Профессиографическая характеристика педагога ДОУ как предпосылка профессиональной подготовки студентов к экологическому воспитанию детей
Профессиография - это описание профессии, которое отражает цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности выполнения отдельных этапов трудовой деятельности.
Прокофьева О.О. разработала профессиографическую характеристику воспитателя детского сада имеющую экологическую направленность. Экологическая направленность нашла свое отражение в профессиональных функциях, профессионально-значимых качествах, методах которыми должен овладеть воспитатель для осуществления экологического образования дошкольников на высоком профессиональном уровне.
Как система требований к специалисту, профессиографическая характеристика, дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, критерии профессиональной подготовки студентов к экологическому образованию дошкольников, а также позволяет воспитателям-практикам разработать систему мероприятий по самообразованию в данном направлении.
Графически структуру профессиографической характеристики воспитателя детского сада можно представить следующим образом:
I раздел "Личность воспитателя" включает в себя личностные качества и профессионально-значимые качества.
Профессиональная деятельность воспитателя направленная на экологическое воспитание дошкольников предъявляет ряд специальных требований к личностным качествам воспитателя как профессионально важным, обеспечивающим реализацию функций его труда. Поэтому профессионально важные качества должны осознаваться самим воспитателем и рассматриваться как значимые.
II раздел «Профессиональные функции» включает в себя: гностическую, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, прогностическую функции. Оптимальное осуществление гностической функции определяется уровнем экологической направленности профессионализма воспитателя, зависит от постоянного интереса к новой информации по проблеме экологического воспитания дошкольников, создания атмосферы творческого поиска и решения познавательных задач, стремления постоянно совершенствоваться в данной области.
Конструктивная функция – это функция воспитателя д/с представляет собой проектирование своей воспитательно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. Она включает в себя три вида:
· конструктивно-содержательный (отбор содержания материала, который используется в работе с дошкольниками, с родителями, в самообразовании);
· конструктивно-оперативный (планирование деятельности дошкольников, собственной деятельности);
· конструктивно-материальный (проектирование, создание и развитие материальной базы для экологического воспитания дошкольников).
Коммуникативная функция направлена на оптимизацию взаимоотношений воспитателя с детьми в процессе экологического образования дошкольников.
Организаторская функция в процессе экологического образования дошкольников включает в себя следующие профессиональные знания, умения и навыки:
· знание основных форм и методов организации экологического образования дошкольников, умения творчески их использовать в практике работы;
· умения организовывать экологическое образование дошкольников в соответствии с основными требованиями существующих программ в данной области;
· умения организовывать разные формы работы с детьми по экологическому образованию, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Прогностическая функция связана с прогнозированием воспитательно-образовательной работы с детьми и ее результатов. Реальное предвидение эффективности процесса экологического образования дошкольников базируется на:
· знании перспектив и планов развития системы экологического образования детей в Республике Беларусь;
· умении прогнозировать результаты экологического воспитания дошкольников, предвидеть возможные отклонения в работе по экологическому воспитанию с конкретными детьми;
· умении определять целостную систему работы по экологическому воспитанию в соответствии с программными требованиями;
· умение проводить диагностику экологического воспитания дошкольников.
Ill раздел "Методы". Определяет то, что для компетентного управления процессом экологического воспитания дошкольников воспитатель должен овладеть следующей группой методов:
· конструирования процесса экологического воспитания в каждой возрастной группе;
· методами экологического воспитания дошкольников;
· психолого-педагогической диагностики экологического воспитания дошкольников;
· социально-адаптационной и коррекционной работы с дошкольниками в процессе экологического воспитания;
· организации культурно-просветительской, пропагандистской, досуговой деятельности по экологическому воспитанию;
· изучения передового педагогического опыта по экологичемкому воспитанию дошкольников.