Антропогенные опасности, их причины и предупреждение
Повседневная жизнедеятельность человека тесно и неразрывно связана с широкой эксплуатацией и интенсивным использованием новой техники и технологии, разнообразных технических средств, АСУ, автоматизированных и механизированных производственных процессов, которые, с одной стороны, превращают его из непосредственного исполнителя в оператора сложной системы "человек — машина" (СЧМ), с другой — являются потенциальными или реальными источниками вредных факторов и опасностей. Современный уровень знаний об их природе позволяет с технической точки зрения построить достаточно эффективные системы защиты работающих от различных негативных техногенных воздействий в условиях функционирования СЧМ. Однако жизнь показывает, что значительная доля опасностей при этом реализуется под воздействием и при непосредственном участии самого человека, обусловленных его поведением, существующими психофизиологическими особенностями и возможностями человеческого организма. Так, 45% аварий на атомных станциях, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море и 90% автокатастроф происходят исключительно по вине обслуживающего персонала в силу разных причин психологического характера. Специальными исследованиями установлено, что оператор, даже находящийся в оптимальных условиях работы и рабочей обстановки, совершает 1-2 ошибки на каждые 100 операций.
В связи с этим человек с позиций безопасности жизнедеятельности должен рассматриваться как потенциально опасный фактор, воздействие которого на окружающие объекты может вывести их за пределы устойчивости, создать серьезные аварийные ситуации с возникновением случаев травматизма и гибели людей. Жизненный опыт и многочисленные данные свидетельствуют, что в основе аварийности и травматизма лежат не только инженерно-конструкторские дефекты, но и организационно-психологические причины, в том числе: низкий уровень профессиональной подготовки инженерно-технических работников (ИТР) по вопросам безопасности, недостаточное воспитание безопасного поведения, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность (безопасность) их деятельности.
Указанные положения предопределяют важность изучения и учета вопросов психологии безопасности при организации и осуществлении различных видов трудовой деятельности человека. Объектом исследования современной психологии безопасности при этом служат психологические аспекты антропогенной деятельности, а предметом — психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия его безопасности. Таким образом, психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека причины несчастных случаев, и разрабатывает методы и средства защиты от них. Следовательно, ее можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека, или, иначе, человеческого фактора как основного участника несчастных случаев и аварий.
При освещении данной проблемы практический интерес представляет изучение особенностей психических процессов и психических состояний человека, психологических причин возникновения несчастных случаев, методов и путей повышения психологической надежности безопасности антропогенной деятельности. Психические процессы и состояния. Основу психической деятельности человека составляют психические процессы, являющиеся объективным отражением действительности и позволяющие формировать знания, приобретать практические навыки и жизненный опыт.
Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека — это устойчивая структурная организация всех компонентов психики, которая влияет на активное взаимодействие человека с внешней средой в каждый текущий момент конкретной ситуации. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в тот или иной момент времени и могут оказывать положительное или негативное воздействие на течение всех психических процессов. Реакция организма на внешние воздействия в процессе жизнедеятельности постоянно меняется, так как человек, преодолевая возникающие трудности и опасности, стремится приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. При этом возникает состояние психической напряженности, которое принято называть стрессам. Стресс в условиях трудовой деятельности в зависимости от его уровня порождает различные, а порой и противоположные результаты в поведении человека. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как полезная и необходимая реакция организма на внезапное и существенное увеличение его общей и внешней нагрузки. Он характеризуется развитием целого ряда физиологических сдвигов в организме, которые способствуют повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. В связи с этим стресс является не только защитной реакцией организма, но и механизмом, активно содействующим успеху в деятельности человека при наличии трудностей, помех и опасностей. Однако между уровнем стресса и активацией нервной системы человека, с одной стороны, и продуктивностью ответных действий, с другой — нет прямой зависимости. Как показывают исследования, продуктивность поведения повышается до определенного уровня активации нервной системы, а затем начинает снижаться. При превышении уровня стресса в организме развивается процесс гипермобилизации, которая влечет за собой нарушение механизма саморегуляции, и результаты деятельности ухудшаются вплоть до полного срыва.
