Химическое загрязнение окружающей природной среды
Пары, газы, жидкости, аэрозоли, соединения, смеси при контакте с организмом человека могут вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования как в процессе контакта с ним, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
В настоящее время известно от 7 до 8,6 млн химических веществ и соединений, из которых 60 тыс. находят применение в деятельности человека: 5500 - в виде пищевых добавок, 4000 - лекарств, 1500 - препаратов бытовой химии. На международном рынке ежегодно появляется от 500 до тысячи новых химических соединений и смесей.
Многие химические вещества обладают канцерогенными и мутагенными свойствами, среди которых особенно опасны 200 наименований (список составлен экспертами ЮНЕСКО): бензол, асбест, бенз(а)пирен, пестициды (ДДТ, алдрин, линдан и др.), разнообразные красители и пищевые добавки.
Химические вещества в зависимости от их практического использования классифицируются на:
- промышленные яды, используемые в производстве: органические растворители (дихлорэтан), топливо (пропан, бутан), красители (анилин);
- ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве;
- бытовые химикаты, применяемые в виде пищевых добавок, средства санитарии, личной гигиены, косметики и т. д.;
- отравляющие вещества (ОВ).
Об опасности веществ можно судить по критериям токсичности (ПДК - предельно допустимая концентрация в окружающей природной среде; ОБУВ- ориентировочный безопасный уровень воздействия для окружающей
природной среды), по величине порогов вредного действия (однократного, хронического), порога запаха, а также порогов специфического действия (аллергенного, канцерогенного и др.).
Показатели токсичности определяют класс опасности вещества. Классификация вредных веществ по степени опасности включает четыре класса:
1-й - ЧО- чрезвычайно опасные вещества, для них ПДК < 0,1 мг/м3, например, свинец, ртуть имеют ПДК = 0,01 мг/м3;
2-й - ВО- высокоопасные вещества, ПДК = 0,1-1,0 мг/м3, например, марганец имеет ПДК = 0,3 мг/м3;
3-й - УО- умеренно опасные вещества, ПДК = 1,0-10,0 мг/м3, например, диоксид азота имеет ПДК = 2 мг/м3;
4-й - МО- малоопасные вещества, ПДК > 10 мг/м3, например, угарный газ имеет ПДК = 20 мг/м3.
Главными источниками химического загрязнения окружающей среды в России являются промышленные предприятия, автомобильный транспорт, тепловые и атомные электростанции. В городах весомый вклад в загрязнение среды вносят также слабо утилизируемые отходы коммунального хозяйства, а в сельской местности - пестициды и минеральные удобрения, стоки животноводческих комплексов.
Биологическое загрязнение окружающей природной среды Биологическое загрязнение - это случайное или связанное с
деятельностью человека проникновение в эксплуатируемые экосистемы и технологические устройства чуждых им растений, животных и микроорганизмов (бактериологическое).
Основными источниками биологического воздействия являются сточные воды предприятий пищевой и кожевенной промышленности, бытовые и промышленные свалки, кладбища, канализационная сеть, поля орошения и др. Из этих источников разнообразные органические соединения и патогенные микроорганизмы попадают в почву, горные породы и подземные воды.
Особенно загрязняют среду предприятия, производящие антибиотики, ферменты, вакцины, сыворотки, кормовой белок, биоконцентраты и др., т. е. предприятия промышленного биосинтеза, в выбросах которого присутствуют живые клетки микроорганизмов. Так, в городах наличие свалок, несвоевременная уборка бытовых отходов привели к численному росту синантропных животных: крыс, насекомых, голубей, ворон и др.
Также одним из видов биологического загрязнения окружающей природной среды является создание бактериологического биологического оружия,которое способно вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных чумой, холерой, сибирской язвой и другими болезнями, даже попадая в их организм в ничтожно малых количествах. Многие бактерии способны образовывать споры, которые могут сохраняться в почве в течение десятилетий.
