Природные ресурсы. Составы природных ресурсов как объектов использования и охраны
Водные ресурсысогласно ст. 1 ВК — запасы поверхностных и подземных вод данной территории. Среди водных ресурсов законодатель выделяет воду минеральную лечебную (как природную подземную воду, обладающую биологически активными свойствами и оказывающую физиологическое воздействие на человеческий организм вследствие повышенного содержания химических компонентов, в том числе радиоактивных, органических веществ, газов или вследствие повышенной температуры), и воду питьевую (питьевого качества) – воду, которая по органолептическим свойствам, микробиологическому и химическому составу соответствует действующим санитарным нормам и правилам.
Лесные ресурсы— запасы древесины, других компонентов и продуктов жизнедеятельности леса в сочетании со средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, рекреационными и иными функциями леса (ст.1 ЛК).
Ресурсы растительного мирасогласно Закону «О растительном мире» — объекты растительного мира или их свойства, которые используются или могут быть использованы при осуществлении юридическими лицами или гражданами Республики Беларусь экономической и иной деятельности и имеют потребительскую ценность.
Биологические ресурсывключают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.
Ресурсы животного мира - объекты животного мира, имеющие потребительскую ценность, которые используются или могут быть использованы при осуществлении юридическими лицами, гражданами хозяйственной и иной деятельности.
Атмосферный воздух и озоновый слойрассматриваются законодательством Республики Беларусь только в качестве объектов правовой охраны, но не использования (что вытекает из названий законов, устанавливающих их правовой режим). Хотя ст. 39 Закона «Об охране атмосферного воздуха» регулирует потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.
Понятие и содержание экологических прав граждан. Политическое и юридическое значение их признания. Гарантии экологических прав граждан.
Понятие «экологические права граждан» получило распространение в науке и практике для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природоресурсных отношениях с начала 70-х гг. ХХ века.
Раскрывая сущность понятия, Т.И. Макарова подчеркивает, что в широком смыслев теории и в законодательстве к экологическим правам относят все права граждан и иных субъектов в сфере «общество-природа».
Российский ученый М.М. Бринчук под экологическими правами человека понимает «признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой» и подразделяет экологические права на основные и иные правав области окружающей среды. К основным экологическим правам он, в частности, относит конституционные права и права, закрепленные международно-правовыми документами по правам человека: право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и др. К иным экологическим правам – права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах: право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, право на радиационную безопасность, право на пребывание в лесах и др.
Российские исследователи конституционных прав граждан Л.Н. Буркова и Н.М. Чепурнова полагают, что более полным и соответствующим форме и сущности экологических прав будет уточнение определения экологических прав человека как установленных государством и закрепленных в законодательстве прав индивида, обеспечивающих устойчивое качество его жизни и развития при взаимодействии с окружающей средой, подкрепленных силой государственного принуждения, и подразделяют их по уровню правового регулирования на основные — закрепленные в Конституции и отраслевые — в области окружающей среды.
Следует признать, что в законодательстве Республики Беларусь понятие экологические права граждан используется в Указе Президента Республики Беларусь «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь», где в п. 38 определяются перспективы развития законодательства в целях обеспечения конституционных экологических прав граждан. В иных нормативных правовых актах законодатель использует правовую терминологию Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и, в частности, правовое понятие «права граждан в области охраны окружающей среды», которое закреплено в ст. 12 названного Закона.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют иные права в области охраны окружающей среды:
• создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;
• обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
• принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;
• осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;
• обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и т. д.
В соответствии со ст. 13 Закона «Об охране окружающей среды» экологические права граждан гарантируются:
• планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
• возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду;
• предоставлением полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
• обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц;
• судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи;
• деятельностью общественных объединений;
• контролем в области охраны окружающей среды;
• принятием иных мер, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Таким образом, к экологическим правам относится значительный круг прав граждан в области охраны окружающей среды, как правило, внеэкономического характера, в основе которых – конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (2002 г.) соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в качестве основного принципа охраны окружающей среды. В том же нормативном правовом акте в ст.14 определено, что «право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».