Задания для проведения семинарских занятий по Общей части уголовного права
Тема 1.2. Уголовный закон
Семинарское занятие:
Учебные вопросы:
1. Понятие и значение уголовного закона.
2. Структура и система уголовного закона.
3. Действие уголовного закона в пространстве.
4. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.
5. Понятие и виды толкования уголовного закона.
Задача 1
В своей рабочей тетради приведите по пять примеров на каждый из следующих видов диспозиций и санкций:
а) диспозиции — простая, описательная, бланкетная, отсылочная;
б) санкции — относительно-определенная: с минимумом наказания, с максимумом наказания, с минимумом и максимумом наказания, альтернативная, абсолютно-определенная.
Задача 2
Определите вид диспозиции в следующих статьях УК РФ: 108, 109, 111, 116, 122, 130, 146, 173, 175, 188, 200.
Задача 3
Гражданка РФ Чулкова, желая избавиться от мужа, решила его убить. С этой целью во время поездки в поезде Екатеринбург—Алма-Ата во время следования по территории Челябинской области она подсыпала мужу яд в водку, купленную им в вагоне-ресторане. В г. Кустанае мужу стало плохо, он был госпитализирован в привокзальную больницу, где и скончался.
Варианты: а) Чулкова была гражданкой Казахстана;
б) мужа удалось спасти.
Задача 4
Игошин, работая официантом вагона-ресторана, во время следования поезда Москва—Бишкек по территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и России осуществлял обман потребителей: продавал им разбавленную водку, производил недовложения продуктов в блюда, обсчитывал их. Обман потребителей был обнаружен на одной из станций российских железных дорог во время контрольной закупки.
Задача 5
В 1992 г. Казанцев у неустановленного лица приобрел финский нож, который в последующем экспертиза признала холодным оружием. В течение нескольких лет он хранил его дома, регулярно беря с собой в лес, в дорогу, а также в тех случаях, когда рассчитывал на позднее возвращение домой.
Тема 2.1. Понятие и признаки преступления.
Семинарское занятие:
Учебные вопросы:
1. Понятие и признаки преступления:
а) общественная опасность;
б) противоправность;
в) виновность;
г) наказуемость.
2. Классификация (категоризация) преступлений.
3. Разграничение преступлений иных правонарушений
Задача 1
Ахмедов и Мамедов решили похитить из кассы коммерческого магазина деньги. Проникнув в помещение кассы и вскрыв сейф, злоумышленники забрали обнаруженные там 10 тыс. руб.
Что такое объективная и субъективная малозначительность. Как их соотношение влияет на применение ч. 2 ст. 14 УК РФ? Имеется ли в действиях указанных лиц малозначительное деяние?
Задача 2
Соловьев, находясь в парке на катке, сорвал с головы Галкиной меховую шапку и отбежал в сторону на несколько метров. Находившимся здесь же нарядом милиции он был задержан и доставлен в отделение милиции по подозрению в грабеже. В милиции Соловьев пояснил, что сделал это для того, чтобы привлечь внимание Галкиной и таким образом познакомиться с ней.
Является ли совершенное Соловьевым преступлением?
Задача 4
Иванова неоднократно убеждала соседа по общежитию не мыть обувь в ванне и однажды, разгорячившись, оскорбила его. Эстрин обратился в народный суд с просьбой осудить Иванову за оскорбление (ч. 1 ст. 130 УК). Народный суд отказался рассматривать дело, сославшись на ч. 2 ст. 14 УК и неправильное поведение самого Эстрина.
Законно ли решение суда?
Задача 5
Грищенко должен был по повестке явиться в райвоенкомат 15 сентября для призыва в армию, однако прибыл лишь 26 сентября, объяснив свое опоздание тем, что из-за сильных осенних дождей и разлива реки не смог попасть в районный центр. Против него было возбуждено уголовное дело по ст. 328 УК РФ.
Проанализируйте действия Грищенко с точки зрения наличия в его поведении признаков преступления, предусмотренных данной статьей.