Диагностика экологической культуры младших школьников.
Для проверки эффективности проведенных мероприятий мною было проведено анкетирование. Цель: изучить уровень сформированности экологических понятий .
Степень сформированности у младших школьников экологических понятий была представлена в трех уровнях: низком, среднем и высоком .
Высокий уровень:
Ø ученик из предложенных вариантов выбирает точное определение понятия;
Ø знает меры по охране природы;
Ø знает взаимосвязь составных частей цепи питания;
Ø знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов;
Ø знает правила поведения в природе.
Средний уровень:
Ø ученик имеет представление об экологическом понятии, но не определяет его существенные признаки;
Ø называет не все предложенные меры по охране природы;
Ø Знает правила поведения в природе;
Ø Затрудняется в правильном выборе мер по охране природных ресурсов.
Низкий уровень:
Ø не знает точное определение экологического понятия;
Ø не знает применяемые человеком меры по охране природных ресурсов или знает, но не в полном объёме;
Ø называет не все предложенные меры по охране природы;
Ø Знает правила поведения в природе, но не в полном объёме;
Низкий уровень – менее 50%
Таблица № 1 . Результаты учащихся на вопросы тестирования с элементами анкетирования
Фамилия, имя | № вопроса | Кол-во вер ных ответов | % | Уро вень | |||||||||
1. Богомолов А. | - | - | + | + | - | + | + | + | + | + | СР | ||
2.Варкова А. | + | + | + | - | - | +- | + | + | + | + | СР | ||
3. Гусаренко А | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
4.Детковский А. | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + | СР | ||
5. Иванова В | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | В | ||
6. Ильин Д. | - | + | - | - | + | +- | + | + | + | + | СР | ||
7. Коломойцев С | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
8.Коренкова А | + | - | - | + | - | - | + | - | - | + | Н | ||
9. Мензеловская | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | СР | ||
10.Мензеловский | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
11.Сушилина У | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | В | ||
12.Федешова М | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | В | ||
13. Ханова С | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
14.Горлоченко | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
15.Кудинова М | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | В | ||
16. Фетисов Д. | + | + | - | + | + | + | + | + | - | +- | СР | ||
17.Шипилова А. | - | + | + | + | + | + | + | + | + | +- | В | ||
18.Анащенко К | + | - | - | + | + | - | + | + | + | + | СР | ||
19. Мишина О. | + | + | - | + | + | + | + | + | + | +- | В | ||
20.Иванова Д | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | В |
Из таблицы видно, что при ответе на 1 вопрос "Что такое экология?" выбрали:
- ответ А (наука о погоде) - 0 человек (0%)
- ответ Б (наука о живой природе) - 2 человека (10%)
- ответ В (наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой) - 18 человек (90%)
Ожидаемый ответ: В (наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).
Можно сделать вывод, что большинство учащихся знают точное понятие данной науке. Для закрепления и углубления полученных знаний необходимо продолжить данную работу.
При ответе на 2 вопрос "Что такое окружающая среда?" выбрали:
- ответ А (всё, что окружает человека) - 7 человек (35%);
- ответ Б (наука о живой природе) - 13 человек (65%);
- ответ В (это то место, где человек живёт) не выбрал никто.
Ожидаемый ответ: Б (всё, что окружает живое существо и с чем оно связано).
После проведённой работы большинство детей хорошо усвоили определение данного понятия. Но т.к. ошибки всё же были допущены, необходимо продолжить начатую работу.
При ответе на 3 вопрос "Что такое заповедник?" выбрали:
- ответ А (территория, где разводят редкие виды животных и растений) - 2 человека (10%);
- ответ Б (участки земли, где вся природа находится под особой охраной) - 18 человек (90%);
- ответ В (участки земли, где животных подкармливают) - 2 человека (10%).
Ожидаемый ответ: Б (участки земли, где вся природа находится под особой охраной).
Из полученных результатов можно сделать вывод, что основная масса детей знают определение понятия "Заповедник", могут выделить основные признаки понятия из предложенных вариантов.
При ответе на 4 вопрос "Что такое национальный парк?" выбрали:
- ответ А (природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы) - 17 человек (85%);
- ответ Б (территория, где разводят редкие виды животных и растений) - 1 человек (5%);
- ответ В (место, где отдыхают люди) - 2 человека (10%).
Ожидаемый ответ: А (природный музей под открытым небом, который могут посещать туристы).
Можно сделать вывод, что у большинства учащихся сформировалось понятие "Национальный парк". Они могут найти существенные признаки данного понятия.
При ответе на 5 вопрос "Что такое экологическая безопасность?" выбрали:
- ответ А (защита растений и животных от браконьеров) - 2 человека (10%);
- ответ Б (охрана воздуха от загрязнения) - 2 человека (10%);
- ответ В (защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды) - 16 человек (80%).
Ожидаемый ответ: В (защита от вредного воздействия загрязнённой, испорченной окружающей среды).
По результатам ответов, можно сделать вывод, что большему количеству ребят стало понятно, что такое "Экологическая безопасность". На дальнейших занятиях необходимо закреплять и углублять полученные знания.