Вопросы и задачи
1. В каких формах проявляется влияние загрязнения биосферы на организм человека?
2. Какие существуют источники загрязнения биосферы?
3. Перечислите типы загрязнения биосферы.
4. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
5. На какие системы и органы оказывает воздействие – шумовое, электромагнитное загрязнение?
6. Назовите чрезвычайно опасные вещества.
Задача 1
Будет ли превышен уровень ПДК ртути в комнате, если в ней разбит термометр? Площадь комнаты 17 м2, высота потолков 3.2 м, масса разлившейся ртути 1 г (ПДК ртути – 0,0003 мг/м3).
Решение:
1. определите объем комнаты: V = S × h,
где S – площадь- м2; h - высота, м;
2. определите концентрацию ртути в комнате:
Mp мг
C = , ,
где
M p – масса ртути.
V м3
Запишите ответ.
Задача 2
При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасывается 1 г свинца (q). Какой объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? Расход бензина составляет 0,1 л на 1 км, ПДК свинца – 0,0007 мг/м3. Решение:
1. определите массу бензина, которая будет израсходована, когда автомобиль
проедет 200 км: m = r × L,
где m – масса бензина, л; L – длина пути, км; ρ – расход бензина, л/км.
2. определите, сколько свинца выбрасывается в атмосферу при сгорании бензина:
M свинца = m × q, г,
где q – выброс свинца в атмосферу при сгорании 1 л бензина.
3. определите, сколько м3 воздуха будет загрязнено:
M
V = свинца 3
Запишите ответ.
воздуха
, м
ПДК
Карточка № 1
Тема: Загрязнение биосферы
1. Дайте определение понятию – загрязнение.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Шумовое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 2
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите последствия загрязнения биосферы.
2. Приведите классификацию вредных веществ по степени опасности.
3. Тепловое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 3
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
2. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
3. Электромагнитное загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 4
Тема: Загрязнение биосферы
1. Приведите классификацию основных типов загрязнения.
2. На какие группы классифицируют химические вещества в зависимости от их практического использования.
3. Видео загрязнение и загрязнение обоняния. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 5
Тема: Загрязнение биосферы
1. Дайте определение понятию – загрязнение.
2. Укажите последствия загрязнения биосферы.
3. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 6
Тема: Загрязнение биосферы
1. Приведите классификацию основных типов загрязнения.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 7
Тема: Загрязнение биосферы
1. На какие группы классифицируют химические вещества в зависимости от их практического использования.
2. Шумовое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
3. Дайте определение понятию – загрязнение.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 8
Тема: Загрязнение биосферы
1. Тепловое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 9
Тема: Загрязнение биосферы
1. Дайте определение понятию – загрязнение.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Шумовое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 10
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите последствия загрязнения биосферы.
2. Приведите классификацию вредных веществ по степени опасности.
3. Тепловое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 11
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
2. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
3. Электромагнитное загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 12
Тема: Загрязнение биосферы
1. Приведите классификацию основных типов загрязнения.
2. На какие группы классифицируют химические вещества в зависимости от их практического использования.
3. Видео загрязнение и загрязнение обоняния. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 13
Тема: Загрязнение биосферы
1. Дайте определение понятию – загрязнение.
2. Укажите последствия загрязнения биосферы.
3. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 14
Тема: Загрязнение биосферы
1. Приведите классификацию основных типов загрязнения.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 15
Тема: Загрязнение биосферы
1. На какие группы классифицируют химические вещества в зависимости от их практического использования.
2. Шумовое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
3. Дайте определение понятию – загрязнение.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 16
Тема: Загрязнение биосферы
1. Тепловое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 17
Тема: Загрязнение биосферы
1. Дайте определение понятию – загрязнение.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Шумовое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 18
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите последствия загрязнения биосферы.
2. Приведите классификацию вредных веществ по степени опасности.
3. Тепловое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 19
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
2. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
3. Электромагнитное загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 20
Тема: Загрязнение биосферы
1. Приведите классификацию основных типов загрязнения.
