Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде
Социальная экология
Учебно – методический комплекс
Преподаватель:
Замятина Мария Сергеевна
Сургутский государственный университет 2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
4. ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
5. ВОПРОСЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА), ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
7. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
8. ГЛОССАРИЙ
9. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
11. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Становление взаимоотношений человека и природы на зape истории цивилизации.
Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие социальной экологии как науки.
Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии.
Основные факторы эволюции человека и общества. Выделение
человеческого общества из природы. Взаимодействие общества и природы в древнем, среднем и позднем палеолите, в мезолите.
Присваивающее хозяйство. Неолитическая революция. Первые
земледельцы и скотоводы, их воздействие на природу. Экологические кризисы в доисторическое время. Экология современных аборигенов Тасмании и Австралии, папуасов Новой Гвинеи. Экологическое сознание первобытных людей.
Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты.
Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.
Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.
Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.
Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.
Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.
Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды обитания: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда. Проблема здоровья и долголетия.
Продовольственная проблема. Социальные аспекты продовольственной проблемы.Проблема войны и мира. Проблема терроризма и нестабильности мирового пространства.
Стихийные природные бедствия, их последствия.
Влияние развития космонавтики на среду обитания. Космическая антропоэкология и её перспективы.
Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде .
Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.
Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека.
Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде.
Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека.
Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.