При ответе на 6 вопрос "Какие из перечисленных действий человека относятся к мерам по охране природы?" (Возможно несколько вариантов) выбрали:
- ответ А (посадка леса, вырубка старых и больных деревьев) - 18 человек (90%);
- ответ Б (слив сточных вод в реку) - 1 человек (2%);
- ответ В (создание ферм, птицефабрик) - 1 человек (5%);
- ответ Г (строительство очистных сооружений) - 16 человек (80%);
- ответ Д (создание заповедников, ботанических садов) - 18 человек (90%);
- ответ Е (заготовка древесины) - 1 человек (5%).
Ожидаемые ответы: А, Г, Д (посадка леса, вырубка старых и больных деревьев, строительство очистных сооружений, создание заповедников, ботанических садов). Полные ответы дали 16 человек (80%).
По полученным данным можно сделать вывод, что дети знакомы с теми действиями, которые направлены на охрану природы. Большинство из них могут из предложенных вариантов выбрать все правильные.
При ответе на 7 вопрос "Что такое Красная книга?" выбрали:
- ответ А (книга, куда занесены исчезнувшие животные и растения) - 1 человек (5%);
- ответ Б (книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных) - 18 человек (90%);
- ответ В (книга, куда занесены растения и животные, которых удалось спасти) - 1 человек (5%).
Ожидаемый ответ: Б (книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных).
Как видно из результатов, основная масса детей знакома с понятием "Красная книга" и знают, для чего она создана.
При ответе на 8 вопрос "Есть ли Красная книга Волгоградской области?" выбрали:
- ответ А (есть) - 20 человек (100%);
- ответ Б (нет) - 0 человек (0%);
- ответ В (не знаю) - 0 человек (0%).
Ожидаемый ответ: А (есть).
Можно сделать вывод, что все дети знают, что в Волгоградской области есть своя Красная книга. Для дальнейшего развития кругозора необходимо продолжить знакомить детей с Красной книгой.
При ответе на 9 вопрос "При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?" дети дали следующие ответы:
- Потому что птицам и животным негде стало жить - 2 человека (10%);
- Не стало птиц, стало много насекомых - 18 человек (90%).
Ожидаемый ответ: в дуплах жили птицы, они уничтожали насекомых, которые вредили деревьям. Птицы исчезли, развелось много насекомых.
Как видно из ответов, дети знакомы с причиной гибели деревьев при данном условии, знают экологические связи и взаимосвязи в экосистемах.
В 10-м задании "Прочитайте рассказ школьников о своем походе. Найдите и подчеркните ошибки в их поведении:
"Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке, мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой" дети выбрали следующие ошибки:
" сбивали их палками - 18 человек (90%);
" развели костер - 19 человек (95%);
" лежали полиэтиленовые пакеты - 19 человек (95%);
" консервные банки - 18 человек (90%);
" костер подмигивал - 20 человек (100%);
" ежа забрали - 19 человек (95%).
Ожидаемый ответ: сбивали их палками, развели костер, лежали полиэтиленовые пакеты, консервные банки, костер подмигивал, ежа забрали.
Полный ответ дали 17 человек (85%), Указали правильные ответы, но не все - 3 человека (15%). Как видим, дети хорошо усвоили правила поведения в природе, они знают, почему надо поступать так, а не иначе, думают над решением некоторых экологических проблем
Таким образом, после продолжительной работы, направленной на формирование экологических понятий, 12 учеников имеют высокий уровень сформированности экологических понятий, 7 учеников - средний уровень, а низкий уровень сформированности экологических понятий имеет 1 ученик.
Выводы по второй главе. Результаты данной экспериментально - исследовательской работы показали, что у детей произошли существенные изменения в характере модальности отношения к природе. Младшие школьники стали осознавать ценность объектов природы. Показательно, что доля природных объектов среди "значимых других" у учащихся возросла. Поскольку природные объекты открываются младшим школьникам как субъекты, дети начинают чувствовать их самоценность, а это приводит к формированию "субъективной установки", являющейся основой экологически правильного отношения, изменилась позиция детей во взаимодействии с природой, которая характеризовалась доброжелательностью и эмоциональной отзывчивостью, интересом к растениям, животным, желанием и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе. Это стало возможным при систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у учащихся младших классов. Работа по данной проблеме способствовала формированию устойчивого интереса и привязанности к родному краю, положительной мотивации в общественно-полезной деятельности по сохранению природы родного края. Как показывают результаты анкетирования, у учащихся сформировались первичные навыки правильного поведения в природе, выросли патриотические чувства и социальная активность. Поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. Они не остаются равнодушными созерцателями, а стараются внести посильный вклад в дело охраны природы. Ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные, взаимосвязи в природе.
Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что, при систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у учащихся младших классов во внеклассной работе:
- расширятся и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке, повысится уровень знаний младших школьников;
- углубится мотивация и активизация деятельности учащихся в природе.
- сформируются навыки заботливого отношения к объектам природы.
