Японский стиль и история дизайна
Восточная культура вообще и японская в частности привлекают нас своей непохожестью и загадочностью. Для Японской философии характерно сосредоточение на внутреннем мире, неподверженность суете внешнего мира, способность видеть прекрасное в простом, естественная простота. Отсюда основной принцип в интерьере японских жилищ - много свободного пространства, минимум вещей (минимализм).
В современной Европе постоянно растёт интерес к восточной культуре. Более того, на Западе сейчас очень модно всё, что имеет отношение к Востоку. Особенно жителей современных мегаполисов привлекает Япония - самобытная, таинственная страна, многовековые традиции которой соседствуют с последним словом прогресса.
Японский стиль оформления современного интерьера набирает популярность. Многим приходится по душе его простота, элегантность, функциональность, а также необычные решения привычных задач.
В восточной философии большое внимание уделено простоте и уменьшению хаоса. Чтобы обеспечить простой фон, выбирают нейтральные натуральные цвета. Хотя цвет не является столь же важным, как структура интерьера в целом. Наиглавнейшая задача - создать ощущение геометрического порядка и гармонии. Решения в интерьере принимаются, основываясь на одном сильном цвете или текстуре. Восточные цвета - чистые. В отличие от западного подхода, где смешивают цвета и делают более изящным общий образ, восточное искусство настоящее. Это означает, что начальный цвет или мазок кисти являются и конечным результатом. Западное искусство чаще смешанное и сложное, когда восточное искусство простое, сильное и наглядное.
Чёрный часто считается «не цветом» в нашем обществе, хотя, он очень важен в восточном интерьере. Использование чёрного цвета в восточной комнате подчёркивает суть и форму. Его применяют, например, с белой рисовой бумагой и ширмами шодзи.
Традиционный японский дом не имеет стен. Пейзаж является естественным продолжением интерьера. Изнутри дом делится не на комнаты, а на «функциональные зоны» (с помощью ширм, занавесей, за счёт перепадов уровня пола). Всё это вобрал в себя современный японский стиль. Ширмы делают пространство квартиры лёгким и прозрачным; переставляя их, можно обновлять интерьер хоть каждый день.
Основа японского - пустота, подчёркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.
Ниша в стене выгодно подчеркнёт лаконичность и красоту плоскостей пола и потолка. В неё можно поместить вазу с цветами, шкатулку, статуэтку, книгу - любую вещь, которая дорога сердцу хозяина.
Предметы должны быть не только практичными, но и красивыми. А красиво лишь то, что имеет неповторимое лицо. Каждая вещь в японском интерьере уникальна. При этом красота вещи может быть понятна только её хозяевам.
Ещё один принцип, на который основан японский стиль - гармония с природой. Естественная красота - сущность философии японского жилища. В японском интерьере предпочтительны тёплые спокойные цвета. Всё должно быть выполнено из природного материала: дерева, бамбука, рисовой бумаги, неровного кирпича, соломы. Атмосфера японского дома способствует медитации, умиротворению, отдыху от забот и неприятностей внешнего мира.
Освещение также является частью композиции. Японское жилище не может утопать во тьме. Мягкий и рассеянный свет должен выделять немногочисленные предметы интерьера, подчёркивать их уникальность и значимость.
Света должно быть много. Абажуры из рисовой бумаги простых форм делают свет мягким и рассеянным. Такой свет зрительно раздвигает пространство. Отсюда особенно щепетильный подход к дневному свету и источникам освещения. То, что сейчас пользуется популярностью у европейцев и проходит под названием «японский светильник» - конструкция из бумаги и металлического каркаса, - на деле очень важный элемент интерьера. Эта лампа называется акари. Создана она была еще в 50-х годах прошлого века и на самом деле служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. И, разумеется, ни о каком металле в оригинале не могло быть и речи: бамбук и настоящая рисовая бумага васи, слабый свет и матовость. Свет должен быть мягким. Полутьма успокаивает и придаёт помещению загадочности. Лучше всего использовать бумажные абажуры.
Дом, оформленный по законам японского интерьера, свидетельствует о том, что его хозяин мудр, не подвержен суете и хаосу внешнего мира, способен видеть прекрасное в обыденном и любоваться им. Но такой стиль подойдёт далеко не каждому. Человек, не мыслящий себя без шума и суеты современного мира, не сможет жить в доме, где царствуют пустота, воздух и свет.
