Ландшафтные аспекты оптимизации пространств для проживания
Маловыразительный облик жилой застройки многих кварталов в отечественной и зарубежной практике достаточно часто свидетельствует об упущенных возможностях противопоставить многократно увеличившимся поверхностям фасадов жилых зданий более или менее выразительную композицию элементов природы на уровне земли. Традиционное заполнение гипертрофированных пространств жилых групп, утративших прежнее значение "двора" площадками различного назначения, низвело их ландшафтную организацию до минимального содержания, оставляя за компонентами природы сугубо утилитарную роль средств разграничения.
Как естественная реакция на аморфность жилой среды новостроек, архитектурно-дизайнерская деятельность все чаще ориентируется на поиск более совершенных подходов к организации селитебных территорий, в структуре которых обновленные качества архитектуры отдельных зданий находят адекватное продолжение в решении их предметно-пространственного окружения. Находясь на стыке архитектурно-художественного и эколого-средового аспектов формирования жилых пространств, ландшафтный дизайн позволяет не только сделать среду эстетически привлекательной, но и наполнить ее новым экологическим и социальным содержанием. Происходящая в последние десятилетия (преимущественно в зарубежной практике) эволюция типов открытых пространств жилых образований, дает возможность по-новому взглянуть на существующие подходы повышения комфортности и экологической устойчивости среды с использованием компонентов природы.
Одним из основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды становится его социально-экологическая детерминированность.Суть этого принципа заключается в применении средств дизайна для создания наиболее оптимальной системы открытых пространств, отвечающих социальным, экономическим и экологическим требованиям. При этом изменение характера использования отдельных фрагментов жилой среды в зависимости от содержания социального заказа и структуры средового поведения людей определяет применение соответствующих приемов ландшафтного дизайна.
Существующее в настоящее время положение, когда расположенные на первых этажах квартиры вызывают психологическое отторжение у их обитателей, и многие социальные проявления, связанные с освоением придомовой территории, не находят материального воплощения, составляет основание для радикального пересмотра приемов ландшафтного дизайна участков внутреннего (дворового) контура здания. Преодоление несогласованного решения придомовой территории за счет создания средствами природы взаимосвязанных пространств, отвечающих характеру функциональных процессов вблизи жилища превращается в одну из приоритетных задач использования ландшафтного дизайна в совершенствовании качеств жилой среды.
Круг вопросов, связанных с процессами жизнедеятельности, обретает особую остроту применительно к внешним по отношению кжилым группам пространствам. Кроме ранее рассмотренных проблем организации автостоянок в ближайшем окружении зданий – в транзитных (коммуникационных) пространствах – существует постоянное воздействие пешеходных потоков, от уровня упорядоченности которых зависит состояние природных компонентов среды и, в определенной степени, ее устойчивость.
Наполнение открытых пространств жилых образований функциональными элементами, отвечающими жизненным потребностям людей (площадки для отдыха, детские игровые площадки и т.д.), предполагает комплексное использование ландшафтного дизайна не столько для их разграничения, сколько для достижения образной выразительности и комфортности пребывания. Возвращение традиционного содержания понятию "двор" вместо современного неконтролируемого транзитно-рекреационного пространства также отвечает социальным потребностям населения.
Отмеченные исследователями тенденции структурной организации жилых комплексов с малоэтажной застройкой [36] и выделенный Г.А.Бачинским принцип оптимальной функциональной структуризации среды [4] позволяют подойти к рассмотрению вопросов применения ландшафтного дизайна жилой среды на основе анализа ее социально-функционального построения.
Целенаправленное изменение качеств открытых пространств жилых образований с помощью средств ландшафтного дизайна необходимо осуществлять путем создания фрагментов среды дифференцированного назначения, в частности, формирования приватных, коллективных и общественных пространств.Подобное структурирование жилой среды отвечает задачам поддержания ее экологической устойчивости, так как в ландшафтной организации каждого из трех типов пространств предусматривается оптимальная взаимосвязь между используемыми приемами размещения компонентов природы и преобладающим характером поведения посетителей.
Формирование приватных пространствстановится наиболее целесообразным при понижении этажности зданий до двух – пяти этажей, когда соразмерность вертикальных измерений построек и открытых пространств у их основания позволяет говорить о возможности достижения психологического комфорта человека, находящегося в пределах своего участка. В данном случае можно подойти к реальному объединению внутреннего пространства квартиры на I этаже и ее природного продолжения.
В числе особенностей взаимодействия "человек – среда", в варианте приватного (приквартирного) пространства, реализуется функция уединенной рекреации вблизи жилища, что является наиболее привлекательным для менее подвижных категорий населения (родителей с детьми, пожилых людей). Из-за низкой интенсивности использования таких участков, кроме различных видов ограждений – живых изгородей из кустарника, рядовых посадок деревьев, модулей с цветами – в качестве элементов ландшафтных композиций могут использоваться отдельные декоративные посадки деревьев и сплошной травяной газон. Благодаря регулярности поддержания и малой вероятности вандализма приватные пространства относятся к наиболее устойчивым фрагментам жилой среды.