Стресс, превышающий критический уровень, называется дистрессом. В условиях дистресса в первую очередь страдает ориентация человека, неверно оцениваются им сигналы и показатели работающего технического средства, нарушается контроль за ходом производственного процесса и складывающейся обстановкой. Вместе с тем и в условиях часто возникающего стресса, когда мобилизуются все ресурсы организма и достигается максимальный положительный эффект, человек теряет свое здоровье за счет продолжительного психического и физического перенапряжения. По мнению некоторых специалистов, оптимальная загрузка рабочих и их готовность к труду обеспечивается при 40—60%, а в особых случаях кратковременно при 80% от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20% от максимальной нагрузки следует рассматривать как резерв, допустимый к использованию лишь в исключительных случаях (при возникновении угрозы для жизни).
В условиях современного технически насыщенного производства рабочим приходится сталкиваться с различными факторами (стрессорами), действующими отрицательно на функции центральной нервной системы и, в частности, психику:
• интенсивность выполнения производственных заданий;
• давление фактора времени (штурмовщина);
• изолированность и недостаточные межличностные контакты людей при выполнении технологических операций;
• однообразие и монотонность работы (на конвейере, у приборных пультов);
• низкая двигательная активность при постоянном состоянии готовности к выполнению необходимых действий;
• комплекс внешних воздействий производственной среды (шум, вибрации, высокие или низкие температуры и т. д.).
Реальное воздействие этих негативных факторов приводит к гипермобилизации организма с развитием чрезмерных форм психического состояния, называемых дистрессом, или запредельными формами. В настоящее время выделяют два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый. Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений специалиста. Снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, снижается память, повышается рассеянность. Проявляются другие отрицательные признаки, которые не свойственны данному человеку в спокойном состоянии. Возбудимый тип проявляется возникновением гиперактивности, многословием, дрожанием рук, голоса. Может отмечаться также резкость, раздражительность, грубость, вспыльчивость и обидчивость. Дистресс лежит нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения людей в сложной нештатной обстановке.
Наиболее существенным признаком психического состояния, с точки зрения влияния его на эффективность и безопасность деятельности человека, является уровень напряжения психической активности с выделением умеренного и повышенного напряжения.
Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, необходимое условие для успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует выполнению функций в оптимальном режиме. Обстановка является комфортной, привычной, действия выполняются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях конечные цели деятельности достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Для умеренного напряжения характерны: сохранение работоспособности, отсутствие нарушений и ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий при высокой надежности и оптимальной эффективности деятельности в ходе выполнения поставленных задач. Повышение напряжения сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия —это условия, требующие от человека максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, т. е. психического напряжения. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, подразделяют на следующие группы:
• физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;
• биологический страх;
• дефицит времени на выполнение поставленной задачи;
• повышенная трудность задачи;
• повышенная значимость ошибочных действий;
• наличие релевантных помех;
• неуспех вследствие объективных обстоятельств;
• дефицит информации для принятия решения;
• перегрузка информацией;
• конфликтные условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.
Напряжения классифицируются в соответствии с теми психическими функциями, которые вовлечены в профессиональную деятельность, выполняемую в неблагоприятных условиях.
> Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к специальным знаниям проблемного характера.
> Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности систем, воспринимающих информацию. Приводит к затруднениям в восприятии необходимой информации.
> Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания при повышенных требованиях концентрации и устойчивости внимания.
> Политония — напряжение, вызванное необходимостью частого переключения внимания и в неожиданных направлениях.
> Физическое — напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат человека.
> Эмоциональное — напряжение, вызванное конфликтными условиями, неожиданностью происходящих событий.
> Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
> Мотивационное — напряжение, связанное с выбором доминированного мотива и критериев для принятия решения.
> Утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.
