Учет компонентов и объектов окружающей среды
Учёт природных ресурсов – это деятельность уполномоченных органов управления по установлению количества, качества ресурсов, их экономической (в том числе – денежной) оценки, правового положения субъектов пользования. Высшей формой является Государственный кадастр (реестр).
Виды кадастров:
1 | земельный (утратил силу) | Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственном кадастре недвижимости» |
2 | водный | его ведение обеспечивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. |
3 | Кадастр месторождений полезных ископаемых | Приказ Министерства природных ресурсов от 9 июля 1997 г. |
4 | лесной | Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 г. и Приказ Рослесхоза от 30 мая 1997 г. |
5 | Кадастр объектов животного мира | Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. |
6 | Кадастр особо охраняемых природных объектов | Закон от 14 марта 1995 г. и Постановление Правительства РФ от ноября 1995 г. |
Постановления Правительства касаются порядка ведения кадастров.
Правовое значение государственного учёта и кадастров:
1) кадастры являются официальными и подлежат обязательному применению при осуществлении любых функций управления (например, лицензирования и т.д.)
2) внесение соответствующей записи о природном ресурсе (объекте) в Реестр является юридическим фактом возникновения объекта регулируемых экологическим правом общественных отношений
3) нормы, которые регулируют отношения по ведению кадастра, являются подинститутами соответствующих институтов управления поресурсных отраслей права
4) отношения, урегулированные и возникающие в соответствии с данными нормами, являются правоотношениями.
Экономический механизм в экологической сфере
Предусматривается система экономических мер в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
1) планирование финансирования природоохранных мероприятий
Впервые отдельной строкой в бюджете предусмотрены расходы на проведение природоохранных мероприятий.
Долгое время на эти нужды отводилось менее 1% бюджета, потом – 1%, потом – 8%.
2) создание и функционирование экологических фондов, которые имели статус государственных внебюджетных фондов. Экологические фонды аккумулировали средства:
ü поступающие в виде штрафов за административные правонарушения
ü средства от реализации орудий, предметов противозаконной деятельности
(охоты, рыболовства) и т.д.
Данные средства направлялись на:
1) переоснащение предприятий (установку очистительных сооружений, смену технологий)
2) компенсации вреда здоровью гражданам, причинённого экологическими правонарушениями
3) различные образовательные программы, подготовка экологических кадров и др.
3) внедрение экологического страхования
По этому поводу нет специального закона, есть упоминания о страховых рисках в
ФЗ «О недрах», ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «Об атомной энергии», ФЗ «О радиационной безопасности».
Добровольное экологическое страхование устанавливается ГК РФ.
4) развитие рынка экологических услуг
Например: проведение экологической сертификации, выдача экологических паспортов предприятиям, экологическое аудирование.
По данному вопросу отсутствует специальное законодательство, регулируется только на ведомственном уровне.
5) экономическое стимулирование – это повышение материальной заинтересованности природопользователей в проведении природоохранных мероприятий.
Предполагается финансирование со стороны государства – налоговые льготы (реально в этом вопросе – пробел в законодательстве).