Жизнь в достаточно капризном климате и постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Именно из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне.
Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек - этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах.
Своеобразное «мобильное» жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Более того, древние японские постройки, храмы и особенно святилища были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба. Так, ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» около шестидесяти раз.
Разумеется, это обусловлено не только религиозными убеждениями (ведь считается, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.
Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример - далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат.
Навесы и веранды - энгава - становятся еще длиннее, окна убираются японской бумагой хосё. Дом погружается в утрированную и искусственно рассеянную тень.
Кстати, с металлом у японцев особые отношения. В японском интерьере его использование сведено к минимуму, он появляется только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна: Япония небогата металлосодержащими ископаемыми, а влажный климат вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы просто-напросто создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно. Холодный искусственный свет не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине.
Японцы фантастически тонко играют со светом и пространством. Многостворчатые ширмы фусума и оклеенные бумагой раздвижные экраны создают каждый раз новую геометрию интерьера, позволяют уединяться, оставаясь при этом в комнате. Для утонченных японцев это крайне важно, особенно если дом имеет один этаж почти ничем не разделенного пространства.
Тем не менее, все это касается Японии достаточно далекой от той, которая существует сейчас. Верность традициям была неотступной лишь до некоторых пор. В начале 1870-х годов, когда Япония перестала противиться заимствованиям, многие европейские и американские архитекторы возвели потрясающие строения, технологии с использованием кирпича и камня. Новые постройки быстро завоевали популярность, но вскоре свое слово сказала природа - Токио и окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года.
К новым материалам вновь обратились после Второй мировой войны, когда в городах стали появляться высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные современные конструкции, которые, невзирая на свой высокий рост, не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет высотой 243 метра «будет лишь слегка покачиваться» при 9-балльном подземном толчке.
И, несмотря на мощный индустриальный прогресс, японцы остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов зданий и комплексов, в которых развивает тему «пространственной архитектуры», уподобляя свои постройки растущему дереву. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах сады: для понижения температуры в городе и для эстетического удовольствия.
О японской таинственности в мире ходит не меньше легенд, чем о загадочной русской душе. Безусловно, культура каждой страны уникальна, а климат везде накладывает отпечаток на любую постройку - будь то торговый комплекс или хижина.
Мода на все японское - уже не новинка, и сегодня трудно найти человека, который не представлял бы себе, что такое японский стиль в интерьере. Но не все знают, что к минимализму Япония пришла не только в погоне за эстетикой. Стремление к простоте и функциональности - основным принципам японского домоустройства - отнюдь не дань моде, а следствие истории и национальных особенностей страны восходящего солнца.
Аксессуары в Японии играют большую роль. Шкатулки, миниатуры-нэцкэ, куклы из дерева, бронзовые статуэтки, свитки с иероглифами (какемоно), бамбуковые или соломенные коврики- всё это придаст законченный вид интерьеру. Непременный атрибут - это карликовые деревья (бонсаи), икебаны, вазы, светильники и изящный фарфор.
При желании в комнате можно устроить «божницу» - нишу со статуэтками, фигурками-нецке. Считается, что статуэтки языческих богов приносят в дом удачу и достаток. Неизбежная деталь оформления помещений в японском стиле - иероглифы. Иероглифами могут быть украшены покрывала, шторы, пастельное бельё, коврики.
Также украсить помещение можно японскими веерами, куклами в кимоно и другими элементами японской культуры.
Цветы как украшение - живые в вазах или икебана. Миниатюрное деревце бонсай поможет проявить свои способности художника, ведь сначала надо создать желаемый образ в своём воображении. Однако пустота в японском стиле сочетается с красотой. А красота - это природа. Единение с природой могут подчеркнуть цветы. Это могут быть живые цветы в вазах, растения в горшках, а также икебаны из живых или сухих цветов.
Самые распространённые японские текстуры и материалы: кедр, рисовая бумага, клён, бамбук, камень и плетёная лоза. А также раскрашенный шёлк, маты татами на полу, и тщательно вышитые кимоно и оби (пояс для кимоно).