Особые психические состояния. В процессе осуществления трудовой деятельности у человека формируются определенные достаточно стабильные или кратковременные психические состояния, характерные для конкретного индивидуума. В соответствии с принятыми подходами психические состояния в зависимости от продолжительности их действия подразделяются на следующие группы.
1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния, характеризующиеся состоянием удовлетворенности, заинтересованности трудом или, напротив, безразличием к работе, недостаточной ответственностью к выполнению своих профессиональных обязанностей
2. Временные, ситуативные, достаточно быстро проходящие состояния, вызванные сбоями в технологическом процессе, а также возникающими негативными моментами во взаимоотношениях работающих.
3. Состояния, возникающие периодически в ходе деятельности человека, такие как ослабление предрасположения к работе, пониженная готовность к ней, утомление, сонливость, апатия и другие проявления.
При организации и осуществлении контроля за психическим состоянием специалистов необходимо также учитывать возможность появления у них особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием различных внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека и снижают безопасность его труда. В данном плане выделяются так называемые пароксизмальные расстройства сознания: психогенные изменения настроения, состояния, возникающие при приеме психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков), группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от секунд до нескольких минут) потерей сознания.
Психогенные изменения, сопровождающиеся снижением настроения и апатией (от нескольких часов до одного— двух месяцев), развиваются под влиянием психических воздействий и наблюдаются при гибели родных и близких людей, после сложных конфликтных ситуаций, при возникновении серьезных жизненных трудностей профессионального, материального, бытового или личного характера. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной несчастных случаев или производственного травматизма. Необходимо отметить, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в устранении сонливости и может способствовать в определенной степени повышению работоспособности организма на короткий период. Употребление транквилизаторов (препаратов, смягчающих психоэмоциональные стрессовые состояния) представляет особую и весьма сложную проблему. Оказывая выраженное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препараты, с одной стороны, могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вызвать апатию и сонливость, с другой — постепенно привести к развитию психотропной зависимости (привыкания) с появлением постоянной потребности и необходимости повседневного их применения. К числу существенных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Употребление даже небольшого количества алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в связи с его влиянием на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движениями; снижается быстрота и точность реакции на внешнее воздействие; нарушается широта и критичность мышления, в результате чего человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения. Независимо от степени опьянения либо даже незначительное употребление алкоголя повышает подверженность опасности.
С позиций безопасности трудовой деятельности особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает физические возможности и работоспособность организма, но и ведет к заторможенности психических процессов и снижению осторожности в поведении человека. Периодические перерывы в операторской деятельности могут быть причиной трагических последствий, особенно для водителей воздушных средств, автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные методы психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.
Под влиянием обиды, оскорбления, производственных и профессиональных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, предрасположенные к аффективным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизма и не должны допускаться к ответственным работам.
На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможно развитие у человека таких психических реакций, как конфликт, поведение срыва, тревога, страх, испуг, паника и массовая паника. Не останавливаясь на характеристике особенностей указанных реакций, следует отметить важность и необходимость создания в трудовых коллективах благоприятного морально-психологического климата, исключающего их появление у работающих, а следовательно, способствующего снижению опасности возникновения по вине специалистов несчастных случаев и травматизма при осуществлении ими своей трудовой деятельности.
