Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности

Экономическое стимулирование - составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул - это своеобразное соединение задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам.
Эколого-экономическое стимулирование включает:
• налогообложение (в том числе экологическое);
• финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);
• ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);
• государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения
• создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экологической сертификации;
• формирование рынка экологических работ и услуг;
проведение политики торговли правами на загрязнения (использование механизма купли-продажи государственных лицензии на право загрязнения окружающей среды);
• введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения; • лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).
Существует две группы методов эколого-экономического стимулирования: позитивной мотивации; негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно-нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.
Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня, на котором оно проводится. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы - это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства - это налоговая, финансовая, ценовая политика.
Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого-экономического стимулирования.
1. Налогообложение - один из важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Оно включает налоги на природные ресурсы (земельный налог, водный налог, лесные подати, налог на право пользования недрами и др.), а также экологические налоги. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей заключается в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде. Среди экологических налогов выделяют регулирующие и финансирующие.
Регулирующие налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде. При определении ставок налогов учитываются показатели технической возможности и экономической рентабельности хозяйственной деятельности. При большой гибкости (дифференциации) налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными. К регулирующим экологическим налогам в России относят платежи за загрязнение окружающей среды.
Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в специальных экологических фондах, откуда финансируются различные природоохранные мероприятия. Особенность этого вида экологических налогов в том, что они не должны быть жестко связаны с негативными последствиями хозяйственной деятельности. При установлении финансирующего налога руководствуются критериями прибыльности и непрерывности финансовых поступлений. Примером этого вида налогов являются: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата на восстановление и охрану водных объектов и др.
Налоговая политика государства включает:
• специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование);
• льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование).
Налоговые льготы предполагают:
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму в размере 30% фактических капитальных вложений на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;
• снижение суммы налогового платежа на закупленное и введенное в действие оборудование и использование его непосредственно и полностью для защиты окружающей среды от загрязнения отходами;
• отсрочка налогового платежа;
• исключение из налогообложения имущества бюджетных учреждений и организаций, в число которых включены заповедники, природные национальные и дендрологические парки, ботанические сады. Кроме того, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых для охраны природы
• освобождение от подоходного налога граждан, подвергшихся воздействию экологических катастроф (в частности, радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС);
• освобождение от уплаты таможенных пошлин на импортное оборудование, ввозимое для осуществления природовосстановительных мероприятий в зоне экологических бедствий и катастроф.
Практика применения налоговых льгот на фоне спада производства ведет к увеличению бюджетного дефицита, а, следовательно, сокращает возможности бюджетного финансирования природоохранных программ. Кроме того, льготы предоставляются независимо от экологичности продукции, выпускаемой предприятием, или условий применения экологичной технологии.
Современная налоговая система не содержит также системы экологического налогообложения, применимой в целях выхода из чрезвычайных экологических ситуаций. Развитие экологического налогообложения связано с закреплением в новом Налоговом кодексе федерального значения экологических налогов.
Перспективные направления развития налогообложения:
• дифференциация налогов и платежей предприятий с учетом экологичности их производственно-хозяйственной деятельности;
• перенесение центра тяжести налогового бремени на добывающие отрасли.
Исходя из хозяйственной практики необходимо учесть следующие виды экологических налогов:
• налог на производство экологически грязной продукции;
• налог на осуществление экологически опасной деятельности - использование экологически опасных технологий (производство сельскохозяйственной продукции с применением пестицидов и др.);
• общий Экологический налог на выпускаемую продукцию;
• налог на продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении.
Целесообразно также ввести новые дифференцированные ставки экологических налогов, учитывающие деятельность природопользователей в зависимости от: объемов загрязнения природной среды; степени токсичности выбросов, сбросов, захоронений в природную среду и других видов воздействий; выпуска продукции, не соответствующей установленным экологическим нормам и стандартам.
