Тема 6. Система управления природопользованием на предприятии
В настоящее время эффективность реализации государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов существенно зависит от деятельности большого количества различных хозяйственных природно-ресурсных комплексов, функционирующих на территории России.
На современном этапе природные ресурсы являются весьма важной основой для экономического развития как регионов, так и страны в целом. При этом именно эффективное использование ресурсного потенциала становится одним из главных необходимых условий успешного вхождения России в мировую экономику и перехода всей страны и ее регионов от антикризисного к устойчивому развитию.
Таблица 8
Ориентировочная категоризация объектов размещения отходов
Категория объекта | Краткая характеристика объекта размещения отходов | Повышающий коэффициент |
I | – построен по проекту; – имеется система защиты грунтовых и поверхностных вод; – имеется система контроля за составом ввозимых отходов; – ведется мониторинг влияния объекта на окружающую среду; – эксплуатация осуществляется в соответствии с существующими санитарными и экологическими нормами и правилами; | 1.0 |
II | – построен по проекту; имеется: – система защиты грунтовых и поверхностных вод; – система контроля за объемом ввозимых отходов; – ведется мониторинг влияния объекта на окружающую среду; – эксплуатация объекта осуществляется с нарушением экологических правил и норм; | 1,5 |
III | – построен не по проекту; – приведены данные об отводе земли (№ и дата решения, кем выдано); не имеется: – системы защиты грунтовых и поверхностных вод; – системы контроля за составом и объемом ввозимых отходов; – не ведется мониторинг влияния объекта на окружающую среду; – эксплуатация объекта осуществляется с нарушением экологических правил и норм; | 3,0 |
IV | – несанкционированная свалка. | 5,0 |
Анализ, сделанный специалистами, показывает, что потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых дает возможность рассматривать один только минерально-сырьевой комплекс уже как базис устойчивого развития России на длительную перспективу.
Развитие экономики регионов вызывает усиление воздействия хозяйственных природно-ресурсных комплексов на окружающую среду. При этом следует отметить: традиционные и новые перспективные отечественные и международные проекты; стационарные и передвижные источники техногенного воздействия; объекты воздействия на сухопутных, морских и речных участках (атмосферный воздух, гидросфера, почвы, литосфера, растительность, в том числе леса, животный мир, включая рыбные ресурсы, рекреационные ресурсы, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, население и т.д.). Классификации нарушений окружающей среды, схемы взаимодействия в природно-технических геосистемах; отношения собственности на различные объекты и природные ресурсы, оценки компенсации ущербов являются довольно сложными.
Крупные компании и их дочерние предприятия в регионах выполняют при этом масштабные функции разведки, добычи, переработки, хранения, транспортировки сырья и продукции потребителям внутри страны и за рубежом, а также утилизации, хранения и захоронения отходов производства и потребления. Во всех видах такой производственной деятельности окружающая среда используется как источник потребляемых природных ресурсов (1 функция природопользования), как природная емкость для хранения сырья и продукции, для размещения не пригодных к дальнейшему использованию на данном этапе развития отходов (2 функция природопользования). Приоритетность функций природопользования определяется содержанием производственной деятельности и состоянием окружающей среды в регионе.
В принципе, рациональное природопользование всегда является компромиссом между необходимостью соответствующих действий для достижения хозяйственных результатов и объективными требованиями по охране окружающей среды. Успешная реализация любых компромиссных хозяйственных решений может быть достигнута только путем формирования и соблюдения ограничительных норм, определяющих содержание и условия разумного использования природных ресурсов и экологическую безопасность принимаемых решений.
В настоящее время многие регионы сотрудничают с зарубежными партнерами, активно работают по привлечению иностранных инвестиций. Внешний рынок диктует необходимость использования международных стандартов, норм и правил. Иностранные эксперты считают, что уже сегодня с переходом, например, к общеевропейскому рынку в 90% контрактных отношений потребители требуют от предприятий-поставщиков сертификат качества продукции, соответствующий международным стандартам серии ИСО 9000 в области управления качеством.
Наши предприятия, сотрудничая с зарубежными партнерами, все чаще сталкиваются с необходимостью иметь сертифицированную систему качества, отвечающую требованиям Международной организации по стандартизации (ИСО). Рынки Европы, США и даже стран Дальнего Востока требуют более качественную и соответствующую экологическим нормам продукцию. Российские экспортеры должны либо соблюдать эти нормы, либо продавать свою продукцию по сниженным ценам. При этом экологические требования приобретают все возрастающее значение.
