Стандартизация, лицензирование и сертификация в системе экологического нормирования
Практика создания экологических нормативов предполагает два основных этапа:
1. научная разработка и обоснование норм и правил; 2.придание им статуса.
Нормы, правила и характеристики как результат стандартизации были представлены государственными стандартами.
ГОСТ — межгосударственный стандарт,
ГОСТ Р — национальный стандарт;
СНиП — строительные нормы и правила, выпускаемые Госстроем РФ,
СанПиН — государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, разрабатываемые Минздравом РФ
ГН — гигиенические нормативы, разрабатываемые Минздравом РФ
Для природоохранных стандартов выделен раздел 17 «Охрана природы», который состоит из десяти комплексов ( в номенклатуре стандартов второе после 17 число):
0 — организационно-методический;
1 — охрана и рациональное использование вод;
2 — защита атмосферы;
3 — охрана и рациональное использование биологических ресурсов;
4 — охрана и рациональное использование почв;
5 — улучшение использования земель;
6 — охрана флоры;
7 — охрана фауны;
8 — охрана и преобразование ландшафтов;
9 — охрана и рациональное использование недр.
Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стандартов третье число):
0 — основные положения;
1 — термины, определения, классификации;
2 — показатели качества природной среды, параметры загрязнения и показатели интенсивности использования ресурсов;
3 — правила охраны природы и рационального природопользования;
4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;
5 — требования к средствам контроля и измерениям окружающей среды;
6 — требования к устройству аппаратуры и сооружений по защите окружающей среды от загрязнения;
7 — прочие стандарты.
Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в данной группе комплекса. Последнее число — год разработки стандарта.
Другими группами стандартов, имеющими отношение к ЭН, являются: система стандартов «Безопасность труда», относящихся к разделу 12, система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», проходящих по разделу 22, и международные стандарты ИСО серии 14000 в категории ГОСТ Р.
Нормы и правила природопользования регламентируются и другими видами нормативных документов.
Нормативно-правовые акты законодательной власти: Конституция; указы Президента; федеральные законы; кодексы; уставы.
Нормативно-правовые акты исполнительной власти: постановления; приказы; распоряжения; правила; инструкции; положения.
Лицензирование – выдача разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, в том числе в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Лицензирование делится на два крупных блока:
1) лицензирование природопользования и лицензирование видов хозяйственной деятельности;
2) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Направления деятельности в области охраны окружающей среды, реализация которых требует федеральной лицензии:
1) утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных);
2) проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита;
3) осуществление видов деятельности, прямо или косвенно связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.
С позиций экологического нормирования сертификация выполняет следующие функции:
1) установление требований и норм к сертифицируемой продукции с учетом лучших мировых аналогов;
2) внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
3) создание условий для организации производств, отвечающих современным экологическим требованиям.
Основные объекты экологической сертификации :
1) продукция;
2) новая техника и технологические процессы;
3) отходы производства и потребления;
4) природные ресурсы;
5) объекты окружающей среды (ООПТ и природные объекты, предназначенные для хозяйственного использования);
6) экологические услуги (по производству, установке, техническому обслуживанию природоохранного оборудования; по рекультивации и т.д.).
Экономическое регулирование как опосредованный механизм экологического нормирования, применяемый к отдельным видам природопользования (использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды — сбросы, выбросы и захоронение отходов).
4, 5. Структура экологического права в Российской Федерации + Природоресурсное законодательство Российской Федерации (основные законы)
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Вопросы нормативно-правового обеспечения ЭН напрямую связаны с общей структурой экологического права России. В целом источниками экологического права в нашей стране признаются нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, в том числе посредством норм и правил. К ним относятся законы, указы, постановления, распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств и т. д. Наибольшую юридическую силу имеют законы РФ, они составляют основу системы права государства. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств относятся к подзаконным актам и принимаются на основании и во исполнение законов.