Японская культура ищет способ сбалансировать противоположности во всех аспектах жизни (инь и янь), и интерьеры не являются исключением. Готовый интерьер может быть очень контрастным, но, тем не менее, в нём будет достигнут баланс. Примерами являются, сильно полированный пол с тяжёлыми матами, лакированная коробка, поставленная наверх грубого деревянного стола, или белая галька на чёрном граните вокруг ванной.
Стены можно декорировать светлыми породами древесины, тканью (хлопком и шёлком) кремовых и белых оттенков. Натуральное покрытие для пола. Вместо дверей раздвижные перегородки или ширмы. Уютные лаковые столики используются в качестве обеденных столов, одновременно являясь декоративными. Японскому стилю вполне соответствует минималисткие столы-трансформеры на маленьких колёсиках. Они легко поднимаются и опускаются на необходимую высоту и также легко перемещаются. Деревянная мебель с замысловатыми резными ручками и ножками.
На Западе принято размещать объект на периметре фокусной точки, например, камин, картину, или тщательно отделанное окно. Восточные интерьеры, с другой стороны, фокусируются на центральном объекте, таком как камин (ирори), саду, алтаре, или роскошном натюрморте.
В японских домах часто используют ниши в стене, которые называют «токонома». Объекты, расположенные на этих нишах, предназначены для создания двух типов ощущений.
1. Ощущение природной естественности. Собирают нечётное количество предметов вместе. Например, три каллиграфных штриха на кружке.
2. Ощущение упорядоченности. Используют чётное количество предметов и их аккуратно расставляют. Например, четыре гальки на блюде.
Японский интерьер часто изменяется. Одну неделю в нишах может висеть красивый свиток, а уже на следующей - набор котелков. Восточные культуры тяготеют к изобилию объектов, возможно по двум причинам: ограниченное пространство и визуальное загрязнение вне дома с ростом численности населения. В интерьере отражают смену сезонов, празднество или визит почётного гостя. Подобный минималистский подход фокусируется на качестве и мастерстве.
На Западе создают баланс, добавляя что-то в интерьер, на востоке наоборот убирая лишнее. Для восточного человека, меньшее является большим, порядок это гармония.
Функциональная мебель. Минималистский подход применяют и к мебели. В Японии стремятся мебель сделать многофункциональной. Например, футон (матрац, применяемый вместо кровати), используют для сидения и для сна. Хотя, может это только следствие ограниченного пространства. Полы украшают мягкими толстыми циновками и различными ковриками. Стены и потолок часто обшивают светлыми породами древесины. Типичная деталь японского интерьера - раздвижная стенка.
Тем не менее, мебели должно быть минимум, только самое необходимое. Мебель должна быть простой геометрической формы, к тому же небольших размеров. Материалы - натуральные. Очень часто используется бамбуковая мебель. Каждая вещь - изысканна.
Японская мебель притягивает своей простотой, лёгкостью и изяществом, а также, что немаловажно, мобильностью. Один из главных предметов - татами, цинковка из соломы. Она не так уж мала - традиционный размер её составляет 2 кв. м, а меняют их обычно 1 раз в 2 года. Ну а если положить на цинковку футон, то получиться удобная и лёгкая кровать, которую можно легко убрать в любой момент.
В традиционном японском доме обязательно был очаг, подушки для сидения и низкий столик. Посуда и вещи хранились в шкафах, которые могли быть встроенными в стены, и даже в пол, а также в специальных стенных нишах (шигай-дана). Весьма распространены были дорожные сундуки и передвижные комоды, на колёсиках, шкафы-лестницы, буфеты - всё это традиционная мебель тансу (мебель, появившаяся до первой половины XVII в.,т. е. эры Эдо) Эти предметы обстановки были достаточно дорогими и украшались ковкой, лакировкой и изготавливались из ценных пород дерева. По отделке можно было определить социальное положение владельца, и изначально такую мебель могла иметь только, знать.
Что касается материалов, то излюбленными породами дерева были хиноки и суги, а также прочные породы тростника, А ящики и комоды изготавливали из дерева кири, поскольку оно хорошо впитывает влагу.
