Принципы экологического права
Традиционно в литературе выделяются общие принципы, сформулированные в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды» от 19 января 1991 г. Это приоритеты охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; рациональность использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушение; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.
Как легко заметить, некоторые из перечисленных принципов являются специфическими для экологического права, некоторые - общими для любой отрасли, некоторые вообще принципами права как таковыми и не являются.
Помимо общих принципов экологического права выделяются принципы государственного управления охраной окружающей среды и принципы, определяющие существование и функционирование отдельных правовых институтов. Так, к специфическим принципам построения и функционирования системы экологического управления относятся:
а) комплексный подход в решении вопросов охраны окружаю
щей среды. Этот принцип обусловлен объективными законами при
роды, взаимосвязью всех ее элементов, взаимозависимостью прохо
дящих в ней процессов, что отражается в необходимости при право
вом регулировании мер по охране, например, от загрязнения
водных объектов учитывать виды, способы, масштабы, последствия
загрязнения земель или атмосферного воздуха, поскольку вредные
вещества могут поступать «вторичным» загрязнением из осадков,
подземных источников и проч. Этот принцип, в свою очередь, под
крепляется принципом совместимости данных, которые содержатся
в кадастрах;
б) организация управления с учетом не только административ
но-территориального, но и природно-географического районирова
ния страны. Наиболее наглядно этот принцип предопределяет обра
зование инспекций (либо иных органов по контролю) в области ох
раны водных объектов и водных биоресурсов (рыбных запасов).
Иногда его называют «бассейновым принципом». Соответствующие
инспекции образуются применительно к бассейнам основных внут
ренних морей, рек, озер. Более того, этот принцип проявляется и в
построении такого специфического образования, как природоохра
нительные прокуратуры, например Волжская межрегиональная при
родоохранная прокуратура и др. Управления и инспекции рыбо
охраны сформированы применительно к бассейнам основных рыбо-
хозяйственных водоемов. Управление использованием и охраной
недр также осуществляется с учетом особенностей формирования
месторождений полезных ископаемых;
в) разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-над
зорных полномочий. Реализация этого принципа относится к числу
наиболее болезненных вопросов. Долгое время все без исключения
специалисты в области экологического права выступали за воплоще
ние его путем создания надведомственного органа исполнительной
власти, осуществляющего исключительно контрольно-надзорные
функции в области охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов, не занимающегося хозяйственной деятельно
стью по их эксплуатации. В 1989 г. такое решение было принято, и
был образован Государственный комитет по охране окружающей
среды. На протяжении десятка лет название этого органа менялось,
но задачи и сферы деятельности в целом оставались прежними. 17 мая 2000 г. Указом Президента РФ Госкомэкология как независимое ведомство было ликвидировано, а его полномочия переданы в основном Министерству природных ресурсов,. осуществляющему и хозяйственную деятельность и контрольно-надзорные функции. Таким образом, в настоящее время в нашей стране этот важнейший принцип организации управления не реализуется.
Как уже говорилось, в законодательных актах и в доктрине формулируются принципы, определяющие содержание и применение отдельных правовых средств, инструментов, институтов. Например, государственная экологическая экспертиза строится на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Российскому экологическому праву известен и принцип «загрязнитель платит», воплотившийся во введении системы платежей за сбросы и выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду и за размещение отходов. Ведение земельного кадастра (как, впрочем, и других видов кадастров) базируется на принципах совместимости содержащихся в них данных. Международным законодательством установлен принцип полного возмещения вреда за экологический ущерб.
М. М. Бринчук выделяет следующие принципы экологического законодательства и права: предотвращение вреда окружающей среде; охрана жизни и здоровья человека; охрана окружающей среды — дело каждого; демократизация экологического права; гуманность; обеспечение рационального использования природных ресурсов; устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие; сохранение и защита экологического равновесия; свободный доступ к экологической информации; платность природопользования; разрешительный порядок воздействия на ок-
ружающую среду; загрязнитель платит; экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования; ответственность должностных лиц, предприятий, общественных организаций и граждан за нарушение (невыполнение) требований экологического законодательства; гармонизация российского экологического законодательства об окружающей среде с законодательством зарубежных стран.
Зарубежное законодательство и наука выделяют принципы кооперации, «загрязнитель платит» и др.
Рекомендуемая литература:Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998, с. 88—92; Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» / Под ред. В. В. Петрова и В. П. Варфоломеева. М., 1993,