Психологические причины возникновения опасностей. Любая деятельность человека — это процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций необходимо рассматривать систему "человек — среда обитания" в целом. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющим значением в формировании линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, которые отражают совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, специфику свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда, которые формируют и определяют психологические причины сознательного нарушения человеком правил безопасного поведения. В настоящее время в их число входит достаточно разнообразный перечень причин, в том числе:
• лень — потребность к сохранению энергетических ресурсов. Принцип поведения — "меньше действий";
• экономия времени — стремление увеличить производительность труда или получить личную выгоду за счет пропуска отдельных операций, увеличения темпа работы, нарушения технологии, т. е. совершение действий, которые могут не влиять на качество труда, но необходимы с точки зрения обеспечения безопасности;
• адаптация (привыкание) к опасности или ее недооценка, что приводит к травме. Причина — личная или социальная безнаказанность за совершение неправильных действий, слабый внешний или собственный контроль за своими поступками;
• самоутверждение в глазах коллег, "желание нравиться" ("ложный героизм");
• стремление "не высовываться", "не быть белой вороной". Это происходит там, где нарушение норм безопасности не осуждается в коллективе;
• ориентация на идеалы. Идеалами могут быть не только примерные люди, но и нарушители правил безопасного поведения ("герои");
• сознательное игнорирование правилами безопасного поведения с целью самоутверждения в собственных глазах. Причины — неуверенность в себе, упреки со стороны коллектива;
• переоценка собственного опыта. Человек, зная о потенциальной опасности, нарушает правила безопасного поведения, считая, что его опыт позволит принять меры по предотвращению несчастного случая;
• привычка работать или выполнять действия с нарушениями;
• стрессовые состояния, эмоциональный шок, когда человеком движут чувства, а не разум;
• склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика.
Причины нарушения правил безопасности по своей сути направлены на достижение одной цели — найти наиболее легкие пути для удовлетворения своих личных потребностей. Рассматривая субъективные причины нерационального поведения человека, можно выделить также и объективные факторы среды его обитания, создающие опасные действия и предопределяющие возникновение опасных ситуаций. К ним относятся прежде всего: отсутствие со стороны властей (администрации) надлежащего контроля за соблюдением норм поведения (правил безопасности); недостатки (технические и организационные) средств защиты, позволяющие проникнуть
человеку в опасную зону; конструктивные недостатки блокировочных устройств, исключающие возможность нейтрализовать влияние опасных и вредных факторов в случае их возникновения в среде обитания человека; несовершенная технология выполняемых работ, допускающая проведение операций с нарушением правил безопасности; неудовлетворительное воспитание и образование населения в вопросах безопасности жизнедеятельности. Кроме того, существенное значение в данном аспекте имеют: отсутствие средств индивидуальной и коллективной защиты, на наличие которых исполнитель имел право рассчитывать при выполнении задания; недостаточная надежность средств защиты инструмента, оборудования, внезапные отказы в работе; ошибки в проектировании зданий, сооружений, оборудования. Эти ошибки могут быть причиной внезапного возникновения опасных ситуаций; личностные факторы — недостаточные знания правил безопасного поведения при выполнении действий, ошибки инструктажа, плохое обучение навыкам страховочных действий, плохая дисциплина труда, опьянение, утомление и т. д. Знание психологических причин возникновения опасностей представляется исключительно важным при определении и разработке мероприятий по их предупреждению на основе целенаправленного улучшения индивидуальных социально-психологических и физиологических качеств и свойств личности, оптимизации производственной среды работающих.
Методы повышения психологической надежности безопасности жизнедеятельности. Особое место в психологии безопасности занимают методы предупреждения опасности, выбор которых зависит от характера допускаемых специалистом нарушений при выполнении трудовой деятельности. В действиях человека психологи выделяют три функциональные части — мотивационную, ориентировочную и исполнительную с соответствующими для каждой из них проявлениями нарушений, способных привести к возникновению опасных ситуаций.
Для нарушений мотивационной части действий характерным является нежелание выполнять те или иные конкретные операции или приемы. Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).
Нарушение ориентировочной части проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм безопасности труда и способов их выполнения. В нарушениях исполнительной части наблюдается невыполнение правил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение). Исходя из понимания вышеуказанных групп причин возникновения опасных ситуаций, следует определять содержание и практическое осуществление целенаправленных профилактических мероприятий применительно к конкретной функциональной части действия человека: мотивационная часть — формирование безопасного поведения, контроль за соблюдением правил и стимулирование безопасности; ориентировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная —- профотбор и контроль психофизического состояния организма.