2. На какие группы классифицируют химические вещества в зависимости от их практического использования.
3. Видео загрязнение и загрязнение обоняния. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 21
Тема: Загрязнение биосферы
1. Дайте определение понятию – загрязнение.
2. Укажите последствия загрязнения биосферы.
3. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 22
Тема: Загрязнение биосферы
1. Приведите классификацию основных типов загрязнения.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 23
Тема: Загрязнение биосферы
1. На какие группы классифицируют химические вещества в зависимости от их практического использования.
2. Шумовое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
3. Дайте определение понятию – загрязнение.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 24
Тема: Загрязнение биосферы
1. Тепловое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 25
Тема: Загрязнение биосферы
1. Дайте определение понятию – загрязнение.
2. Расшифруйте абривиатуру ПДК и ОБУВ. Укажите основное отличие между ними.
3. Шумовое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 26
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите последствия загрязнения биосферы.
2. Приведите классификацию вредных веществ по степени опасности.
3. Тепловое загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения -
источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
Карточка № 27
Тема: Загрязнение биосферы
1. Укажите основные пути контроля за загрязняющими веществами в биосфере.
2. Перечислите десять главных загрязнителей биосферы.
3. Электромагнитное загрязнение. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – биосфера (с указанием границ). Кем было создано учение о биосфере.
Карточка № 28
Тема: Загрязнение биосферы
1. Приведите классификацию основных типов загрязнения.
2. На какие группы классифицируют химические вещества в зависимости от их практического использования.
3. Видео загрязнение и загрязнение обоняния. Дайте характеристику данному типу загрязнения - источники, последствия, способы нейтрализации.
4. Дайте определение понятию – экосистема. Перечислите основные типы экосистем с примерами.
2.8. «ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Понятие о "зеленой революции"
В середине ХIХ века в земледелии развитых стран стали активно использоваться химические удобрения, что вместе с другими научно- техническими достижениями позволило довести урожайность зерновых в некоторых европейских странах до 80–90 ц/га – вдесятеро больше, чем во времена средневековья. С середины ХХ века химические удобрения стали широко использоваться и в развивающихся странах, что позволило заметно увеличить урожайность. Наряду с внедрением агрохимии важную роль сыграло выведение и распространение новых высокоурожайных сортов риса и пшеницы. Резкий скачок в росте производительности сельского хозяйства в развивающихся странах в 1960 – 70-е годы получил название
«зеленой революции».
Мексику можно считать родоначальницей «зеленой революции» в начале 60 – х годов были выведены новые высокоурожайные сорта короткостебельной пшеницы, имеющей непривычный красноватый цвет. Затем они получили распространение в Индии, Пакистане, некоторых других странах Азии. Примерно в это же на Филиппинах удалось вывести сорт
«чудо - риса», так же обеспечивающий большой рост урожайности. Конечно, социальные последствия«зеленой революции»:
- удалось снизить остроту продовольственной проблемы,
- стало возможным освободить часть людей из сельского хозяйства,
- увеличился процесс урбанизации,
- возник приток рабочих рук на промышленные предприятия,
- люди стали более мобильными.
Однако уже в период 1970 – 80-х годов стали очевидными и отрицательные последствия«зеленой революции», проявившиеся как в окружающей среде (в состоянии почвы, воды и биоразнообразии), так и отразившиеся на человеческом здоровье. Усилился сток элементов минерального питания с полей в водоемы (от избытка азота и фосфора происходит «взрывное» размножение фитопланктона, изменение качества питьевой воды, гибель рыб и др. животных). Увеличился сток сульфатов из наземных агроценозов в реки и моря. Огромные площади земельных угодий подверглись почвенной эрозии, засолению и уменьшению их плодородия. Множество водных источников были загрязнены. Значительное число диких и домашних видов растений и животных навсегда исчезло. Остатки вредных пестицидов в пище и питьевой воде подвергли опасности здоровье фермеров и потребителей.