Сертификация качества и экологического соответствия является в развитых странах доказательством способности предприятий управлять качеством и состоянием окружающей среды и создавать продукцию современного требуемого уровня, что существенным образом влияет на возможности ее сбыта на рынке. Стандарты ИСО, как и другие международные стандарты, например, стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК), Европейские стандарты (EN), являются по существу рекомендательными. Интересно отметить, что многие развитые страны мира (Австрия, Великобритания, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция и др.) применяют международные стандарты, в первую очередь ИСО, в качестве национальных стандартов. В рамках Европейского Союза они действуют как региональные стандарты. Приведенные примеры убедительно подтверждают широкое международное признание этих стандартов.
В последнее время в мировом сообществе и в России заметно повысились требования к хозяйственным комплексам в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Международная организация по стандартизации, наряду с продолжением разработки стандартов на количественные параметры и методы контроля компонентов окружающей среды (воздух, вода, почва), приняла в 1996 г. комплекс международных стандартов на системы экологического управления (системы управления окружающей средой) – стандарты ИСО серии 14000.
Системы экологического управления, являясь составной частью общей организационно-управленческой системы предприятия, имеют много общего с системами управления качеством продукции. Это определяет значительное сходство методов управления качеством продукции и качеством окружающей среды, что отражается и в определенной общности стандартов ИСО серии 14000 и серии 9000.
Рассматриваемые международные стандарты ИСО были разработаны с учетом оправдавшей себя концепции “глобального управления качеством”, в соответствии с которой одним из главных условий достижения требуемого качества продукции является создание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за обеспечение этого качества.
Комплекс стандартов ИСО серии 14000 ориентирован, в отличие от других природоохранных стандартов, не на количественные характеристики и конкретные требования к воздействию хозяйствующего субъекта на окружающую среду (концентрации веществ, объемы выбросов, сбросов и отходов и др.), а также не на технологии. Основным предметом стандартов ИСО серии 14000 является система экологического управления (система экологически ориентированного управления на уровне хозяйственных комплексов: компаний или предприятий).
Следование стандартам ИСО серии 14000 предполагает обеспечение уменьшения вредного воздействия на окружающую среду на локальном, региональном, национальном, международном уровнях, так как дает возможность: создать существенные полезные дополнения к государственной нормативной базе; определить важный компонент государственной экологической политики; улучшить показатели воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду; создать условия для повышения конкурентоспособности российской продукции; сделать более благоприятными условия международной торговли.
Надо отметить, что международные стандарты серии ИСО 14000 не заменяют собой установленные правовыми и нормативными государственными актами требования, а обеспечивают создание системы определения компаниями и предприятиями того, как они влияют на окружающую среду и как ими выполняется законодательство страны, а в российских условиях еще и законодательство субъектов Федерации.
Интересно, что на современном этапе системы экологически ориентированного управления на уровне компаний и предприятий в мировом сообществе признаны в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое экономическое развитие .
Важное значение имеет тот факт, в Российской Федерации в 1998 г. в качестве государственных стандартов были приняты международные стандарты ИСО 14001, ИСО 14004, ИСО 14010, ИСО 14011, ИСО 14012 (ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению; ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования; ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы; ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой; ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии).
Причем, в соответствии с российским стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98 система управления окружающей средой является частью общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.
Важно отметить, что созданные в соответствии со стандартами 14001 и 14004 системы экологически ориентированного управления на уровне компаний или предприятий могут быть сертифицированы на соответствие этим стандартам.
Представляет интерес то, что в связи с широким распространением в мире международных стандартов не только в экономически развитых странах, но и в странах с переходной экономикой и добровольным принятием этих стандартов многочисленными компаниями и предприятиями заметно возросла роль факта сертификации систем управления окружающей средой.
Причем, такая сертификация является одним из серьезных условий успешного доступа производимой продукции на международный рынок. Ряд весьма известных в мире транснациональных компаний объявили о следовании вышеуказанным стандартам и принципиальном нежелании пользоваться услугами поставщиков из разных стран, не имеющих соответствующих сертификатов. А Европейское Экономическое Сообщество недавно объявило о своем намерении допускать на рынок стран содружества продукцию только сертифицированных в соответствии с требованиями стандартов ИСО или ЕМАS компаний и предприятий. Руководство (Правила) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту 1836/93 Ecomanagment and audit scheme (ЕМАS) было принято Советом ЕС еще в 1993 г. В настоящее время на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000 и EMAS уже сертифицировано свыше 5000 компаний и предприятий в более чем 50 странах мира, из них половина сертификатов приходится на страны Европейского Союза.