Современная практика обладает широким набором объемно-планировочных решений, в которых для организации приватных пространств используются крыши встроенных гаражей, а также применяются малые формы архитектуры для их визуального разграничения этих пространств от участков другого назначения.
Интересам групп людей, проживающих в контуре одного двора, отвечают коллективные пространства.Целесообразность их создания определяется необходимостью возвращения благоприятной среды для общения людей, проживающих рядом. Отмеченная закономерность возрастания разобщенности людей по мере увеличения этажности, в этом случае преодолевается сокращением размеров открытого пространства с одновременным повышением уровня его благоустройства.
Коллективное пространство может быть создано в пределах жилой группы периметральной формы или размещаться в курдонере жилой застройки при условии ограничения доступа в него посторонних. По существу, оно представляет собой двор, используемый и контролируемый совместно живущими по его периметру людьми. Изолированность коллективного пространства от воздействия транспортных средств позволяет рассматривать его в качестве идеального места для тихого отдыха людей пожилого возраста или игр дошкольников.
Расположенное в центральной части жилой группы и хорошо обозреваемое из окон окружающих зданий, коллективное пространство предполагает применение разнообразных приемов ландшафтной организации для создания характерного образа среды. Не случайно, в зарубежной практике именно с этим видом пространств, отличающихся низким уровнем вандализма, связаны новые подходы к использованию ландшафтного дизайна в целях достижения наиболее выразительных фрагментов жилой среды.
Изменение характера рельефа с формированием искусственных холмов, волн, откосов, покрытых травяным газоном, составляет лишь небольшой набор приемов обработки поверхности земли в коллективном пространстве. Закрепление форм рельефа различными видами растительности, включая кустарник или почвопокровные растения, может дополняться созданием открытых амфитеатров с навесами и вечерней подсветкой. В качестве оригинального решения подобной композиции можно привести ландшафтный дизайн двора жилого дома вблизи площади Рио-де-Жанейро в Париже с использованием форм искусственного рельефа, скульптурного акцента и нетрадиционным подходом к антивандальной защите светильников, встроенных в контур сидений по их периметру. Средства ландшафтного дизайна применяются достаточно логично и убедительно, фокусируя за счет перепадов рельефа восприятие внутреннего пространства двора на выразительном силуэте скульптуры из песчаника и подчеркивая минимальный характер дизайна периметра двора в виде лаконичных линий деревянных сидений и откосов с почвопокровными растениями. Стремление к простоте композиции позволяет использовать ограниченный набор средств с максимальным эстетическим эффектом. Согласованность нетрадиционного дизайнерского решения пространства двора с оригинальной формой самого жилого здания, обладающего динамичностью и целостностью композиции, отличает этот фрагмент среды для проживания.
Неоднородность коллективного пространства заключается в том, что наряду с организацией тихого отдыха менее подвижных возрастных групп населения, в его структуре необходимо предусмотреть размещение площадок для подвижных игр детей.Обладая большими возможностями для дизайнерской деятельности, эти участки селитебных территорий в то же время требуют наиболее тщательного учета динамичного характера воздействия на все компоненты предметно-пространственной среды.
Ландшафтный дизайн в этом случае выступает как средство ограничения воздействия играющих детей на соседние фрагменты пространства, обеспечения устойчивого использования поверхности земли для активной реакции с сохранением ее положительных эстетических характеристик. Основным приемом организации игровых пространств для детей дошкольного возраста является создание участков дворов с песчаным заполнением и размещение разнообразных устройств из металлических или деревянных конструкций. Многовариантность дизайнерских решений по формированию нетрадиционных пространственных конфигураций игровых сооружений дополняется применением природных и искусственных материалов для оформления контура песчаной поверхности. В целях равномерного распределения воздействия на игровое пространство, часть сооружений целесообразно разместить в виде отдельных модулей вне участков с песком, в том числе использовать поверхности травяного газона. Исходя из соображений сокращения неупорядоченного перемещения играющих детей в контуре двора, внешний периметр игрового пространства может быть обозначен путем формирования перепада рельефа с размещением подпорных стенок и скамей.
Использование ландшафтного дизайна в оформлении поверхности земли коллективного пространства относится к одному из важных направлений его оптимизации.Заполнение растительностью фрагментов поверхности вблизи зданий, свободных от транзитного движения, позволяет не только увеличить площадь озеленения, но и создать в каждом конкретном случае нетрадиционную композицию из различных природных материалов. В частности, подчеркивая усложненную конфигурацию зданий и соприкасаясь с их контуром, озелененные модули из почвопокровных растений, цветов и кустарников способствуют индивидуализации фрагментов жилой среды, внося в нее силуэтное и колористическое разнообразие.
