I. Понятие и правовой режим санитарно – защитных зон
Тема 8. Правовой режим охраны и иных специальных зон и территорий.
Наряду с особо охранными природными территориями в соответствии с экологическим законодательством имеется ряд других территорий и зон, для которых установлен особый режим охраны окружающей среды и использование природных ресурсов. В целях охраны условий жизни деятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные, охранные и иные зоны природопользования. Это в частности: -санитарно – защитные зоны, -территории и объекты градостроительной деятельности, особенно -территории традиционного природа пользования, зоны охраны памятников истории и культуры, историко – культурных объектов, заповедные зоны и другие зоны и территории
I. Понятие и правовой режим санитарно – защитных зон.
Санитарно – защитные зоны призваны создать барьер между жилой застройкой и предприятиями, а также иным объектам вредного химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.
Территория санитарно-защитной зоны предназначена для: 1. Обеспечения, снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за её пределами. 2. Для создания санитарно – защитного и эстетического барьера между территорией предприятия и территорией жилой застройки. 3. Для организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих фильтрацию загрязнителей и повышение комфортности микроклимата.
Создание таких зон предусматривает ФЗ «Об ООС», Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об санитарно – эпидемическом благополучии населения». Конкретные требования по созданию санитарно – защитных зон, регулируются санитарно - эпидемическими правилами и нормативами, так называемом СанПин №2.2.1/2.1.1.1200-03 называется «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Требования указаны в санитарных правилах, распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь, строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов, транспорта, связи, энергетики, объектов спорта, торговли и других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
На промышленные объекты и производства, являющихся источниками ионизирующих излучений.
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требований к размеру санитарно – защитных зон, основания для пересмотра размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и или комплексов, ограничения на использование санитарно – защитной зоны, требования к их организации и устройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (железные дороги, автомобили).
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц деятельность, которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатаций объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический контроль.
Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон: - предприятия первого класса - 1000 м; - предприятия второго класса - 500 м; - предприятия третьего класса - 300 м; - предприятия четвертого класса - 100 м; -предприятия пятого класса - 50 м.
Временное сокращение объёма производства не является основанием перемены принятого размера зоны для мощности. К предприятиям 1-го класса относят, связанные с производством амиака (азотная кислота). 2-го класса – синтетические моющие средства. 3-го класса – цветные металлы от 100 до 2000 тонн в год. 4-го – по добыче мрамора, песка, глины, открытые разработки. 5-го – по производству бумаги из макулатуры.
Размеры санитарно – защитных зон как уменьшены, так и увеличены. Перечень причин обуславливает необходимость увеличения их размеров или создание индивидуальных зон для отдельных предприятий и промышленных комплексов, устанавливается классификация производств: 1.Превышение дополнительных уровней воздействия по любому фактору за пределами санитарно – защитной зоны по материалам лабораторного контроля при невозможности снижения уровня загрязнения техническими средствами. 2. Наличие новых недостаточно изученных, не имеющих аналогов в стране.
Размеры санитарно – защитной зоны могут быть уменьшены при: 1. объективном доказательстве стабильного допустимого уровня воздействия на среду обитания и население в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды; 2. при подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов 3. уменьшении мощности, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности
Не допускается сокращение величины санитарно – защитной зоны на основании данных полученных только расчётным путём.
Закон запрещает размещение в санитарно – защитной зоне ряда объектов включая жилые и общественные здания, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.
Использование для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.