Сейчас особенно популярна мебель из антикварного дерева (oldwood), тика, поскольку оно обладает прекрасным запасом прочности. Из него делают столы, рамы, скамьи, ширмы, а также используют в декоре столиков, кроватей, комодов, светильников, шкафов, потолок и др. В основе японского стиля в интерьере квартиры лежат простые, лаконичные формы мебели, отказ от лишнего декора и много свободного пространства. Много свободного пространства - таков классический японский интерьер. Но каждая вещь имеет своё назначение - создавать и сохранять гармонию в доме. В таком интерьере ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. Это одна из самых популярных этнических разновидностей минимализма. Японцы считают: для того, чтобы положительная энергия могла свободно перемещаться, необходимо пустое пространство. В общем, японский стиль можно назвать минималистско-декоративным. В нём гармонично сочетаются пустота и красота. Поиск гармонии основная идея человека проживающего в японском доме, слитом с окружающей природой.
Сегодня восточная культура очень популярна на Западе. Особый интерес вызывает Япония, чьи таинственные самобытные традиции идут в ногу с прогрессом.
Популярность японский стиль в интерьере заработал своей функциональностью, элегантностью и необыкновенностью стилевых решений. Тесно связан дизайн интерьера в японском стиле с природными материалами, цветами и композициями. Наилучшим продолжением такого интерьера является естественный пейзаж.
Японский стиль лаконично вписывается в требование к интерьеру: быть достаточно современным и уютным жильем. Стиль позволяет поместить в пространство все, что выдержано в минималистском духе. Он совершенно ни к чему не обязывает. Важно просто соблюдать цветовую гамму и определенную направленность дизайна.
Некоторые особенности японского стиля: Изнутри дом делится не на комнаты, а на “функциональные зоны” (с помощью ширм, занавесей, за счет перепадов уровня пола).
Ширмы делают пространство квартиры легким и прозрачным; переставляя их, можно обновлять интерьер хоть каждый день. Японская эстетика руководствуется принципом “все лишнее безобразно”. Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.
Здесь часто используют перегородки-ширмы, тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и лаконичные аксессуары — букеты-икебаны, статуэтки, скульптура.
В интерьере этого стиля должны быть контрасты. Это, возможно, идет от стремления японской культуры искать баланс противоположностей; инь и ян, огонь и вода, свет и тень, земля и воздух. И этот баланс, несомненно, возникает, хотя в интерьере может быть много неожиданного. Это могут быть сочетания цветов: например, черный с белым или венге со светло-бежевым (классическое сочетание японского интерьера).
Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавеси на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики в тонких простых рамах. Еще одни необходимый атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.
Японский стиль в интерьере характерен использованием природных материалов, все изготовляется из дерева, бамбука, соломы, рисовой бумаги. Такие природные изделия помогают расслабиться, забыть о заботах, погрузившись в медитацию.
Мебель должна быть функциональна, но при этом маленькая — низенькие диванчики и столики. Сидя на полу, за таким столиком читают, пишут, едят. Мебель светлая, гладкая, лакированная. Вместо шкафов используются ниши в стене, украшенные вазами и статуэтками. Вместо простого стекла, в окнах оригинально будут смотреться витражи, например, расписной витраж с изображение сакуры. Комната, выполненная в японском стиле, должна быть наполнена светом, который является частью композиции.
Свет в японском стиле – его должно быть много. Абажуры из рисовой бумаги простых форм делают свет мягким и рассеянным. Такой свет зрительно раздвигает пространство. Отсюда особенно щепетильный подход к дневному свету и источникам освещения. То, что сейчас пользуется популярностью у европейцев и проходит под названием «японский светильник» – конструкция из бумаги и металлического каркаса, – на деле очень важный элемент интерьера. Эта лампа называется акари. Создана она была еще в 50-х годах прошлого века и на самом деле служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. И, разумеется, ни о каком металле в оригинале не могло быть и речи: бамбук и настоящая рисовая бумага васи, слабый свет и матовость. Свет должен быть мягким. Полутьма успокаивает и придаёт помещению загадочности. Лучше всего использовать бумажные абажуры.
В качестве японских аксессуаров можно подобрать шкатулки, кукол в кимоно, соломенные или бамбуковые коврики, веера с японскими рисунками, например, с изображением сакуры, керамические вазы. Каждая такая вещь будет уникальной. Обязательно нужно подобрать красивый чайный сервиз, традиционные керамические блюда, расписанные вручную и, хранящиеся в специальных подставках, палочки для еды.