Любые проявления функциональных потребностей людей могут обрести новые формы интерпретации с помощью ландшафтного дизайна, включая оформление небольших велосипедных стоянок, обозначение границ игровых пространств или устройства въездов на участки детских дошкольных учреждений.
Крайне важно отметить, что среди наиболее актуальных перемен в содержании архитектурно-дизайнерской деятельности по формированию современной комфортной жилой среды, изменение отношения к потребностям инвалидов, престарелых и других категорий людей с ослабленным здоровьем является самым необходимым.Острота проблемы обусловлена многолетним отсутствием в отечественной практике реальных действий по оборудованию путей передвижения этой категории людей в открытых пространствах жилых образований. Учитывая, что по мере усложнения экологической ситуации и сохранения определенных экономических трудностей численность этой категории населения имеет тенденцию к увеличению, а каждый десятый ребенок на земном шаре появляется на свет с физическими или умственными отклонениями [50], формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности должно отражаться на содержании работ по проектированию и благоустройству открытых пространств.
В основном это связано с устройством обходных путей у искусственных препятствий, оборудованием пандусов на всех перепадах рельефа, созданием необходимого контура ограждений наиболее опасных мест, а также выполнением покрытий из специальных материалов, облегчающих ориентацию людей с ослабленным зрением. Без решения вопросов формирования среды для инвалидов трудно говорить о реальной гуманизации жилого пространства, так как большинство из них при соприкосновении с ближайшим окружением продолжает испытывать дискомфорт.
Открытые пространства жилых образований -неотъемлемая часть городского пейзажа. Для многих людей, живущих в крупном городе, восприятие жилой среды связано преимущественно с историческим контекстом, с дворами, лишенными современного функционального содержания и эстетики. Выразительность и парадность фасадов жилых зданий в историческом центре зачастую соседствует с"минимальным" ландшафтным дизайном их дворов, а многочисленные автомобили не оставляют необходимого жизненного пространства на уровне земли своим же владельцам. Переход на новые приемы ландшафтного дизайна дворовых территорий на основе концепции экореконструкции среды с радикальным пересмотром вопросов размещения индивидуального автотранспорта позволяет вернуть живущим в старых кварталах людям жилое пространствов обновленном качестве и внести в облик дворов элементы современной эстетики.
Средовой дизайн обретает в данном случае особый смысл, так как задача интегрирования новых по своим геометрическим формам компонентов природы в существующее на протяжении нескольких столетий архитектурное окружение имеет ограниченное число решений.
При существующей практике многочисленных регламентации с точки зрения стилистической трактовки объемных элементов предметно-пространственной среды природные формы и их композиция преимущественно остаются главными возможностями для выражения современных тенденций ландшафтного дизайна. Преодоление стереотипных подходов к выбору очертаний озелененных поверхностей, конфигурации посадок кустарника и цветочных композиций составляет основной путь к постоянному обновлению облика дворов исторического центра.Реализация проектов ландшафтной реконструкции кварталов в центральной части Санкт-Петербурга между Невским проспектом и Итальянской улицей является одним из показательных примеров радикального обновления эстетики дворовых пространств на основе обращения к языку современного формообразования, динамичной линии и лаконичной цветовой гамме природных материалов. По характеру использования эти фрагменты жилой среды можно отнести к пространствам смешанного типа, так как наряду с жителями прилегающих зданий дворы достаточно активно посещаются людьми из других частей города.
Общественные пространствав структуре жилой застройки предназначены для всех видов рекреационных занятий вне зависимости от места проживания людей, то есть являются доступными для жителей нескольких жилых групп. В составе таких пространств преобладают площадки для подвижных игр подростков, спортивных занятий различных возрастных групп, а также размещаются детские игровые комплексы в природном окружении.
Учитывая более интенсивный характер их использования и слабую контролируемость со стороны проживающих вокруг людей, а также исходя из соображений обеспечения устойчивости среды, целесообразно предусматривать повышенную антивандальную защищенность как самих игровых сооружений, так и покрытия поверхности земли. Использование набивных и дощатых покрытий, сочетаний бетонной и каменной плитки с разрывами в виде травяного заполнения наиболее отвечает динамичному характеру пребывания людей в таких пространствах и может обеспечить более продолжительную их эксплуатацию.
Многовариантность трактовки комбинаций из перечисленных материалов, в частности, разнообразие геометрического рисунка и конфигурации поверхностей, позволяет внести в облик среды акцентирующие элементы, не прибегая к объемным компонентам. Отказ от монотонного заполнения одинаковым материалом площадей большого размера составляет необходимый минимум в решении задач композиционного оформления открытых пространств общественного назначения.
