Основные принципы международного сотрудничества
Под международным сотрудничеством в решении проблем окружающей среды понимается международная деятельность на правительственном и неправительственном уровнях, осуществляемая в рамках межгосударственных соглашений, международных экологических программ и проектов, финансируемых ООН и другими организациями, частными и roсударственными экологическими фондами, которые направлены на объединение усилий государств, частных лиц и общественных объединений в преодолении глобальных экологических проблем человечества. В своей экологической политике Россия также исходит из необходимости обеспечения всеобщей безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений. Именно поэтому в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (2001) международное сотрудничество провозглашено одним из принципов государственной политики в области окружающей среды.
Принципы международного сотрудничества длительное время вырабатывались и формулировались мировым сообществом. Перечислим основные из этих принципов:
· каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
· каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
· экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться ни за счет других государств, ни без учета их интересов (природные ресурсы слаборазвитых стран не должны безудержно эксплуатироваться индустриальными государствами);
· хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории одних государств, не должна наносить ущерб окружающей среде на территории других государств (борьба с трансграничным переносом загрязнений, предупреждение влияния вредных последствий деятельности на окружающую среду сопредельных стран);
· недопустимость любых видов хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
· необходимость установления контроля на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе норм международного права;
· обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовых природосберегающих технологий;
· межгосударственная взаимопомощь в чрезвычайных экологических ситуациях;
· необходимость решения спорных проблем окружающей среды только мирными средствами.
Объекты международного сотрудничества в области охраны окружающей среды могут быть отнесены к следующим трем видам:
1) находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, околоземное космическое пространство);
2) используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Каспийское моря);
3) используемые двумя государствами – как правило, пограничные объекты (Беловежская пуща, реки Дунай, Амур, Уссури).
Для организации охраны флоры и фауны учреждена Международная Красная книга, в которую включаются редкие и исчезающие виды растений и животных, нуждающиеся в особой охране. Национальные Красные книги имеются во многих странах мира, в том числе и в России, а гакже в ряде ее субъектов. Действуют международные договоры в области охраны окружающей природной среды, участницей которых является и Россия: о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и ряд других. В настоящее время согласовываются и реализуются различные конвенции в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, в частности, Конвенции о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха, об охране мигрирующих видов животных, об охране морских живых ресурсов Антарктики и прочие.