Специальные экологические налоги устанавливаются на конкретные технологии, виды продукции, производство которых должно быть ограничено (экологически опасные технологии и продукты), а также в тех случаях, когда утилизация отходов производства требует значительных затрат.
Величина специальных налогов определяется на основе:
• затрат на замену экологически опасных технологий или видов продукции более прогрессивными;
• затрат на повышение экологической безопасности производственных объектов;
• затрат, необходимых для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятием окружающей среде в результате применения экологически опасных технологий.
Вместе с этим налоговые льготы (по налогу на доход предприятия) должны применяться в качестве позитивной мотивации для предприятий, производящих продукцию, отвечающую экологическим стандартам, так как ее производство требует, как правило, больших затрат. 2. Финансово-кредитный механизм также является важнейшим рычагом стимулирования рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Он включает:
• льготное кредитование мероприятий, имеющих природоохранных эффект;
• займы с уменьшенной ставкой процента;
• субсидии, представляющие специальные выплаты предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов);
• инвестиционные субвенции регионам, предоставляемые на природоохранные цели на безвозмездной основе.
Политика льготного кредитования подразумевает предоставление льготных кредитов на природоохранные цели из бюджета, а также привлечение банковских кредитов. Преимущество банковского кредитования по сравнению с бюджетным заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств, что должно стимулировать исключительно целевое использование кредитов и минимальные сроки проведения природоохранных мероприятий. При этом государство предоставляет банку- кредитору налоговую льготу (снижение налоговой ставки на доход) и тем самым стимулирует банки к экологическому кредитованию. Кроме того, государство может предоставить банку дотацию на компенсацию кредита под пониженный процент, что дает гарантию возвратности и платности кредита. Само предприятие может гарантировать вы плату кредита собственным экологическим фондом. Решение проблемы возвратности банковских средств требует создания ипотечных банков.
Субвенцирование представляет собой часть бюджетного финансирования. Субвенции (республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу) предоставляются всегда на природоохранные цели, за использованием этих средств осуществляется контроль. Их роль заключается в развитии экологической инфраструктуры в регионах.
3. Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления экологичной продукции. Это осуществляется через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализуется по более низкой цене, чем аналогичная продукция, произведенная на экологически грязном производстве.
В рыночных условиях при сформировавшихся экологических потребностях предприятие-производитель экологичной продукции будет иметь большую прибыль на основе большего объема реализации. Однако в условиях формирования рынка и не сложившихся экологических потребностей общества государство возлагает на себя обязанность продвигать на рынок эту продукцию через дотирование определенных категорий потребителей экологичной продукции (прежде всего, продуктов питания). Государство также обеспечивает доступность приобретения экологичных видов средств производства (реализуемых по более высоким ценам) через субсидирование, субвенцирование, кредитование предприятий
Ценообразование дополняется специальным налогообложением: цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя (путем введения акцизного сбора).
4. Экономические методы управления региональным экологическим риском предусматривают,
• стимулирование повышения безопасности производственных технологий - политика ускоренной амортизации природоохранного оборудования
• перепрофилирован и вынос экологически опасных предприятий, размещенных в районах повышенного экологического риска (с высокой концентрацией населения с экстремальными природными факторами).
Для стимулировании этого направления используют следующие методы:
1) обязательное страхование источников и реципиентов риска;
2) премирование (штрафование) предприятий фирм за выполнение (невыполнение) принятых обязательств по предотвращен аварийных ситуаций;
3) субвенцирование снижения риска аварий;
4) специальное налогообложение экологически опасных видов деятельности в отдельных регионах.
5 . Экологическая сертификация как один из видов эколого-экономического стимулировании осуществляется в целях:
• защиты потребителей от приобретения (использования) продукции, опасной для жизни, здоровья, имущества людей, а также для окружающей среды;
• обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок;
• создания экологически справедливого рынка.
Под экологически справедливым рынком понимается такой рынок, на котором при прочих равных условиях не получает преимущество в конкурентной борьбе продукция с более худшими экологическими характеристиками или производимая по экологически небезопасным технологиям; изымается из обращения продукция, опасная для здоровья и окружающей среды. Система экологической сертификации в России находится в стадии создания.
6. Формирование рынка экологических работ и услуг означает:
•появление консалтинговых, инжиниринговых, венчурных фирм; • лицензирование деятельности природоохранного назначения;