Всвязи с преобладанием произвольного режима передвижения в этих пространствах, отражающегося на природных компонентах среды, в ландшафтном дизайне таких фрагментов жилой среды ограничено применение древесной растительности и кустарников за исключением их размещения по контурам площадок в качестве ветрозащиты. В то же время, учитывая достаточно большие размеры общественных пространств в интервалах жилой застройки, применение геопластики и невысоких экранов из кирпича и бетона, а также подпорных стенок, относится к наиболее эффективным приемам обработки поверхности земли, обеспечивающим как ее функциональное разграничение, так и зрительное расчленение на более масштабные фрагменты.
В числе актуальных вопросов повышения комфортности жилой среды особая роль принадлежит совершенствованию ландшафтной организации коммуникационных (транзитных) пространств.Проблема заключается в том, что современное состояние именно этих фрагментов среды отличается неудовлетворительным оборудованием, плохим содержанием и отсутствием какого-либо управления. Передвижение людей от большинства многоэтажных зданий к остановкам общественного транспорта или центрам обслуживания осуществляется по мало обустроенным пешеходным направлениям, в которых зачастую не только отсутствует положительная эстетика, но и постоянно ухудшается выполненное по "безадресному" проекту благоустройство. Можно ли с помощью ландшафтного дизайна как-либо повлиять на такое положение?
Этот вопрос имеет несколько аспектов. В частности, трудно говорить об эстетическом совершенствовании жилой среды без функционального и планировочного уточнения наиболее интенсивных пешеходных связей между основными ее компонентами. Ландшафтный дизайн позволяет упорядочить границы пешеходного транзитного пространства между отдельными фрагментами жилой застройки и транспортными пространствами, повысить информативность среды для людей и обеспечить более высокий уровень ее художественной выразительности.
Оформление пространственных границ транзитных направлений составляет один из эффективных путей повышения устойчивости прилегающих природных компонентов ландшафта, так как сокращает вероятность неупорядоченного перемещения пешеходов. Среди приемов, имеющих практическое подтверждение в современной зарубежной практике для обозначения реальных пределов пешеходных направлений, необходимо отметить их колористическое акцентирование с помощью пигментированных покрытий, рельефное разграничение с заполнением прилегающих возвышенных участков земли почвопокровными растениямии создание жесткой линейной конфигурации твердого покрытия.
Информативность и символизм в трактовке транзитного пешеходного пространства относятся к тем качествам, которые достигаются за счет включения в состав поверхности земли определенных смысловых знаков или линий, облегчающих ориентацию в жилой среде и повышающих ее разнообразие.Элементы ландшафтного дизайна в виде характерных форм растительности, групп камней или динамичных очертаний деревянного настила вносят в сценарий восприятия предметно-пространственной среды легко "читаемые" и запоминающиеся акценты, составляющие неотъемлемую часть "духа места".
Не менее выразительным с точки зрения эмоционального воздействия является использование в качестве знаков места композиций из цветущих и контрастно окрашенных деревьев. Их роль в организации коммуникационного пространства определяется в зависимости от сложившегося направления преимущественного перемещения пешеходов и характера восприятия в движении. Находясь на разном удалении от человека, ускользая и обновляясь по мере движения, характерные природные компоненты как бы предлагают новый визуальный стимул для перемещения в пространстве, снимая часть усталости от восприятия монотонного ландшафта жилой застройки.
В интересах сохранения целостности среды применение приведенных приемов ландшафтного дизайна будет наиболее эффективным в случае их органичного единства с местом, почвой, архитектурой, другими компонентами средового дизайна. Поэтому выбор всех элементов предметно-пространственной среды должен быть подчинен идее организации цельного пространства, имеющего определенную глубину, преобладающий цвет, конкретную степень открытости или замкнутости.
Трансформация жилой среды во времени, в том числе развитие всех видов растительности, не должна отражаться на комфортности коммуникационных пространств. В связи с этим поддержание определенных размеров стриженого кустарника и почвопокровных растений является обязательным компонентом содержания и предупреждения их разрушения от неизбежного воздействия пешеходов.
Спектр возможностей ландшафтного дизайна достаточно широк, но по мере обращения к определенной формализации в применении природных материалов, в частности, использованию их характерной геометрии, неизбежно возникает необходимость в изменении подхода к их поддержанию. При этом речь идет не о каком-либо украшении или декорировании коммуникационных пространств, а о придании им индивидуальности, воспринимаемой каждым жителем.
Для сохранения устойчивости среды достаточно важным является создание между жилыми образованиями и полосами транспортного движения буферных зон,назначение которых, кроме организации транзитного движения пешеходов к жилой среде, может включать размещение мест непродолжительной рекреации вблизи жилища. Находясь на границе транспортного пространства, такие участки требуют применения средств разграничения на поверхности земли и предполагают преимущественное использование газонов и другой растительности в целях поддержания экологического равновесия среды.
