Структура дидактической игры
Игра как метод экологического образования детей
3.5.1. Классификация игр (Новоселова, Крупская)
3.5.2. Роль дидактических игр экологического содержания в осмыслении и закреплении знаний о природе
3.5.3. Виды дидактических игр (по Бондаренко)
3.5.4. Структура дидактической игры
3.5.5. Методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах
3.5.6. Организация сюжетно-ролевых игр экологического содержания (Николаева)
3.5.7. Сюжетно-отобразительные игры
Классификация игр (Новоселова, Крупская)
В современной педагогике игра рассматривается как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослого и отношений между ними.
Эльконин Д.Б.:
«Игра – это деятельность ребенка, и в силу этого ей присущи черты всякой деятельности. Во время игр ребенок активно осваивает окружающий его мир»
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР КРУПСКОЙ Н.К.
Игры | |
Творческие (придуманные самими детьми) | С правилами (придуманные взрослыми) |
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР НОВОСЕЛОВОЙ С.Я.
Игры | ||
Возникающие по инициативе ребенка | Возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными и воспитательными целями | Идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народа), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей |
· Игра-экспериментирование · Самостоятельные сюжетные игры: - сюжетно-отобразительные игры - сюжетно-ролевые - режиссерские - театрализованные | · Обучающие игры: - дидактические - сюжетно-дидактические - подвижные · Досуговые игры - игры-забавы - игры-развлечения - интеллектуальные - празднично-карнавальные -театрально-постановочные | · Традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым) |
Роль дидактических игр экологического содержания
В осмыслении и закреплении знаний о природе
Игра – одно из средств всестороннего развития личности.
1. Умственное развитие (в игре уточняются имеющиеся знания)
2. Нравственное воспитание (игра способствует воспитанию дружеских взаимоотношений, честности в выполнении правил)
3. Физическое развитие (в играх используются основные движения: ходьба, бег, ползание, лазание, метание)
4. Эстетическое развитие (в играх развивается умение видеть красоту)
5. Трудовое воспитание
Виды дидактических игр (по Бондаренко)
Своеобразие дидактических (обучающих) игр экологического содержания
1. Дидактическая игра не дает новых знаний, а уточняет, расширяет и закрепляет ранее полученные
2. Дидактическая игра требует определенной подготовки заранее как воспитателя, так и детей
3. Обучение носит игровой характер
4. Дидактическую игру придумывают взрослые, дети получают ее готовой с определенными правилами
Крупская, Бондаренко и др. выделяют 3 вида дидактических игр (д/и):
I.
С натуральными предметами (объектами) природы (с семенами, плодами, овощами, фруктами, цветами)
Н-р,
«Чудесный мешочек»
«Угадай по запаху»
«Угадай по вкусу»
«С какого дерева лист»
«Чего не стало»
* Предварительно проводятся беседы, занятия
II
Настольно-печатные
А) подбор картинок по парам (лото, домино)
Дидактическая задача: подобрать картинки по сходству
Б) составление разрезных картинок и кубиков
Дидактическая задача: учить составлять целое из частей
Младшая группа: может дополнительно использоваться образец, обратная сторона, например, синяя
Средняя группа: обратная сторона может быть белой
Старшая группа: усложнение засчет увеличения количества разрезных частей; усложнение сюжета
В) подбор картинок по общему признаку (классификация)
Дидактическая задача: учить обобщению, установлению связей
Н-р:
«Что где растет?»,
«Кто где живет?»,
«Что лишнее?»,
«Дикие и домашние животные»,
«Зимующие и перелетные птицы»
Г) на выявление причинно-следственных связей
Н-р:
«Что сначала – что потом?» (Березка круглый год)
«Как делали томатный сок?» (Артёмова)
Д) запоминание состава, количества и расположения картинок
Н-р:
«Отгадай, какую картинку/овощ спрятали?»
«Собери целое» (нарезаем разные части разных растений, а дети складывают правильное растение, цветок)
«Мемори»
Е) описание, рассказ по картинке с показом действий, движений
Н-р:
«Отгадай, кто это?» (посмотреть на карточку, никому не показывая ее, изобразить животное движением/голосом)
«Отгадай по описанию» (времена года)
III
словесные игры
(во всех группах)
А) на выделение существенных признаков предметов:
«Узнай по описанию»
«Кто позвал»
«Да/нет»
«Магазин»
Б) на развитие умения сравнивать, сопоставлять
«так бывает или нет?»
«кто больше заметит небылиц?»
«когда это бывает?»
«кто вы?»
В) на обобщение и классификацию предметов по различным признакам
«назови одним словом»
«продолжи»
«что сажают в огороде»
«рыба, птица, зверь»
«природа и человек»
«кто больше назовет…»
IV
Развитие внимания, быстроты мышления, чувства юмора
«съедобное-несъедобное»
«летает-не летает»
«где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
«кто в домике живет?» (ср.гр.)
«зеркало»
Структура дидактической игры
(алгоритм проведения игры)
1. название 2. правила 3. пробный ход 4. игра 2-3 р. 5. результат игры |
алгоритм записи:
Структура д/и | «Чудесный мешочек» |
1. Дидактическая или умственная задача (цель игры) | Закрепить знания детей об овощах, развивать умение узнавать овощи на ощупь, по заданию доставать его из мешочка, описывать овощ по плану воспитателя (по модели), развивать связную речь |
2. Правила (организуют порядок в игре, дисциплинируют, их должно быть немного) | Ощупывать, но не заглядывать в мешок |
3. Игровое действие (обучаем через пробный ход) | На ощупь находить нужный предмет |
4. Результат игры (показатель уровня достижений детей, усвоения знаний ) | Анализ деятельности детей |