Отходы предприятий железнодорожного транспорта и обращение с ними
КО | Виды отходов | Техпроцесс – источник отходов | Обращение с отходами |
I | Ртуть (из люминесцентных ламп) | Замена неисправных ламп | Передача для переработки на специализированные предприятия |
Отходы гальванических производств | Гальванические производства | ||
II | Трихлорэтилен | Химчистка спецодежды | Обезвреживание |
Серная кислота, электролит | Ремонт аккумуляторов | Нейтрализация | |
IIII | Нефтепродукты | Очистка сточных вод ППС, депо и ремонтных заводов | Использование в качестве топлива в котельных; реализация; передача нефтехимическим предприятиям для переработки |
Нефтешламы (замазученный песок) | Сжигание в котельных или инсинераторах*; передача другим организациям; размещение на полигонах | ||
Отработанные масла | Ремонт подвижного состава, станков и др. оборудования | Передача для переработки на специализированные предприятия | |
Загрязненный грунт | Очистка промплощадок предприятий | Обработка бакпрепаратами; сжигание в инсинераторах* | |
Отработанные деревянные шпалы | Ремонт пути | Пиролиз, сжигание в инсинераторах и др. | |
IV | Золошлаковые отходы | Работа котельных | Использование для строительных нужд; размещение на полигонах; передача другим организациям для использования |
Твердые бытовые отходы (ТБО) | Размещение на полигонах | ||
V | Лом черных и цветных металлов | Металлообработка | Передача для переработки |
* инсинератор – установка для экологически безопасного сжигания отходов, работающая на жидком или газообразном топливе
Лимит размещения отходов – объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется в зависимости от производственных показателей (расход сырья, мероприятия по снижению количества отходов) и возможности экологически приемлемого размещения отходов.
Загрязнение территорий предприятий
Территории локомотивных, вагонных депо и промывочно-пропарочных станций (ППС) загрязнены преимущественно нефтепродуктами, шпалопропиточных заводов – фенолами. Площадь загрязненных участков колеблется от 5 до 25% общей территории предприятия.
Основный способ очистки загрязненного грунта - обезвреживание на месте или специальном полигоне с использованием бактериальных препаратов (бакпрепаратов). Бакпрепараты («Путидойл», «Дестройл», «Родер» и др.) выпускаются в виде порошка или пасты. Порядок приготовления рабочего раствора для очистки от нефтепродуктов (на примере препарата «Путидойл» и емкости 100 л) следующий:
- добавить в воду минеральную подкормку (3 г нитроаммофоски) при температуре 80оС;
- дать воде остыть до комнатной температуры;
- добавить 85 г препарата и 9 г нефтепродукта;
- осуществлять аэрацию (барботаж) в течение 8-12 ч, или после кратковременной (не менее 5 мин) аэрации отстаивать раствор в течение того же времени.
Далее рабочий раствор вносится в загрязненную почву на месте или на специальном полигоне с подогревом. Эффекта следует ожидать примерно через 2-4 недели.
Также загрязненный грунт может сжигаться в инсинераторе, однако этот способ применяется редко из-за выбросов в атмосферу большого количества ЗВ: твердых частиц, оксидов азота, оксида углерода, диоксида серы, бенз(а)пирена, диоксинов и пр. Захоронение загрязненного грунта на полигонах может привести к попаданию нефтепродуктов или фенолов в поверхностные или подземные воды, поэтому такой метод обезвреживания практически не применяется.
Лекция 5
Энергетическое загрязнение
К энергетическому загрязнению относятся: шум, вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, тепловое и световое загрязнения. Из этих видов загрязнения наиболее значимыми экологическими факторами для железнодорожного транспорта являются шум и электромагнитные поля, поэтому они рассмотрены ниже.