В дизайнерском решении мест отдыха в коммуникационном пространстве заключена одна из возможностей достижения образной выразительности среды, но с их оборудованием связано, в не меньшей степени, и представление о ее комфортности.Отсутствие таких мест с минимальным набором уличной мебели или их полуразрушенное состояние традиционно усиливают ощущение дискомфорта. Целям гуманизации жилых пространств может служить композиционно согласованное и масштабно выверенное размещение скамей современного дизайна с экранами из формованного кустарника, небольшими площадками для игр детей или цветочными фрагментами на поверхности земли. Любое передвижение в подобном пространстве не будет сопряжено с продолжительным поиском места отдыха, а смена графического рисунка покрытия земли, формы и колористики растительности во многом ответят человеческим потребностям в контакте с природным окружением.
Все более полное осознание необходимости перехода к цивилизованному решению вопросов взаимодействия человека и природы, формирования жизненного пространства людей, означает, что новая жилая среда не только не может оставаться маловыразительной, но, что не менее важно, должна превратиться в экологически устойчивую за счет оптимального распределения компонентов живой природы в соответствии с изменившимися социальными и функциональными характеристиками среды.
Движение к современному ландшафтному дизайну не относится к числу временных, модных в развитых странах. Оно - часть их национальной культуры, в которой отражается как уважение к каждому из живущих, так и постоянно развивающееся представление о совершенных приемах включения компонентов природы в повседневное окружение.
♦ /См. цветную вклейку, № 260-308/
II.4. Здание и среда: природные средства интеграции
Взаимодействие форм архитектуры и ландшафта
По мере того, как стремительное развитие современных строительных технологий предоставляет архитекторам все большую степень свободы в выборе приемов формообразования новых зданий, становится очевидным, что именно с технологией создания архитектурных объектов связаны нереализованные возможности в обеспечении устойчивости среды. Характерный для средового подхода тезис о вторичности здания по отношению к среде логично дополняется заключением о том, что здание может либо способствовать сохранению среды, либо влиять на ее разрушение. В связи с этим идея последовательного возрождения природных компонентов в структуре архитектурных объектов обретает все большую актуальность, так как направлена на решение задачи поддержания окружающей среды.
Признаком актуальности подобного подхода стало появление в последние десятилетия преимущественно в зарубежной практике целого ряда терминов, означающих движение к новому качеству архитектурно-строительного процесса, в частности, таких как "зеленый" стиль, "зеленая" архитектура или экоархитектура [7]. Проектирование зданий с ориентацией на интересы человека, на его цивилизованное взаимодействие с природным окружением, не означает упрощенной трактовки "зеленой" архитектуры как сочетания деревянных конструкций с покрытием из дерна. Превращение природных материалов в часть альтернативной технологии создания архитектурных объектов, наряду с другими современными строительными материалами и конструкциями, практически изменяет экологические качества новых зданий. Этот процесс происходит параллельно с реализацией новых подходов к обеспечению устойчивости среды на основе использовании энергии солнца и ветра, сбора дождевой воды для бытового применения, внедрения строительных материалов с увеличенным жизненным циклом [22]. В то же время, специалисты не без основания отмечают отставание экологического подхода к архитектурному проектированию, имея в виду необходимость изменения формообразования зданий с учетом использования природных материалов в нетрадиционной трактовке.
Принимая во внимание, что эти материалы становятся определенной гарантией экологичности построек, обеспечения их наименее разрушительного воздействия на среду, одной из важных задач ландшафтного дизайна становится поиск решений по применению разнообразных приемов включения компонентов природы в структуру архитектурных объектов в качестве средства их интегрирования в окружение и в качестве средства поддержания среды.Наполняясь новым смыслом с точки зрения взаимодействия с архитектурой, существенно влияя на регулирование качества атмосферы и сбор атмосферных осадков, природные компоненты позволяют по-иному взглянуть на проблемы обеспечения с помощью ландшафтного дизайна устойчивого развития городов в XXI веке. Изменение трактовки архитектурных объектов на экологически ориентированную предполагает пересмотр отношения кприемам решения их поверхности, сопряжения с землей и оформления ближайшего окружения на основе применения природных материалов. Многолетняя практика реализации подобного подхода в так называемых "зеленых поселениях", как, например, при проектировании и строительстве экодеревни Лайтмур Вилледж в конце 80-х годов в Великобритании, подтвердила его эффективность для повышения устойчивости среды [19].
В городском пространстве необходимость в обеспечении экологического потенциала зданий возрастает многократно, так как одним из характерных проявлений урбанизации становится нарастающее отдаление архитектуры от природы. В связи с этим распространение принципа ландшафтно-экологического интегрирования архитектурных объектов в городское окружение на область проектирования и строительства жилых и общественных зданий в современном городе позволяет решить часть задач по поддержанию его устойчивого развития.
Вто же время, отдельные диссонирующие компоненты визуальной среды города, в частности, отмечаемые исследователями в области видеоэкологии гомогенные и "агрессивные" поля в виде больших однородных и монотонных поверхностей из стекла и бетона на фасадах крупных общественных комплексов [43], могут быть нейтрализованы путем иной трактовки форм зданий с учетом возможности включения в его структуру природных компонентов. В таком случае элементы искусственного ландшафта, объединенные с архитектурой, становятся важным средством достижения положительного воздействия визуальной среды на состояние человека.
