Общие подходы к экосистемному нормированию следующие
В системе ЭН активно развивается направление экосистемного нормирования, под которым понимается определение комплексных показателей устойчивости экосистем и их численных значений, разработка нормативов и регламентов, ограничивающих негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду возможностями экосистем. Основная цель экосистемного нормирования заключается в обеспечении защиты биоразнообразия и поддержании антропогенного воздействия на уровне, приемлемом для сохранения естественных условий окружающей среды. Задача — разработка показателей устойчивости для выявления и обоснования нормативов предельно допустимой антропогенной нагрузки (ПДАН), которые устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Соблюдение нормативов гарантирует устойчивое функционирование есте-ственныхэкологических систем и сохранение биологического разнообразия. Нормативы ПДАН, обеспечивающие обязательные рамки сохранения структуры и функций экосистемы и степень (меру) максимально допустимого вмешательства человека, — ключевое понятие современного экосистемного нормирования. Данный подход в полной мере можно отнести к экоцентрическому нормированию, т. е. нормированию, направленному на защиту природной среды и ее компонентов.
Проблема экосистемного нормирования — центральная в общей системе нормативно-правового и методологического обеспечения и организации охраны окружающей среды, рационального и экологически безопасного природопользования. История становления указанного направления в нашей стране насчитывает не более 20 лет. За этот период изучение данной проблемы развивалось в теоретическом и практическом направлениях.
Теоретические исследования объединили работы по научно-методической унификации способов установления нормативов ПДАН на экосистемы разного уровня (локального, регионального и биосферного) и разработку единых принципов их количественной оценки. Разработано несколько подходов к определению нормы в зависимости от объекта (субъекта) нормирования; среди них необходимо вьщелитьдва: биологический (биоценотический) и ландшафтный (геоэкологический). В первом случае «мишенью» негативного воздействия рассматривается биоценоз, а критерием — качество его состояния. Данное направление формировалось под влиянием трудов B.C. Николаевского, A.M. Степанова, О.Ф. Садыкова и др
Теория и практические вопросы разработки ПДАН на локальном уровне подробно изложены в работе Е.Л. Воробейника и соавторов (1994).
Геоэкологический подход имеет ландшафтно-региональную направленность,ориентированную на регламентацию ГТДАН для сохранения качества состояния биотопа. В основе этого подхода лежит ландшафтно-динамический метод исследований, его объекты — ландшафт и/или природно-территориальный комплекс (ПТК), рассматриваемые как пространственно-временные системы. В центре внимания при обосновании допустимых нагрузок на природные комплексы находится сопряженный анализ антропогенных нагрузок и соответствующих модификаций ПТК. В развитие этого подхода внесли значительный вклад труды Т.Д. Александровой, А.Д. Арманда, ЮЛ. Израэля, А.Г. Исаченко, В.В. Дмитриева и др.
Необходимо признать, что «равноправие» разных подходов к проблеме означает процесс поиска методологических и методических основ разработки и установления нормативов для их дальнейшей стандартизации, т. е. начальный этап развития экосистемного нормирования. Создание нормативов ПДАН — сложная задача, сейчас выполняются предварительные проработки решения. Этотвывод подтверждается содержанием выпущенных в 1998—1999 гг. Министерством природных ресурсов методических указаний по разработке предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные (Методические указания..., 1998) иповерхностные (Методические указания...,1999) водные объекты. Предлагаемые методики, суть которых сводится главным образом к установлению ПДС, пока далеки от совершенства.
Практика экосистемного нормирования складывалась в основном в процессе разработок норм предельно допустимого воздействия на экосистемы в рамках оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при обосновании возможности реализации того или иного вида хозяйственной деятельности. В задачи ОВОС входит выявление максимально допустимого вмешательства человека в экосистемус учетом конкретных видов воздействия и условий функционирования экосистемы на данной территории. Эта задача решается на основе полевых инженерно-экологических изысканий, лабораторных и камеральных исследований, а определяемые параметры предельного воздействия становятся базовыми при реализации проектных решений. Именно поэтому процедура ОВОС, как уже отмечалось, отнесена нами к экосистемному направлению ЭН. Примером практического воплощения экосистемных подходов выступает положительный опыт выполнения программ спасения Рейна и Великих американских озер.
Экосистемное нормирование базируется на нескольких принципах, следует выделить три из них:
1)принцип «слабого звена», вытекающий из представлений о лимитирующих факторах и связях в сложных системах: нагрузки, допустимые для самого уязвимого компонента системы, принимаются как заведомо допустимые для системы в целом;
2) принцип дифференцированности экологических нормативов: пространственная и временная дифференциация нормативов, т. е. региональный или бассейновый подходы;
3) принцип «джиу-джитсу»: учет максимального использования внутри системных сил, способных действовать в желательном направлении и компенсировать техногенное воздействие, т. е. биоценотический подход
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны ОС, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны ОС, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов. Глубина проработки нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, как и ширина охвата ими объектов нормирования, явно не соответствует требованиям времени. В большинстве данных нормативов отсутствует также системный подход к обеспечению качества ОС.