I. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС

На данном этапе заказчик:

· подготавливает и представляет в федеральные или местные органы власти Уведомление о намерениях, предствляющее собой документ с описанием намечаемой деятельности, целей и условий ее реализации, возможных альтернатив.

· информирует общественность о намечаемой деятельности путем публикации необходимой информаии в официальных изданиях федеральных или местных органов власти, а также распростанения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами;

· проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду;

· проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса ОВОС, в т.ч. заинтересованной общественности;

· на основании результатов предварительной оценки воздействия составляет Техническое задание (ТЗ) на проведение ОВОС, которое содержит: наименование и адрес заказчика, сроки проведения ОВОС, основные методы и задачи проведения ОВОС, предполагаемый состав и содержание материалов по ОВОС.

II. Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС.

На данном этапе исполнитель проводит исследования по ОВОС в соответствиии с Техническим заданием, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности,способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по ОВОС, ознакамливает с ним общественность.

Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:

1. определение характеристик намечаемой деятельности и возможных альтернатив, включая нулевой вариант, т.е. отказ от хозяйственного проекта;

2. анализ состояния окружающей среды и техногенной насыщенности территории на данный момент в предполагаемом районе размещения;

3. определение видов, характера и степени воздействия на окружающую среду; специальная оценка аварийности; вариантная проработка оценок экологического риска;

4. оценка возможных последствий реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

5. определение мероприятий по уменьшению, смягчению или предотвращению негативных воздействий, оценка их эффективности и возможности реализации;

6. оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

7. сравнение по ожидаемым экологическим и социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив;

8. разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой деятельности;

9. разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой деятельности;

10. подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС, включая резюме нетехнического характера (краткое изложение для неспециалистов).

III. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний и предложений, утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится). Итоговый документ по ОВОС - «Заявление о воздействии на окружающую среду».

ОВОС – это процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений в сфере природопользования, государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) -– это обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере природопользования. Таким образом, ГЭЭ есть форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В соответствии с Законом РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза (ЭЭ) представляет собой комплекс мер юридического и экономического характера, предшествующий реализации как конкретных проектов, так и хозяйственных планов в целом в целях оценки их возможности и приемлемости с точки зрения воздействия на окружающую среду, использования природных ресурсов. Основное назначение ЭЭ состоит в обеспечении в самом проекте, а потом в процессе хозяйственной деятельности оптимальных взаимоотношений в системе «общественное производство – природная среда».

В основе ЭЭ лежит процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Основной функцией ЭЭ является предупредительная, которая заключается в проведении предварительной проверки и установлении соответствия хозяйственной деятельности требованиям рационального природопользования, экологической безопасности, т.е. определении степени экологического риска намечаемой деятельности. Содержание экологического риска представляется как допущение вероятности причинения вреда природной среде ради достижения эффекта.

ЭЭ - это конкретный вид деятельности экологов-экспертов. Эта деятельность включает: анализ конкретной проблемы; постановку точного диагноза; выработку на основе диагноза обоснованного заключения о состоянии экосистемы в качестве базы для суждения о степени экологической безопасности или риска. Если эколог классического направления нацелен на разработку экологической теории и «идет» от частного к общему, то эколог-эксперт использует наиболее разработанные теоретические представления экологии и в ходе подготовки экспертного заключения «идет» от общего к частному. В этом состоит принципиальная методологическая специфика ЭЭ.

Важнейшие принципы экологической экспертизы:

- принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной ЭЭ до принятия решений о реорганизации объекта ЭЭ (причем без положительного заключения ЭЭ запрещаются финансирование и строительные работы);

- комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверность и полнота информации, представляемой на ЭЭ;

- независимость (организационная и финансовая) ЭЭ;

- научная обоснованность, объективность и законность заключения экологической экспертизы;

- гласность проведения ЭЭ на всех ее этапах, участие общественных организаций, учет общественного мнения;

- ответственность участников ЭЭ (экспертов, заказчиков проекта намечаемой хозяйственной деятельности, разработчиков проекта) и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ЭЭ.

В соответствии с Законом РФ «Об экологической экспертизе в РФ» осуществляются государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ). ГЭЭ в РФ проводится на двух основных уровнях: на федеральном и уровне субъектов федерации специально уполномоченными органами в области ЭЭ (Минприроды РФ и его территориальными органами).

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов (например, технико-экономические обоснования и проекты на строительство; проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике и технологиям; материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов; материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов и др.)

Заключением ГЭЭ является документ, подготовленный экспертной комиссией ГЭЭ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности. Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий функционирования и реализации объекта ГЭЭ, а также открытия его финансирования и кредитования. Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ. Заключение ГЭЭ направляется заказчику. Оно может быть оспорено в судебном порядке.

ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Эта экспертиза проводится до ГЭЭ или одновременно с ней. ОЭЭ осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Финансирование ГЭЭ осуществляется за счет средств заказчика в полном соответствии с составленной сметой расходов. Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет средств общественных объединений, общественных экологических фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также средств органов местного самоуправления.

Наши рекомендации