Вследствие такой постановки вопроса в мировом сообществе, российские поставщики продукции на внешний рынок в настоящее время несут, по оценкам иностранных экспертов, финансовые потери около 20% прибыли. В ряде случаев эти потери еще больше.
Сейчас происходит постоянный и значительный рост числа европейских, американских и азиатских компаний и предприятий, которые принимают обязательства по созданию у себя систем экологического управления и делают необходимые шаги для сертификации таких систем. Это убедительно свидетельствует о том, что сертификация является одним из основных рыночных инструментов, регулирующих деятельность хозяйственных комплексов.
Учитывая существенное сходство требований стандартов ИСО серий 9000 и 14000, Международная организация по стандартизации в настоящее время проводит работу по гармонизации этих стандартов по объединенной проверке соответствия, то есть сертификации компаний и предприятий одновременно на соответствие требованиям стандартов 9000 и 14000. Данный подход вызывает интерес у хозяйственных руководителей и специалистов.
Очевидно, что принятие в 1998 г. в качестве государственных стандартов Российской Федерации международных стандартов ИСО 14001, 14004, 14010, 14011, 14012 дало реальные предпосылки отечественным хозяйственным комплексам для создания и последующей сертификации систем экологического управления различного уровня на соответствие этим стандартам.
Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что крупным компаниям и их дочерним предприятиям, осуществляющим в различных регионах России разведку, добычу, переработку, хранение, транспортировку сырья и продукции, целесообразно ускорить работу по созданию и дальнейшей сертификации подобных систем экологического управления.
Но при этом необходимо указать, что для таких хозяйственных комплексов одновременно всегда будет весьма актуальной проблема создания и совершенствования на соответствующих уровнях эффективной системы воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Данное обстоятельство является специфической особенностью подобных хозяйственных комплексов. Поэтому для них правомерно ставить вопрос о создании интегральной системы управления природопользованием, включающей в себя две взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга подсистемы:
1) систему воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов,
2) систему экологического управления.
Для эффективного функционирования такой интегральной системы управления природопользованием, наряду с другими мерами и средствами, необходим соответствующий нормативный документ, а именно: Положение о системе управления природопользованием в компании /20/.
Вниманию читателя предлагается структура целесообразного, на взгляд автора /20/, типового варианта проекта такого Положения, который относится к крупным компаниям, имеющим дочерние предприятия.
Структура и краткое содержание основных разделов типового варианта Положения о системе управления природопользованием в компаниях, имеющих дочерние предприятия:
1. Область применения, принципы, содержание и основные функции деятельности.
2.Система природопользования (пользование недрами, земельными ресурсами, водопользование, использование атмосферы, рациональное природопользование в части биологических и рекреационных ресурсов, управление экологическим риском, основные направления развития отраслевого природопользования).
3.Управление природопользованием в компании (функции общего отраслевого регулирования, регулирование отдельных видов природопользования).
4.Управление природопользованием на дочерних предприятиях компании (природно-ресурсная и экологическая политика дочерних предприятий, программы и планы реализации задач природно-ресурсной и экологической политики, классификация предприятий по видам природопользования, характеру воздействия на окружающую среду и уровню управления природопользованием, структура системы управления природопользованием, определение и контроль характеристик природопользования на дочерних предприятиях).
5.Обязанности и ограничения в деятельности субъектов отраслевого природопользования компании. Экологические требования к продукции.
6.Нормирование в системе управления природопользованием в компании (нормирование природопользования, нормы качества окружающей природной среды, удельные нормативы выделения вредных веществ, нормативы воздействия на окружающую природную среду, нормативы использования природных ресурсов и природных объектов, лимитирование природопользования).
7.Информационное и научное обеспечение управления природопользованием в компании (кадастры природных ресурсов, статистический учет использования (изъятия) природных ресурсов и образования отходов, экологический, геологический, водный, земельный, лесной, социально-гигиенический и другие виды мониторинга, экологические паспорта, оценка эколого-экономической эффективности природопользования, научно-исследовательские разработки).
8.Мероприятия по учету требований оптимизации природопользования при подготовке и принятии решений.
9.Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) (содержание и область применения ОВОС, послепроектный природно-ресурсный и экологический анализ, общественные слушания при проведении ОВОС).
10.Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
11.Государственная экспертиза проектно-сметной документации на ведение работ по геологическому изучению недр.
12.Экологическая экспертиза (государственная, общественная, предварительная отраслевая).
13.Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов и их водоохранных зон.
14.Государственная вневедомственная экспертиза Госстроя России.
