Принцип запрета военного или иного враждебного воздействия на природную среду
Войну можно отнести к одному из антропогенных способов уничтожения природы. Ее разрушительная сила весьма велика и выделение в качестве принципа запрет военного или иного враждебного воздействия на природную среду несет в себе огромную …………….
В Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. в 24-м принципе отмечается, что «война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивая защиту окружающей среды при возникновении вооруженных конфликтов, и сотрудничать при необходимости в деле его дальнейшего развития».
Данный принцип тесно связан не только с другими отраслевыми принципами международного экологического права, такими, например, как принцип ответственности, экологической безопасности или принцип предотвращения радиоактивного заражения окружающей среды, но и со специальными принципами других отраслей права. В частности в международном морском праве выделяется принцип использования Мирового океана в мирных целях или исключительно в мирных целях.
В международном гуманитарном праве на вопросы сохранения и охраны окружающей природной среды в период вооруженных конфликтов также обращается большое внимание. I Дополнительный протокол 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года запрещает нападения на установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, даже в тех случаях, когда. такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения (ст. 56). П. 3 ст. 35 и ст. 55 I Дополнительного протокола отмечают, что при ведении военных действий следует проявлять заботу о защите и сохранении природной среды. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить, или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или уменьшат шансы на выживание населения. Кроме того данный Протокол призывает государства заключать между собой другие соглашения, предусматривающие дополнительную защиту природной среде в период вооруженных конфликтов(п. 6 ст. 56).
На международном уровне рассматриваемый принцип нашел отражение в Конвенции о запрещение военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятую 10 декабря 1976 года. Согласно нормам ст.1, закрепленных в данной Конвенции государства обязуются не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству.
Во Всемирной хартии природы акцентируется внимание, на том факте, что невозможно сохранить природу и природные ресурсы, пока человечество не научится жить в мире и не откажется от войны и производства оружия (). Понимая незащищенность и хрупкость природы, разработчики Хартии также при выделении общих принципов указали на необходимость защищать природу от разграбления в результате войны или иных враждебных действий (Принцип). Принцип 25 Декларации, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году также отвергает войну и подчеркивает, что мир, развитие и защита окружающей среды взаимозависимы и неотделимы.
Принцип запрета военного или иного враждебного воздействия на природную среду отражен и в таких международных договорах как Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.), договорах о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (1967г.) и в южной части Тихого океана (1986г.), договорах о создании безъядерных зон в Юго-Восточной Азии (1995г.) и в Африке (1996г.) и ряде других соглашений.
Данный принцип предполагает не только отказ от военных действий и связанной с ними гонки вооружений, но и применения любых средств воздействия на окружающую среду, приносящих ей вред и(или) наносящих какой-либо ущерб. Ст. 1 и ст. 2 Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещают военное или любое иное враждебное использование средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долговременные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству — участнику. В вышеупомянутой Конвенции под «средства воздействия на природную среду» принято понимать любые средства, для изменения – путем преднамеренного управления природными процессами – динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу или космического пространства.
Ярким примером негативных экологических последствий вооруженного конфликта являются события в Югославии Они явились одной из крайних форм разрушения окружающей среды, известно также как экоцид, под которым понимается преднамеренное действие одного государства, использующего свою экономическую и военную мощь для уничтожения природной среды, населения, культуры другого государства.
Ущерб был нанесен как в результате непосредственного применения оружия, так и побочного воздействия на окружающую среду. НАТО бомбило гражданские объекты на территории страны, в т.ч. предприятия химической, фармацевтической и нефтеперерабатывающей промышленности. В целом разрушение предприятий как химической, так и фармацевтической промышленности привело к утечке большого количества аммиака, жидкой пластмассы, искусственных удобрений, возникновению ядовитых облаков.
В общей сложности в период с 24 марта по 5 июня 1999 г. целями ракетно-бомбовых ударов на территории Югославии стали 105 промышленных объектов.
Таким образом, отсутствие единой системы отраслевых принципов – это еще одно доказательство того, что в настоящее время международное экологическое право находится на стадии становления и развития. Приведение системы принципов международного экологического права к единообразию и их универсализация – одна из первостепенных задач, стоящих на пути прогрессивного развития отрасли и которая может быте решена путем проведения кодификации международного экологического права. Актуальность данного вопроса неразрывно связана с влиянием природной среды фактически на все сферы международной жизни, включая, военные, экономические, социальные и многие другие. Многоаспектность данной проблемы безусловно только усложняет и затягивает процесс кодификации, однако дальнейшее оттягивание решения данного вопроса может привести к необратимым последствиям.
В итоге автору хотелось бы подчеркнуть, что система специальных принципов до сих пор не утвердилась и продолжает совершенствоваться, дополняться и изменяется, что в первую очередь связано с развитием международного экологического права как отрасли международного права. Однако уже сейчас можно сделать ряд выводов, которые являются следствием отсутствия четкой систематизации принципов международного экологического права:
1. Кодификация отраслевых (специальных) принципов международного экологического права позволит не только ускорить процесс становления отрасли международного экологического права, но и будет способствовать ее устойчивому развитию.
2. В настоящее время нет единства в формулировке, содержание и количестве отраслевых принципов;
3. Прослеживается тенденция «дробления» отраслевых принципов, на более мелкие;
4. Не все специальные (отраслевые) принципы международного экологического права закреплены на конвенциональном уровне и некоторые из них на данном этапе развития и становления отрасли закреплены лишь в декларациях, протоколах и хартиях, которые носят рекомендательный характер и не являются императивными нормами.