Возможности современной строительной технологии позволяют подойти к выбору конфигурации здания и очертаний его фасада с учетом слияния форм архитектуры и ландшафта на качественно новом уровне. При этом особенности городского окружения, в первую очередь природные условия, не всегда обнаруживают столь благоприятное сочетание компонентов природы как наличие перепадов рельефа, водных пространств или массивов растительности. По существу, при возведении зданий в городской среде приходится создавать искусственный ландшафт. Поэтому многие, достаточно хорошо изученные аспекты взаимодействия форм архитектуры с природным ландшафтом, требуют дополнительного изучения с учетом его графических и пластических особенностей [23]. При этом особое внимание следует обращать на искусственный характер создаваемого окружения. Развитие идеи "второй" природы происходит в органической взаимосвязи с трансформируемой формой зданий, позволяющей как бы "размыть" жесткое начертание границ архитектурного объекта, используя характерные линии, плоскости, составляющие объемы для включения компонентов природы. Роль ландшафтного дизайна в дан-
ном случае заключается в оформлении "встречного движения" природных форм, согласуясь с определенным характером фасада и плана здания.Многие соображения обеспечения композиционных связей архитектурных объектов с окружением, применимые для их интегрирования в природный ландшафт, сохраняют свою значимость и в случае создания элементов искусственного ландшафта. В частности, отмечаемая Ю.И.Курбатовым необходимость сохранения непрерывности и целостности ландшафта [23] корректируется в варианте объединения здания с искусственным окружением в выборе природных компонентов, гармонично сочетающихся с естественными формами пейзажа.
Однако, при всей важности композиционных аспектов взаимодействия форм архитектуры и ландшафта, интересы сохранения устойчивости среды в основном связаны с реализацией биопозитивного подхода ко всем аспектам ее экореконструкцил (включая изменение качеств самих зданий), отмеченного в итоговом документе глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро ("Программа XXI")- Поэтому приемы ландшафтного дизайна целесообразно ориентировать преимущественно на увеличение природных составляющих в структуре объектов архитектуры, внося позитивные изменения в потенциал биосферы.
Отвечая по своей направленности термину "архофитомелиорация застройки", вошедшему в профессиональный язык после упомянутого экологического форума [32], ландшафтный дизайн в оформлении природных компонентов в структуре зданий позволяет придать им определенное художественное содержание. Достигается это благодаря использованию различных приемов, назначение которых заключается в выявлении пластических характеристик архитектурного объекта и усилении его образности.
Так, прием природного дополнения архитектурных формможет быть применен при необходимости смягчить контраст вертикальной поверхности стен здания с горизонтальной плоскостью основания за счет создания переходных композиционных элементов из различных форм растительности. Выявляя конфигурацию плана и дополняя цокольную часть здания, почвопокровные растения и цветочные модульные композиции дают возможность отойти от "жесткого" сопряжения архитектурного объекта с поверхностью земли. Создание каскада из объемных форм, имеющих контрастные отношения фактур поверхностей природных и искусственных материалов, позволяет внести в облик здания дополнительное вертикальное разнообразие. Максимальными композиционными возможностями для использования данного приема обладают постройки с криволинейной геометрией плана или неортогональным очертанием фасада, так как дополняемые природные компоненты подчеркивают динамичность их архитектурной формы. Каскадное решение озелененных поверхностей в виде газона между невысокими подпорными стенками у основания здания может быть функционально и композиционно увязано с размещением встроенного полуподземного гаража. При необходимости корректировки маловыразительного облика упрощенных поверхностей на фасаде здания в силуэтную линию компонентов природы целесообразно внесение более выразительных контуров, включая использование волнообразных или диагональных очертаний.
Экологический эффект применения подобного подхода к трактовке основания архитектурного объекта заключается в определенном увеличении площади зеленых насаждений, что сопровождается повышением влажности над ними, связыванием пыли и твердых частиц, выделением кислорода в непосредственной близости от здания.
Фактически тем же целям отвечает и целый ряд других приемов ландшафтного дизайна, позволяющих по-разному трактовать отдельные фрагменты зданий. В частности, прием аппликации в виде наложения поверхностииз растительностирасширяет трактовку вертикального озеленения за счет использования различных вариантов размещения вьющихся пород растений (дикого винограда, плюща и др.) на каркасе и фасаде здания. Особые композиционные возможности данного приема заключаются в способах графического и силуэтного взаимодействия природных компонентов и поверхности стены. Повторяя конфигурацию каркаса и распространяясь по его контуру на удалении от фасада, растения как бы создают дополнительный природный слой во внешней оболочке здания.
