Особо охраняемые территории, понятие и виды. Правовой режим функционирования. Водно-болотные угодья
Охрана окружающей природной среды осуществляется не только в форме организации рационального использования природных ресурсов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с целью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.
Особо охраняемые природные территории -это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Для них устанавливается особый (заповедный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйственной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.
Правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется актами экологического законодательства общего характера (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Указом Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях РФ» от 2 октября 1992 № 1155), законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, Федеральным законом «О животном мире», Законом РФ «О недрах» и др.), а также специальным законодательством об особо охраняемых природных территориях - Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 № 1249, положениями о конкретных видах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, заказниках, национальных парках и др.)В системе рассматриваемого законодательства основным нормативным актом кодификационного характера, регулирующим организацию, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.) к особо охраняемым природным территориям (далее - О ОПТ) относятся:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) государственные природные заказники;
в) национальные природные парки;
г) памятники природы;
д) дендрологические парки и ботанические сады;
е) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
ж) редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу России, Красные книги республик в составе России.
Законом об ООС (ст. 58) устанавливается, что государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд, обеспечиваемый особой охраной государства в интересах настоящих и будущих поколений людей. Это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые решениями органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
В России ведется Государственный кадастр ООПТ, который является официальным документом, содержащим информацию об ООПТ, категориях ООПТ федерального, регионального и местного значения. Это официальный документ, порядок ведения которого установлен постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".
Кадастр представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов России. Сведения Кадастра служат основанием к принятию решений в области природопользования и ООС, подлежат обязательному учету при разработке планов экономического и социального развития территорий, схем землеустройства и районной планировки, градостроительной документации, проведении государственной экологической экспертизы, при решении других вопросов, имеющих отношение к использованию природных ресурсов и воздействию на ОС.
Важным является то, что на всех уровнях Кадастр формируется и ведется с соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов, а все работы, связанные с его ведением, осуществляются уполномоченными организациями за счет и в пределах выделяемых им средств из федерального и региональных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников финансирования.
В задачи Кадастра входят:
- накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, данных мониторинга ООПТ;
- анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
- обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
Учетной единицей Кадастра являются отдельные ООПТ.
Организующим и координирующим органом по ведению Кадастра является Госкомэкология (в настоящее время - МПР России).
Разработаны типовая форма хранения и представления кадастровой информации, а также методические указания по ее заполнению.
Государственный кадастр ООПТ содержит сведения о:
- правовом статусе и нормативно-правовой базе функционирования ООПТ;
- географическом положении, границах и площади ООПТ;
- административной и ведомственной подчиненности ООПТ;
- задачах, возложенных на конкретную ООПТ;
- режиме и способах особой охраны территорий;
- охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);
- экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценности соответствующих объектов;
- степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;
- собственниках, владельцах, природопользователях, землепользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;
- степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;
- мерах, предлагаемых для восстановления и воспроизводства растительного и животного мира конкретной ООПТ;
- структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственного природоохранного учреждения;
- юридических или физических лицах, которые взяли на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);
- финансировании и материально-технической базе ООПТ;
- последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);
- лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;
- источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.
Кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об ООПТ федерального, регионального и местного значения.
К ООПТ федерального значения относятся:
- государственные природные заповедники,
- национальные парки,
- государственные природные заказники,
- памятники природы,
- дендрологические парки и ботанические сады,
- лечебно-оздоровительные местности и курорты,
- иные территории, установленные Правительством РФ как ООПТ федерального значения.
К ООПТ регионального значения относятся:
- государственные природные заказники,
- памятники природы,
- природные парки,
- дендрологические парки и ботанические сады,
- лечебно-оздоровительные местности и курорты,
- иные территории, установленные органами исполнительной власти субъектов Федерации как ООПТ регионального значения.
К ООПТ местного значения относятся:
- лечебно-оздоровительные местности и курорты,
- иные территории, установленные органами местного самоуправления как ООПТ местного значения.
Водно-болотные угодья, или влажные земли (англ. Wetlands) — участки местности, почва которых является аквифером с постоянной или сезонной влажностью. Такие участки местности могут быть частично или полностью заняты водоёмами[2]. Водно-болотными угодьями являются мелководные озера и участки морских побережий, верховые и низовые болота, также некоторые другие. Вода в водно-болотных угодьях может быть пресной, морской и солоноватой. Крупнейшие водно-болотные угодья в мире — Пантанал, они расположены в Бразилии, Боливии и Парагвае.
В 1971 году принята международная Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц — Рамсарская конвенция.
В число наиболее известных из 35 водно-болотных угодий России, охраняемых Рамсарской конвенцией, входят Дельта Волги, Озеро Ханка, Кандалакшский залив, Озеро Чаны, Озеро Маныч-Гудило, Мшинское болото.
Определение[править вики-текст]
Участок земли, на котором прошел дождь, не будет являться водно-болотным угодьем, хоть он и будет влажным. Водно-болотные угодья обладают уникальными характеристиками: они, как правило, отличаются от водоемов или участков рельефа, имеющих водоем, и находящихся на них растений. Водно-болотные угодья можно охарактеризовать как участки рельефа, имеющие под собой уровень грунтовых вод, находящийся вблизи или на поверхности земли, способный в течение достаточно длительного периода каждый год поддерживать жизнь водных растений[3][4]. Более кратко, это участок земли, состоящий из водной почвы и живущих на ней гидрофитов[5].Водно-болотные угодья были так же описаны, как экотоны — участки перехода суши в водоем[6].