15.Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
16.Санитарно-эпидемиологическая экспертиза.
17.Лицензирование природопользования и услуг природоохранного назначения.
18.Экономическое регулирование природопользования в компании (задачи, планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по реализации природно-ресурсной и экологической политики, экономическая оценка природных ресурсов, оценка экономического ущерба от деградации и уменьшения количества природных ресурсов, оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, плата за использование природных ресурсов и природных объектов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи на восстановление и охрану водных объектов, налоги, акцизы, сборы за участие в конкурсах (аукционах), плата за воздействие на окружающую природную среду, плата за размещение отходов и затраты на захоронение и переработку отходов, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, экологические фонды, стимулирование ресурсосберегающей и природоохранной деятельности).
19.Финансирование мероприятий, программ и проектов по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (возможные механизмы финансирования, основные источники финансирования, особенности современного инвестиционного финансового механизма, модели привлечения иностранных инвестиций).
20.Экологический аудит, аудит недропользования, аудит водопользования, аудит землепользования, аудит лесопользования, , аудит энергосбережения (цели, задачи, принципы, критерии, порядок, содержание, обеспечение, порядок представления и рассмотрения результатов, принятие управленческих решений).
21.Экологическое страхование, страхование природопользования (недропользования, водопользования и т.д.): цели, задачи, принципы, критерии, объекты, порядок осуществления страхования, рассмотрение конфликтных ситуаций.
22.Производственная деятельность компании и дочерних предприятий на территориях с особым режимом природопользования (зоны чрезвычайной экологической ситуации, природно-заповедный фонд Российской Федерации, региональные особенности).
23.Контроль за соблюдением требований, норм и правил охраны окружающей среды и природопользования, (государственный экологический, в том числе экоаналитический контроль, государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов (геологический, водный, земельный, лесной и т.д.), санитарно-эпидемиологический и др.), отраслевой контроль природопользования, производственный, экологический контроль, права контролирующих организаций и должностных лиц, общественный экологический контроль).
24.Экологический менеджмент в структуре компании и дочерних предприятий (цели, задачи, принципы, функции, объекты, типы, содержание деятельности).
25.Обращение с отходами в компании (образование, сбор, хранение, переработка, транспортировка, захоронение отходов).
26.Надзор и разрешение споров в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Порядок взаимоотношений с органами правопорядка и их должностными лицами.
27.Ответственность за правонарушения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (основание ответственности, штрафные санкции, возмещение ущерба, уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная ответственность, ответственность за ущерб от источника повышенной опасности, предел ответственности, солидарная ответственность, механизм возмещения причиненного вреда, исполнение судебных и арбитражных решений).
28.Нормативная база природопользования и охраны окружающей среды в компании (ее структура, основное содержание, направления совершенствования, порядок использования, проблемы гармонизации).
29.Работа с кадрами. Экологическое и природно-ресурсное образование и воспитание руководителей различного ранга и специалистов.
При создании и дальнейшем развитии рассматриваемых интегральных систем управления природопользованием в компаниях и на дочерних предприятиях на современном этапе целесообразно обратить внимание на ряд важных направлений, от выполнения которых во многом зависит успех всего дела. Приведем в качестве примера некоторые из них с указанием основных вопросов, которые при этом придется рассматривать и решать.
Комплекс современных механизмов обеспечения экологической безопасности хозяйственных объектов на различных стадиях инвестиционного процесса
(оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); государственная и общественная экологическая экспертиза; государственный, производственный и общественный экологический контроль; экологический мониторинг; лицензирование; экологическая сертификация; экологическое страхование; страхование в сфере недропользования и водопользования; экологический аудит, в том числе страховой экологический аудит; аудит недропользования; аудит водопользования; энергоаудит; экономический и финансовый механизмы охраны окружающей среды и природопользования; разработка и внедрение передовых современных систем экологического управления на предприятиях отрасли; непрерывное и упреждающее экологическое образование и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов).
Экспертиза проектов как основа обеспечения экологической безопасности производственных объектов
(особенности экспертизы проектов на современном этапе; комплекс государственных экспертиз: Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации, экологическая, водохозяйственная, геологическая, санитарно-эпидемиологическая экспертизы, экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и другие виды экспертиз; современные особенности, подходы и требования экологической экспертизы и других государственных экспертиз с учетом новых законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации и международных норм и правил, взаимодействие различных государственных экспертиз, перспективы согласования и оптимизации их деятельности).