Создание психологического настроя на безопасность. Безопасная деятельность является следствием правильного отношения людей к вопросам безопасности, их готовности к выполнению каких-либо действий без несчастных случаев. Серьезное восприятие человеком проблем безопасности во время работы, отдыха зависит от соответствующего отношения родителей, воспитателей, руководителей производства, администрации. Если руководство проявляет заботу о здоровье людей и их безопасности, то в обществе создается положительный настрой на безопасность жизнедеятельности, чем бы человек ни занимался. Любой несчастный случай, независимо от его тяжести, должен привлекать внимание руководителей, прессы, населения.
Политика безопасной жизнедеятельности должна быть направлена на поиск и реализацию возможностей всех членов общества на предупреждение несчастных случаев в различных сферах человеческой деятельности. Особое значение имеет строгий контроль за соблюдением человеком правил безопасного поведения. Стимуляция безопасности жизнедеятельности. Существуют различные виды положительной и отрицательной стимуляции безопасности.
К положительным видам стимуляции относятся:
• социальное поощрение (награждения, благодарность, благоприятные отзывы в прессе, льготы);
• материальные вознаграждения (премии, повышение заработной платы, снижение налогов);
• организация конкурсов и соревнований под девизом: "За чистый воздух (среду обитания)"; "Работать без травм и аварий" и т. д.;
• учет травматизма, уровня безопасности в регионах при установлении льгот, дотаций, инвестиций.
К отрицательным видам стимулирования относятся:
• вызов виновных в администрацию, в правоохранительные и инспекционные органы для объяснения;
• лишение премий, штрафные санкции, увеличение налогов;
• применение системы предупреждения;
• выговоры, увольнения, банкротство и переприватизация предприятия.
Обучение безопасности жизнедеятельности.
Обучение работающих с позиций безопасности жизнедеятельности направлено на предупреждение появления у них ошибок двух типов: психомоторных и ошибок в принятии решений. Ошибки психомоторные возникают у человека на уровне двигательных операций и проявляются в тех или иных неловких двигательных актах. Для безопасного выполнения моторных действий в процессе работы необходимо научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию и приобрести необходимые двигательные навыки применительно к отдельным этапам деятельности. Существенную роль при этом имеет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности с возможно более полным учетом особенностей и характера присущих для нее информационных воздействий. Особое значение в данном направлении приобретают тренировки соответствующих групп лиц с целью выработки навыков поведения в нештатных, непредвиденных ситуациях и поиск оптимальных стратегий поведения в ходе их разрешения. В процессе обучения исключительно важно, повышая уровень профессиональных навыков и снижая тем самым уровень объективного риска, добиваться стабилизации уровня субъективного риска, особенно при работе в сложных производственных условиях. В этом случае речь идет о снижении излишней уверенности в своих возможностях, которая может в определенных условиях быть причиной ошибочных действий, травм и других негативных последствий.
Одновременно необходимо обеспечить формирование у оператора психологической готовности — психологического состояния, характеризующегося его уверенностью в своей психологической надежности (здоровье, знаниях, навыках), осознанном наличии потенциальных ресурсов и умением рационально распределять их в процессе деятельности. Большое значение в формировании этого состояния имеет подготовка операторов на тренажерах в усложненных условиях деятельности за счет введения в ее структуру дополнительных психологических факторов сложности: дефицита времени, неопределенности информационной среды, дополнительных задач и других ситуационных моментов.
1 Важным аспектом в процессе обучения безопасности Жизнедеятельности является выработка у персонала и отдельных лиц умения правильно принимать решения и избегать при этом опасных ошибок.
Существует следующая последовательность в обучении принимать правильные решения:
• приобретать знания, т. е. научиться узнавать, идентифицировать отдельные явления;
• научиться понимать, объяснять, излагать данное явление, событие;
• научиться применять, т. е. использовать свои знания и понимание;
• научиться анализировать, т. е. уметь разложить любое сложное явление на его простые составляющие;
• научиться синтезировать, т. е. научиться по простым составляющим воспроизводить сложное явление или конечное событие;
• научиться оценивать, т. е. критически осмысливать данное явление.
При обучении необходимо последовательно переходить от одного уровня к другому до выработки у человека способности критически и объективно оценивать сложившуюся конкретную ситуацию и принимать правильное адекватное решение.