Среди объектов, в которых интерпретация природной аппликации получила достаточно выразительную форму, следует отметить несколько офисных зданий в центре Карлсруэ. Обладая минимальным количеством архитектурных деталей на фасадах, эти постройки обрели нетрадиционную пластику своей поверхности главным образом за счет размещения на прилегающем каркасе вьющейся растительности. Сочетание горизонтальных и вертикальных плоскостей озеленения в данном случае подчиняется согласованному дизайнерскому решению, а пространственное распределение масс растительности создает ритмичную композицию с динамичным равновесием форм природы и архитектуры.
Не менее выразительным может быть расположение вьющейся растительности на каркасе, геометрические очертания и оси которого развернуты относительно композиционных осей фасада здания. Зрительное восприятие архитектурного объема, как, например, жилого дома в Дармштадте, в подобном случае связано с ощущением движения, а нейтральная пластика стены дополняется ажурным рисунком металлического каркаса с растительностью, обеспечивающего гармоническое объединение здания с окружением.
Обращая особое внимание на вопросы композиционного согласования объемно-пространственного решения построек и прилегающего к ним участка, становится понятна необходимость выбора компонентов искусственного ландшафта и, соответственно, дизайнерского подхода к выявлению входных зон.
В связи с этим, прием акцентирования входных направленийпредполагает концентрацию средств достижения художественной выразительности с использованием ландшафтного дизайна вдоль основных путей подхода к зданиям. Для повышения устойчивости среды и совершенствования ее эстетических качеств ближайшее окружение архитектурных объектов целесообразно дополнять различными композициями из растительности, включая ее сочетание с измененным искусственным рельефом.
Размещение рядов деревьев по осям, параллельным основному направлению движения пешеходов, создание скульптурных композиций из стриженого кустарника, сочетание цветущих деревьев и цветочных модулей с поверхностями декоративных водоемов являются возможными вариантами организации искусственного ландшафта вблизи зданий. Применение цветовых контрастов природных материалов может быть усилено использованием прилегающих к архитектурному объекту возвышенных и пониженных участков с заполнением их почвопокровными растениям или различными видами кустарника. Во всех перечисленных случаях биопозитивный подход к формированию новых качеств среды связан с сокращением площади асфальтированных поверхностей и увеличением природной составляющей ландшафта.
Распространение композиционного влияния объектов архитектуры на более удаленное окружение можно проследить на примерах использования приема морфологического подобия,заключающегося в применении сходных по закономерностям своего формообразования элементов зданий и искусственно геометризованного ландшафта. Варианты подобной трактовки современного ландшафтного дизайна можно проследить в оформлении природных компонентов окружения здания региональной администрации района Луара-Атлантик в Нанте, Национальной библиотеки в Париже и лабораторного корпуса национального центра Адлерсхофф в Берлине.
Так, в здании региональной администрации в Нанте видимая геометрия структурной организации самого объекта продолжается в рисунке модулей травяного газона, декоративных водоемов и очертаниях групп стриженого кустарника. Композиционное единство здания и среды дополняется позитивным решением вопросов экологической оптимизации окружения на основе преобладания озелененных поверхностей.
На примере создания компонентов природы вблизи Национальной Библиотеки в Париже прослеживается тенденция к геометрической согласованности самого здания и фрагментов искусственного ландшафта с преобладанием минималистской трактовки архитектурной формы. Распространяясь на фрагменты растительности, как бы "закованные" в металлические трельяжи, упрощенная форма становится средством композиционного объединения большого по своей массе комплекса архитектурных объектов и небольших по размерам рядов озелененных модулей. Данный прием, демонстрирующий возможности технологической формализации природных компонентов ландшафта, оставляет достаточно противоречивое впечатление, переводя декоративные качества растительного материала в жесткую зависимость от рациональных форм архитектуры. При не меньшей рациональности и лаконичности формообразования архитектурного объема лабораторного корпуса научного центра Адлерсхофф использование приема морфологического подобия в ландшафтной организации прилегающего участка не связано с ограничением естественного роста растительности, а заключается в повторении на поверхности травяного газона характерных прямоугольных очертаний элементов динамической оболочки здания. Решение, основанное на нюансных отношениях материалов различной тональности и фактуры с легко читаемым подобием архитектурным формам? обладает немалым образным содержанием, так как акцентирует индивидуальные особенности пространства с однородной графической структурой поверхностей. Очевидность ограниченных территориальных возможностей создания искусственного ландшафта в урбанизированной среде и тенденция к ухудшению экологических условий в современном городе все чаще вынуждает архитекторов искать нетрадиционные решения по поддержанию устойчивости среды за счет использования для размещения растительности всех потенциально пригодных горизонтальных поверхностей. Зарубежная практика, в частности, исследованный Германом Грубом опыт применения растительности на крышах производственных зданий [16], свидетельствует о большой эффективности "зеленых" крыш с точки зрения дополнительной тепло- и звукоизоляции, улучшения микроклимата и повышения эстетических качеств видимых покрытий зданий.
