Ресурсосберегающие технологии
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего специального профессионального образования
«Нефтяной техникум»
Ресурсосберегающие технологии
методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования
по специальности
"Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ."
Ижевск
2013 г.
Методические указания
составлены в соответствии
с примерной программой
по дисциплине «Техническая
механика» по специальности 0905
Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин
Составители:
Редактор:
Рецензент:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине Ресурсосберегающие технологии по специальности 0905 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ составлены в соответствии с примерной программой дисциплины Ресурсосберегающие технологии,соответствующей требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 0905 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ и утвержденной Учебно-методическим кабинетом по горному, нефтяному и энергетическому образованию.
Учебная дисциплина Ресурсосберегающие технологии является дисциплиной специального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности 0905 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ.
Данная дисциплина предусматривает изучение основных проблем ресурсосбережения, базовых положений расчета целесообразных режимов перекачки, экономии топливно - энергетических ресурсов, способов и сооружений для очистки нефтесодержащих сточных вод, методов ликвидации аварий, понятий в области ресурсосбережения на объектах трубопроводного транспорта и нефтебаз, методов и средств уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.
Учебный материал излагается на основе современных требований к топливно - энергетическому комплексу, последних достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
В процессе преподавания дисциплины необходимо формировать у студентов интерес к профессии, навыки самостоятельного изучения учебного материала и работы с нормативно-справочной литературой, применять эффективные формы и методы обучения, позволяющие развивать творческие способности студентов.
Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии действующими международными, государственными и отраслевыми стандартами.
При проведении занятий целесообразно применять наглядные пособия и технические средства обучения, широко использовать устные упражнения, упражнения с обучающими машинами, с программами и справочниками, внедрять элементы программированного обучения, достижения современной науки и техники.
Рекомендуется создание программированных учебных пособий, позволяющих с минимальной помощью преподавателя усваивать изучаемый материал при самостоятельной работе студентов.
Результативность изучения курса повышает применение нетрадиционных методов и форм обучения, технических средств, а также систематический (в том числе и программированный) контроль за степенью усвоения материала. Занятия на уроках должны сопровождаться демонстрацией диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, моделей, макетов, плакатов, схем, образцов техники. Необходимы, где это возможно, экскурсии на промышленные предприятия отрасли, а также вынесенные на них уроки по темам, близким к практике. Для привития студентам навыков самостоятельной работы с использованием справочной литературы необходимо уделить особое внимание аудиторному и домашнему решению задач, выполнению расчетно-графических работ, содержание которых должно соответствовать специализации студентов, а также практическим занятиям с максимально возможной степенью их индивидуализации.
Рекомендуется создание учебных пособий, позволяющих с минимальной помощью преподавателя усваивать методу выполнения расчетно-графических работ при самостоятельной работе студентов.
Изучение теоретического материала необходимо проводить в последовательности, указанной программой. При этом студент должен учитывать, что последовательность изложения разделов и тем дисциплины тесно связана между собой, что, не усвоив материал очередного раздела и темы, нельзя переходить к изучению последующих разделов и тем. Для лучшего усвоения изучаемого материала рекомендуется выполнять следующие указания:
- ознакомиться по программе с основными вопросами темы, внимательно прочитать методические указания к данной теме;
- по учебникам подобрать материал темы. Сначала надо внимательно прочитать и понять содержание текста. Затем, вторично читая, необходимо составить конспект, записывая в него основные понятия и определения, назначение и особенности конструкции оборудования, назначение и сущность процессов. При составлении конспекта предлагается приводить эскизы оборудования, чертить и описывать технологические схемы, записывать ответы на отдельные вопросы для самопроверки.
- рекомендуется оставлять поля для записи дополнительных сведений по данному вопросу полученных при чтении дополнительной и периодической литературы.
Если в процессе изучения дисциплины возникнут неясности, разобраться в которых своими силами трудно, следует обратиться в техникум за письменной или устной консультацией.
После того как материал программы усвоен, можно приступать к выполнению контрольной работы. Контрольную работу можно выполнять и постепенно, отвечая на вопросы после изучения соответствующего материала.
Предусматривается выполнение одной контрольной работы по дисциплине.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, ресурсосберегающие технологии при проектировании, сооружении и эксплуатации трубопроводов и нефтебаз; методы и средства сокращения потерь газа, нефти и нефтепродуктов;
уметь: осуществлять основные мероприятия, связанные с ресурсосбережением; определять рациональные режимы эксплуатации основного технологического оборудования; оценивать работу очистных сооружений; пользоваться нормативно-справочной литературой и технической документацией.
Примерная программа дисциплины Ресурсосберегающие технологии рассчитана на 34 часов, в том числе 8 часов - практические занятия. Для проверки знаний студентов предусмотрена аттестация в виде зачета.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | |||
всего | практические занятия | |||
Введение | ||||
Раздел 1. РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||||
Тема 1.1 Ресурсосберегающие технологии при сооружении объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов | ||||
Тема 1.2Сокращение потерь газа, нефти и нефтепродуктов при трубопроводном транспорте | ||||
Тема 1.3Сокращение потерь газа, нефти и нефтепродуктов при хранении и распределении | ||||
Тема 1.4Пути сокращения расхода электроэнергии при транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов | ||||
Тема 1.5Использование вторичных энергоресурсов | ||||
Раздел 2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ | ||||
Тема 2.1Оценка воздействия объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов на окружающую среду | ||||
Тема 2.2Защита атмосферы, литосферы, гидросферы и недр при сооружении объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов | ||||
Тема 2.3Защита атмосферы, литосферы, гидросферы при эксплуатации объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов | ||||
Тема 2.4Защита атмосферы, литосферы и гидросферы при аварийных ситуациях | ||||
Всего по дисциплине | ||||
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль дисциплины Ресурсосберегающие технологии в подготовке техника, ее цели, задачи, краткое содержаниеи связь с другими дисциплинами.
Методические указания
Успешное изучение предмета можно осуществлять после того, как студентом освоены такие дисциплины как «Основы нефтяной и газовой промышленности», «Газотурбинные установки», «Эксплуатация и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Эксплуатация и ремонт оборудования перекачивающих и компрессорных станций».
Важную роль играет основательная подготовка по черчению, математике, технической механике, материаловедению, сварочному производству.
В результате изучения дисциплины студент должен изучить:
сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, ресурсосберегающие технологии при проек-
тировании, сооружении и эксплуатации трубопроводов и нефтебаз; методы и средства сокращения потерь газа, нефти и нефтепродуктов; основные мероприятия; рациональные режимы эксплуатации основного технологического оборудования; работу очистных сооружений.
РАЗДЕЛ 1 РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