щим образом:

1) преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 156 УК), пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 157 УК), производство или распространение оружия массового поражения (ст. 158 УК));

2) военные преступления (применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 УК));

3) преступления против человечности (геноцид (ст. 160 УК), экоцид (ст. 161 УК));

4) преступления, посягающие на принципы правового регулирования вооруженных конфликтов (наемничество (ст. 162 УК);

5) преступления, посягающие на неприкосновенность лиц и организаций, пользующихся международной защитой (нападение на лиц или организации, пользующихся международной защитой (ст. 163));

6) преступления, посягающие на международно-правовой запрет разжига­ния национальной, расовой или религиозной вражды или розни (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды (ст. 164 УК)..

Наши рекомендации