Иероглифы- почти неизбежный атрибут оформления жилья “под Японию”. Поклонникам этого этностиля производители предлагают декоративные комплекты постельного белья, портьеры, покрывала, украшенные иероглифами и другими стилизованными национальными рисунками. Есть и соответствующая посуда для чайной церемонии, особые блюда для традиционных рыбных блюд, шкатулки, скульптуры, украшенные элементами, повторяющими линии японских пагод.
Непременным обитателем дома в Японии является карликовое дерево “бонсаи”. Такая сосна или цветущая слива высотой в полметра навевает хозяевам мысли о бессмертии.
Как правило, большую роль играет текстиль. Приветствуются не только занавеси и матерчатые ширмы, но также всевозможные ковры и циновки. Эту национальную особенность сегодня с успехом позаимствовали западные производители, создав целую индустрию тканей и настенных покрытий в восточном стиле. Характерными мотивами считаются иероглифы, изображение листьев или цветов; кроме того, в качестве компонентов покрытий, предназначенных для декорирования, все чаще выступают соломка, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие растительные материалы.
Самые распространённые японские текстуры и материалы: кедр, рисовая бумага, клён, бамбук, камень и плетёная лоза. А также раскрашенный шёлк, маты татами на полу, и тщательно вышитые кимоно и оби (пояс для кимоно).
Для человека, живущего в “японском” доме, главное – это единение с природой.
Сказать, что культура уникальна и неповторима, как никакая другая – значит не сказать практически ничего. Именно её непохожесть и загадочность так привлекают нас. Чтобы создать японский интерьер, нужно понимание культуры этой загадочной страны, особое восприятие мира, которое и отражается в обустройстве. Для Востока, в том числе и для Японии, характерна интровертность, сосредоточение на внутреннем мире и ощущениях. И поэтому такой интерьер практически всегда минималистичен – и в этом зачастую таится философский смысл. Иными словами, духовное начало преобладает над материальным, но выражается через него. Лишь несколько предметов обстановки много свободного пространства – таков классический японский интерьер. Но каждая вещь имеет своё назначение – создавать и сохранять гармонию в доме.
Японский стиль в интерьере подойдет не всем, а только тем, кто любит пустоту, тишину и свет.
Хозяин дома, решивший оформить дом в японском стиле, мудр, хаос и суета внешнего мира его не беспокоит, потому что, он наделен даром видеть в любой обыкновенной вещи прекрасное.
Японский стиль в оформлении интерьера
Выбор японского стиля для оформления интерьера помещения может быть обусловлен разными причинами, но чаще подобный стиль оформления выбирают люди, которым близка восточная философия и понятен японский образ жизни. Есть мнение, что японский стиль идеально подходит для волевых, целеустремлённых и не склонных к эмоциональным срывам людей.
Японский стиль оформления интерьера можно назвать одним из самых рациональных дизайнерских направлений. В этом стиле оформления господствует национальный колорит, выражающийся в характерных только для островного стиля деталях и элементах декора. Безупречное цветовое сочетание с ярко выраженной лаконичностью всех форм, являются для японского интерьера весьма характерными.
Специалисты в области дизайна называют этот стиль оформления интерьера минималистско-декоративным, что является правильной формулировкой основной концепции японского стиля, как отдельного дизайнерского направления. Японский интерьер, как правило, выдержан в спокойных и крайне сдержанных тонах.
К характерным деталям и элементам японского оформления декора можно отнести бамбуковую мебель или жалюзи. Нельзя забывать обязательное раздвижное полотно двери с мелкими застекленными рамами окошек. Использование иероглифов для оформления дизайна широко практикуется и поощряется при создании интерьера в японском стиле. Кроме того, для японского стиля характерная невысокая мебель разной высоты, без вычурности и художественных изысков.
Не стоит забывать, что родиной этого стиля является страна, которая на сегодняшний день является признанным лидером в области передовых технологий. В Японии производят самое современное оборудование и бытовую технику, миниатюрные видеокамеры и теле-радио аппаратуру, поэтому наличие современной техники в современном японском интерьере будет вполне уместно.
При оформлении интерьера дома или комнаты в японском стиле стоит не забывать о безопасности жилища, современная gsm сигнализация поможет избавиться от тревоги за дом или квартиру. Если говорить о родоначальниках стиля - японцах, то в наши дни жители японских островов уделяют личной безопасности далеко не последнее место.
Выводы