Комплекс контроля за использованием и охраной природных ресурсов и в области охраны окружающей среды
(государственный экологический, геологический, водный, земельный, лесной, санитарно-эпидемиологический и другие виды контроля, осуществляемого на объектах хозяйственных комплексов; особенности, методы и технические средства экологического и других видов контроля, экоаналитический контроль; производственный и общественный экологический контроль, взаимодействие различных видов контроля между собой, перспективы развития, согласования и оптимизации их деятельности, модификации функций).
Геодинамическая безопасность освоения месторождений полезных ископаемых и комплексный геодинамический мониторинг природно-техногенных процессов
(анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта, относящегося к проявлениям в районах интенсивного освоения месторождений полезных ископаемых различных геодинамических событий природного, техногенного и индуцированного генезиса: сейсмических, деформационных, флюидодинамических и других (природные оползни, карст, геокриологические процессы и т.д.); чрезвычайные природно-техногенные геодинамические ситуации на объектах хозяйственных комплексов; меры по обеспечению геодинамической безопасности этих объектов; цели, задачи, структура, состав и функции основных подсистем, содержание программ наблюдений и исследований, особенности организации комплексного геодинамического мониторинга природно-техногенных процессов).
Аудит природопользования на объектах хозяйственных комплексов
(основные особенности и отличия аудита природопользования от государственного контроля и экспертизы; объективная необходимость проведения и основные направления и типы аудита природопользования; аудит недропользования; аудит водопользования, экологический аудит; цели, задачи, принципы, критерии, порядок организации, методические подходы и процедура проведения, права и обязанности субъектов аудита, документация, содержание отчета, аудиторское заключение; экономические и финансовые аспекты аудита природопользования, способствующие улучшению показателей хозяйственной деятельности предприятий).
Экологическое образование руководящих кадров и специалистов
(цели, задачи, принципы, структура, особенности, нормативно-правовая, методическая, организационная, материально-техническая базы экологического образования в отрасли и на предприятии; уровни системы непрерывного экологического образования; новые направления в тематике экологического образования (анализ, оценка и управление экологическим риском, методология оценки экологической безопасности, механизмы принятия решений в природно-ресурсной и природоохранной деятельности, экономический и финансовый механизмы охраны окружающей среды и природопользования, международные стандарты, аудит недропользования, экологический аудит, экологический менеджмент и др.).
Нормативная база природно-ресурсной и природоохранной деятельности
(место и роль природоохранной и природно-ресурсной нормативной базы в комплексе всей деятельности отрасли и предприятия; структура и содержание этой базы: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные и инструктивно-методические акты федеральных органов исполнительной власти, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, государственные стандарты, конкретные нормы и правила, нормативы, аттестованные методики, указания, руководства, положения; отраслевые стандарты, нормы, правила и другие документы).
Международные стандарты, нормы и правила
(место и роль международных стандартов, норм и правил в нормативной базе природоохранной и природно-ресурсной деятельности отрасли и предприятия; международные стандарты ИСО в области управления качеством; международные стандарты ИСО в области экологического управления; международные стандарты ИСО по контролю качества воды, воздуха, почвы; стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК); нормы и правила Международного банка реконструкции и развития; Европейские стандарты; стандарты зарубежных стран).
При создании систем управления природопользованием в компаниях или на их дочерних предприятиях необходимо применять ряд важных принципов, например, таких, как:
превентивность – на основе постоянно проводимого мониторинга и анализа природно-ресурсной и экологической обстановки выполняется комплекс соответствующих мероприятий по предотвращению опасности или ущерба;
кооперация – максимально широкое участие и привлечение к сотрудничеству в рамках природопользования заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и общественных групп;
ответственность – виновники разрушения природно-ресурсного потенциала и источники нарушения экологической обстановки и возникновения экономического ущерба от деградации и потери природных ресурсов и загрязнения окружающей среды должны объективно выявляться, учитываться и локализовываться, а виновные в этих нарушениях должны нести за них ответственность;
мотивация – экономическое и административное стимулирование эффективного природопользования и предотвращение экологического ущерба;
независимость экспертов – привлекаемые для экспертизы, оценки риска и ущерба
специалисты должны быть независимы от природопользователя, объекты которого рассматриваются.
Целесообразно отметить, что при создании и дальнейшем развитии интегральных систем управления природопользованием в компаниях и на дочерних предприятиях приведенные выше основные направления и конкретные вопросы придется рассматривать в различных вариантах их взаимной увязки в зависимости от характера решаемых проблем, экономических, социальных, производственных и других особенностей хозяйственных природно-ресурсных комплексов и специфики регионов.