• развитие сети платных работ и услуг природоохранного значения (экологический аудит);
• привлечение фирм к выполнению экологических работ и услуг;
• торговля правами на выбросы;
• создание банков и бирж, прав на загрязнение.
Политика торговли правами на загрязнение дает возможность переносить рыночные отношения в сферу природопользования. В данном случае формируется рынок прав на загрязнение, который дает дополнительные возможности варьировать затратам и: предприятие может снизить загрязнение, за что оно получит компенсацию от другого предприятия, которое вы купит у первого права на выбросы. Этот механизм использует так называемый бабл-принцип (принцип пузыря): объем выбросов устанавливается в целом для региона, при этом находящиеся на его территории предприятия могут с различным индивидуальным вкладом сформировать этот объем.
Использование данного принципа имеет место как в случае сделок между различными предприятиями или фирмами через куплю-продажу прав на выбросы, так и среди предприятий одних и тех же объединений, компаний (внутрифирменная передача - трансферт прав на загрязнение).
Развитие рыночного механизма управления качеством окружающей среды предполагает наличие органов управления, которые следят за эквивалентностью сделок - рациональным использованием ассимиляционного потенциала окружающей среды, а также закрепляют права собственности на выбросы за отдельными претендентами (выдают разрешения (лицензии) на выброс).
При расширении данного рынка возникает необходимость создания посреднических организаций, например формирование специальных банков прав на загрязнение, где хранятся и накапливаются сэкономленные права на выбросы. Покупая и продавая запас прав, банки занимаются и их учетом. Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на загрязнение окружающей среды. Перспективным направлением развития рыночного механизма в природопользовании следует считать количественную оценку и прогнозирование спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с привлечением иностранных инвестиций.
Перспектива развития рынка экологических товаров и услуг в России связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающей определенным экологическим критериям. Эта тенденция характеризует качественную перестройку мирового рынка и изменение позиций отдельных государств, обусловленное уровнем экологизации их экономики.
Необходимо отметить дальнейшее развитие позитивных методов стимулирования в сфере природопользования и природоохранной деятельности: прогрессивного налогообложения, ценообразования, лицензирования использования природных ресурсов, рынка экологических работ и услуг и т.п.
Дальнейшее формирование экономического механизма природопользования предусматривает следующие шаги:
1. Совершенствование учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий с целью создания единой системы обеспечения информацией управления природопользованием на федеральном, территориальном и местном уровнях.
2. Введение платежей за пользование природными ресурсами на основе их экономической оценки при одновременном изменении структуры налоговой системы. Эта мера помимо стимулирования рационального природопользования и улучшения условий воспроизводства природных ресурсов позволит активизировать предпринимательскую деятельность, привлечь иностранные инвестиции.
З. Совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей природной среды, в том числе соответствующей нормативной базы; отработка порядка оценки и компенсации ущерба в результате загрязнения окружающей среды при нарушении законодательства; разработка экономического механизма разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.
4. Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, проводимых за счет средств бюджетов различных уровней с привлечением средств экологических фондов и банков. Расширение возможностей по привлечению средств МБРР и ЕБРР, фондов, фирм и организаций для финансирования природоохранных мероприятий.
5. Формирование рынка экологических работ и услуг. Организация лицензирования деятельности природоохранного назначения, внедрение экологического аудита. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.
6. Внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Создание государственных фондов экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.
7. Совершенствование учета экологического фактора при сделках с недвижимостью (приватизации). Привлечение иностранных инвесторов к внедрению передовых, экологически безопасных технологий и реализации других природоохранных мероприятий при передаче в собственность государственных предприятий.
8. Совершенствование нормативно-правовой базы экономики природопользования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 7.1 Рентная природа платежей за природные ресурсы

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru

Рис.7.2 Система ресурсных платежей

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru

Рис. 7.3 Источники финансирование мероприятий по охране окружающей среды

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru

Рис. 7.4 структура бюджетного финансирования природоохранных мероприятий

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru

Рис. 7.5 Разработка природоохранной финансовой стратегии

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru

Рис. 7.6 Виды, формы и источники выплат по экологическому страхованию

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru

Рис. 7.7 Объекты и функции экологического аудита

Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru Экономическое стимулирование рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности - student2.ru

Наши рекомендации