Конституционные основы охраны окружающей среды, экологические права граждан, информационное обеспечение

1. Общая характеристика конституционных основ охраны окружающей среды

Конституция РФ как источник экологического права содержит в себе важнейшие нормы, регулирующие отношения в сфере взаи­модействия общества и окружающей среды. Эти нормы должны рассматриваться: а) как конституционные начала экологического права, взятые в целом в своей совокупности и взаимосвязях; б) как специальные предписания высшей юридической силы применитель­но к отдельным экологическим отношениям и их объектам.

Как источник права высшей силы Конституция РФ содержит комплекс норм, которые: а) выделяют в качестве особой конститу­ционную функцию охраны окружающей природной среды; б) уста­навливают общеправовой принцип приоритета охраны природы; в) закрепляют ответственность нынешнего поколения перед будущи­ми; г) предусматривают экологический суверенитет страны и обя­занности его защиты государством во внутренних и внешних отно­шениях. Тем самым Основной Закон страны устанавливает консти­туционный экологический правопорядок.

Это проявляется как в экологическом, так и в иных сферах права (финансовом, административном, гражданском и пр.) и оз­начает, что:

а) государство обязано приоритетно направлять на охрану окру­жающей среды бюджетные средства, обеспечивать вовлечение в нее людских и иных ресурсов, создавать необходимые и достаточные ус­ловия деятельности общества и граждан в этой сфере, управлять экологической деятельностью, устанавливать ответственность за экологические правонарушения. Лица, выполняющие государствен­ные обязанности, несут ответственность за состояние экологической функции;

б) экологические интересы выявляются, оцениваются и прини­маются во внимание в первую очередь (в частности, в случае угрозы разрушения природной среды). Невосстановление использованных ресурсов не может быть оправдано интересами занятости, экономи­ческой выгоды без доказательства того, что такое нарушение неиз-

бежно и минимально в сложившихся условиях. Это определяется как экологической экспертизой, так и характером правомерных эко­логических решений;

в) воздействие на природу (по аналогии с финансовыми займа­
ми и величиной государственного долга) не может ухудшать усло­
вия существования будущих поколений. Высшие органы государства
не вправе неограниченно распространять свою власть на поколения,
которые их не избирают и не контролируют;

г) государство обязано защищать землю и иные природные ре­
сурсы от любых посягательств и видов воздействия, запрещенных
законом и противоречащих интересам страны, путем как активной
регулятивной и созидательной деятельности, так и пресечения и
предупреждения правонарушений.

Характеристика конституционных основ охраны окружающей среды в российской литературе обычно дается на основе выделения групп норм Конституции РФ, которые прямо или опосредованно ус­танавливают: а) принципы, исходные положения; б) конкретные правила поведения в сфере охраны окружающей среды и природо­пользования. Так, М. М. Бринчук указывает две группы норм — об­щего характера и чисто экологические. К первым он относит уста­навливающие основы конституционного строя (ст. 1,7), провозгла­шающие, что Россия есть демократическое, правовое, социальное государство, закрепляющие принцип разделения властей (ст. 10), ст. 71, 72, ч. 4 и 5 ст. 76 о предметах ведения РФ и ее субъектов, правотворчестве субъектов РФ и др. К чисто экологическим, специ­альным он относит ст. 9 и 36 о праве собственности на природные ресурсы и нормы, закрепляющие экологические права граждан (ст. 41, 42), корреспондирующую им обязанность охранять природу (ст. 58). С.А.Боголюбов, подчеркивая, что конституционные нор­мы - это основные положения экологического права, предусмотрен­ные в Конституции РФ, имеющие высшую юридическую силу, пря­мое действие на всей территории РФ, выделяет три их группы: гума­нитарные, природоресурсовые и компетенционные. К первым он относит ст. 41, 42 и 58, закрепляющие экологические права и обя­занности граждан; ко второй —ст. 9 и 36; к третьей —ст. 71, 72 и 114, в которых распределяется компетенция в области охраны окру­жающей среды.

Многие нормы Конституции РФ, прежде всего закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы человека и граж­данина, будучи применены к отношениям в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей средой, приобретают значение основных положений экологического права. Это предопределено са­мим характером Конституции как акта высшей юридической силы,

устанавливающего в более или менее общей форме весь круг базо­вых принципов и правил устройства и функционирования общества и государства, права и обязанности ветвей его власти, граждан и иных структур и т. д.

Наши рекомендации