Фактически не требуя дополнительного ухода и полива, растительность на крыше составляет одну из дополнительных возможностей для дизайнерской трактовки искусственного ландшафта. Прием создания ландшафтных композиций на покрытии зданиянаходит все более широкое распространение в международной практике, выходя за рамки стран с относительно теплым климатом. Дифференцированная толщина почвенного слоя – от 100 до 300 мм – позволяет сочетать способы "интенсивного" (с устройством эксплуатируемой кровли, размещением различных пород растительности и удержанием воды) и "экстенсивного" (преимущественно с использованием декоративных трав, мхов и почвопокровных растений, без удержания воды) [16] способов озеленения. В композиции архитектурного объекта это находит отражение в формировании нетрадиционного "зеленого" завершения верхней части постройки, включая создание специальных декоративных экранов или усложнение профиля крыш с видимыми контурами растительности. Так, при решении офисного комплекса "Триас" в Берлине, пониженная часть архитектурного объема, хорошо обозреваемая из более высоких частей здания, была использована для устройства сада на крыше, видимого и с уровня земли. Размещение растительности в структуре здания в данном случае создает дополнительное жизненное пространство с преобладанием элементов природы, что отражается на комфортности условий внутри помещений.
При расположении в городской среде архитектурных объектов больших размеров всегда существует риск их масштабной отчужденности из-за заметного расхождения по своим физическим параметрам с большинством окружающих зданий. Обращение к приему зрительного поглощения массы объекта растительностьюпозволяет частично снять остроту масштабного диссонанса сооружения и среды. Применение в качестве камуфлирующего материала травяного газона, например при возведении культурно-спортивного комплекса Берси в Париже, позволило "накрыть" его на всю высоту ровным слоем растительности, выявив пластические особенности архитектурной формы каскадом зеленых откосов и активной геометрией контуров пандусов и лестничных спусков. Таким образом поверхность травяного покрытия компенсировала площадь озеленения, существовавшую до возведения объекта. Подобный подход, отличающийся большими возможностями по интегрированию здания в среду с максимальным сохранением ее экологических характеристик, находит все более широкое применение в современной архитектуре. Реализация проектов нового спортивного комплекса в Берлине и археологического центра близ городка Ойна в Шотландии [3] позволяет пополнить список аналогичных объектов с постоянным совершенствованием тактичного отношения к природе. Совершенствование подходов к объединению здания и среды путем создания компонентов искусственного ландшафта включает использование в качестве интегрирующих элементов не только различных форм растительности, но и водных фрагментов. Приближение водной поверхности к архитектурным объектам позволяет решить одновременно и многие композиционные вопросы, в том числе вопросы усиления зрительного воздействия пластических и колористических особенностей архитектурной формы, и вопросы улучшения отдельных характеристик микроклимата вблизи здания.
Прием контурного соприкосновения здания и водного зеркаламожет достаточно эффектно оттенять выразительность силуэта и рельефность фасада, внося в восприятие объекта архитектуры неожиданные ракурсы. Выбор конфигурации и размеров водной поверхности составляет одну из основных проблем при реализации данного приема ландшафтной организации участка вокруг здания. Как показывает практика, использование водного зеркала оказывается наиболее удачным в композиционном отношении в случае его соразмерности с архитектурным объемом и наличия дополнительных пластических или цветовых элементов по контуру здания. Особый эффект зрительного объединения строения с водной поверхностью возникает при ее соприкосновении с остекленными фрагментами фасада, как, например, в композиции световых пирамид из стекла над подземным вестибюлем реконструированного музея Лувр в Париже.
Не менее интересен прием размещения объекта архитектуры над водным зеркалом,благодаря которому игра отражений как бы входит в контур здания, а отдельные его части "опираются" на водную гладь. Достаточно показателен в этом отношении пример строительства офисного здания Даймлер-Бенц (debis) на Потсдамер Плац в Берлине. Эффект нависания части объема над водным зеркалом в данном случае дополняется созданием нетрадиционной пешеходной дорожки из бетонных блоков по водной поверхности. Оригинальность включения воды в композицию офисного здания и оригинальность трактовки пешеходного направления свидетельствуют о больших возможностях использования водных поверхностей в целях интегрирования объектов архитектуры с окружением и создания системы пространств различного назначения с элементами искусственного ландшафта. Таким образом, интересы создания разнообразных по своему архитектурно-ландшафтному решению пространств вокруг общественных зданий и повышения экологической устойчивости среды определяют целесообразность пересмотра традиционных подходов к заполнению ближайшего окружения построек обширными площадями покрытий из асфальта или бетонной плитки. Сохранение лишь действительно необходимой площади с твердым покрытием в реально используемых транзитных направлениях может быть дополнено наиболее выразительными элементами природы, способными придать пространству и новый эстетический облик, и экологический смысл.
• /См. цветную вклейку, № 309-341/
Объединение внутреннего