- школьники получат развитие экологических представлений, которые при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения;
- ребята внимательно станут относиться к природе родного края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема экологического образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в образовании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Показателями образованной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Проведенное исследование подтвердило - если систематически использовать различные формы, методы работы на уроках окружающего мира, если задания экологического содержания будут включаться в другие уроки, если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания, то процесс формирования экологических понятий у младших школьников будет эффективным.
Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, имеющих экологическую направленность, и отражающих взаимодействие организмов в природной среде и взаимодействие человека с окружающей природой. Системные задания позволяют младшему школьнику составить общее представление об экосистемах и роли различных факторов в формировании экологического состояния данных систем.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. Экологическое образование школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся.
2. Теоретические основы экологического образования младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3. Несмотря на оживление работы по экологическому образованию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4. Для систематизации работы необходима программа экологического образования младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических понятий, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Подготовка данной работы убедила меня в большой важности разработанной специальной программы, направленной на повышение экологического образования учащихся начальных классах.
Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей и форм экологического образования, многогранного ответственного отношения к природе.
Список литературы.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. – с.69.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента – Граф, 2005, с. 4-10.
4.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа № 4, 1997, с.36-39.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3 классе. Методические беседы. – М.: Просвещение, 1997, с. 13-15.
6. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1996, с. 35-41.
7.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984 .
8. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.; «Академия», 2004.
9. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений. Ростов-Н/Д: ТЦ, «Учитель», 2001, с.100.
10. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
11. Минаева В.М.Н. Экологическое воспитание в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета, 1987.
12. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.
13. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. – М., 2000.
14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 1999. - №5.
15. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах// Экология и жизнь № 4, 2000, с.15/ гл. ред. Б.М.Бим-Бад.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
16.Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов. – Сборник научных трудов. / Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2003.
17. Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №7.
18. Тарасова Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, 1996.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.
20. ФГОС. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
21. ФГОС. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М. : Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения)
22.Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н.Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.
23. Чередов И.М. Формы учебной работы в ср.школе. Кн.для уч-ля.-М., 1993.
24. Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. http://festival.1september.ru/ 2004-2005 год.
Приложение № 1. Экологическая тропа.
Приложение № 2. Программа летнего пришкольного лагеря «Эколошка в краю здоровых малышей».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время формирование экологической культуры ребенка и сохранение его здоровья является одной из приоритетных педагогических проблем. Решение её возможно лишь при условии реализации системы непрерывного экологического и здоровьесберегающего образования и воспитания, начиная с раннего детского возраста.
Важнейшим средством в реализации данной проблемы является летний пришкольный лагерь. Условия летнего лагеря позволяют педагогу учитывать высокий уровень активности детей младшего школьного возраста, стремление к практической деятельности, их контактность и эмоциональную насыщенность, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. В лагере создаются оптимальные условия для формирования экологически сообразного поведения и становления здорового образа жизни детей путем реализации системы работы педагога через нетрадиционные формы организации летнего отдыха детей: анкетирование, систему игр, праздников, соревнований, проектов, акций, практикумов на экологической тропе, походов. В режиме дня запланировано время для поучительной минутки и практических занятий по оказанию первой медицинской помощи.
В программе достаточное внимание уделено патриотическому, эстетическому, интеллектуальному и трудовому воспитанию (рассмотрены все направления согласно требованиям ФГОС- 2).
Каждый день лагерной смены проводится в форме путешествия с главным героем лагеря Эколошкой.
Программой предусмотрено деление детей на возрастные группы при проведении тематических мероприятий.
Цель:создание оптимальных условий для развития основ экологической культуры детей младшего школьного возраста, укрепления их здоровья и формирования здорового образа жизни, организации детского досуга во время летних каникул.
Задачи:
· разработать систему оздоровительных мероприятий экологической направленности;
· применять формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям и интересам детей, имеющие наибольший развивающий эффект в области охраны здоровья школьников;
· активно использовать природные факторы в оздоровлении детей;
· развивать умения и навыки здорового образа жизни и экологически грамотного поведения в окружающей природе.
Формы и методы:
1. Проведение упражнений для глаз, осанки.
2. Проведение спортивных мероприятий, подвижных игр на воздухе.
3. Экологические экскурсии и прогулки.
4. Практикумы на экологической тропе.
5. Игры: интеллектуальные, сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованная деятельность.
6. Гербаризация.
7. Работа с определителями.
8. Конкурсы рисунков и экологических газет.
9. Изготовление экознаков и призывов экологического содержания.
10. Оформление информационного стенда «Юный эколог».
11. Экопроекты.
12. Экологические акции.
13. Походы.
14. Праздники.
15. Фенологические наблюдения.
16. Уход за культурными растениями (посадка, посев, полив, рыхление, сбор семян).
17. КВН.
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей;
- формирование основ здорового образа жизни;
- повышение уровня экологической компетентности младших школьников;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;
- обогащение методической копилки педагогов по организации работы летнего лагеря с экологической и здоровьесберегающей направленностью.