Особо охраняемые территории, понятие и виды. Правовой режим функционирования. Водно-болотные угодья

Охрана окружающей природной среды осу­ществляется не только в форме организации ра­ционального использования природных ресур­сов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с це­лью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримеча­тельных и уникальных природных образований.

Особо охраняемые природные территории -это участки земли, водной поверхности и воз­душного пространства над ними, где располага­ются природные комплексы и объекты, имею­щие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Для них устанавливается особый (заповед­ный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйст­венной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется актами экологиче­ского законодательства общего характера (Зако­ном РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Указом Президента РФ «Об особо охра­няемых природных территориях РФ» от 2 октября 1992 № 1155), законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, Федеральным законом «О животном мире», Законом РФ «О недрах» и др.), а также специальным законодательством об особо ох­раняемых природных территориях - Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ре­сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Постанов­лением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 № 1249, по­ложениями о конкретных видах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, заказниках, национальных парках и др.)В системе рассматриваемого законодательства основным нормативным актом кодификационного характера, регулирующим организацию, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, является Феде­ральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.) к особо охраняемым природным территориям (далее - О ОПТ) относятся:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) государственные природные заказники;

в) национальные природные парки;

г) памятники природы;

д) дендрологические парки и ботанические сады;

е) лечебно-оздоровительные местности и курорты;

ж) редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу России, Красные книги республик в составе России.

Законом об ООС (ст. 58) устанавливается, что государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд, обеспечиваемый особой охраной государства в интересах настоящих и будущих поколений людей. Это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые решениями органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

В России ведется Государственный кадастр ООПТ, который является официальным документом, содержащим информацию об ООПТ, категориях ООПТ федерального, регионального и местного значения. Это официальный документ, порядок ведения которого установлен постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. № 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".

Кадастр представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов России. Сведения Кадастра служат основанием к принятию решений в области природопользования и ООС, подлежат обязательному учету при разработке планов экономического и социального развития территорий, схем землеустройства и районной планировки, градостроительной документации, проведении государственной экологической экспертизы, при решении других вопросов, имеющих отношение к использованию природных ресурсов и воздействию на ОС.

Важным является то, что на всех уровнях Кадастр формируется и ведется с соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов, а все работы, связанные с его ведением, осуществляются уполномоченными организациями за счет и в пределах выделяемых им средств из федерального и региональных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников финансирования.

В задачи Кадастра входят:

- накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООПТ, данных мониторинга ООПТ;

- анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;

- обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.

Учетной единицей Кадастра являются отдельные ООПТ.

Организующим и координирующим органом по ведению Кадастра является Госкомэкология (в настоящее время - МПР России).

Разработаны типовая форма хранения и представления кадастровой информации, а также методические указания по ее заполнению.

Государственный кадастр ООПТ содержит сведения о:

- правовом статусе и нормативно-правовой базе функционирования ООПТ;

- географическом положении, границах и площади ООПТ;

- административной и ведомственной подчиненности ООПТ;

- задачах, возложенных на конкретную ООПТ;

- режиме и способах особой охраны территорий;

- охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);

- экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценности соответствующих объектов;

- степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;

- собственниках, владельцах, природопользователях, землепользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;

- степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;

- мерах, предлагаемых для восстановления и воспроизводства растительного и животного мира конкретной ООПТ;

- структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственного природоохранного учреждения;

- юридических или физических лицах, которые взяли на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);

- финансировании и материально-технической базе ООПТ;

- последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);

- лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;

- источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.

Кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об ООПТ федерального, регионального и местного значения.

К ООПТ федерального значения относятся:

- государственные природные заповедники,

- национальные парки,

- государственные природные заказники,

- памятники природы,

- дендрологические парки и ботанические сады,

- лечебно-оздоровительные местности и курорты,

- иные территории, установленные Правительством РФ как ООПТ федерального значения.

К ООПТ регионального значения относятся:

- государственные природные заказники,

- памятники природы,

- природные парки,

- дендрологические парки и ботанические сады,

- лечебно-оздоровительные местности и курорты,

- иные территории, установленные органами исполнительной власти субъектов Федерации как ООПТ регионального значения.

К ООПТ местного значения относятся:

- лечебно-оздоровительные местности и курорты,

- иные территории, установленные органами местного самоуправления как ООПТ местного значения.

Водно-болотные угодья, или влажные земли (англ. Wetlands) — участки местности, почва которых является аквифером с постоянной или сезонной влажностью. Такие участки местности могут быть частично или полностью заняты водоёмами[2]. Водно-болотными угодьями являются мелководные озера и участки морских побережий, верховые и низовые болота, также некоторые другие. Вода в водно-болотных угодьях может быть пресной, морской и солоноватой. Крупнейшие водно-болотные угодья в мире — Пантанал, они расположены в Бразилии, Боливии и Парагвае.

В 1971 году принята международная Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц — Рамсарская конвенция.

В число наиболее известных из 35 водно-болотных угодий России, охраняемых Рамсарской конвенцией, входят Дельта Волги, Озеро Ханка, Кандалакшский залив, Озеро Чаны, Озеро Маныч-Гудило, Мшинское болото.

Определение[править вики-текст]

Участок земли, на котором прошел дождь, не будет являться водно-болотным угодьем, хоть он и будет влажным. Водно-болотные угодья обладают уникальными характеристиками: они, как правило, отличаются от водоемов или участков рельефа, имеющих водоем, и находящихся на них растений. Водно-болотные угодья можно охарактеризовать как участки рельефа, имеющие под собой уровень грунтовых вод, находящийся вблизи или на поверхности земли, способный в течение достаточно длительного периода каждый год поддерживать жизнь водных растений[3][4]. Более кратко, это участок земли, состоящий из водной почвы и живущих на ней гидрофитов[5].Водно-болотные угодья были так же описаны, как экотоны — участки перехода суши в водоем[6].

Наши рекомендации