Ресурсосберегающие технологии

Негосударственное образовательное учреждение

Среднего специального профессионального образования

«Нефтяной техникум»

Ресурсосберегающие технологии

методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности

"Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ."

Ижевск

2013 г.

Методические указания

составлены в соответствии

с примерной программой

по дисциплине «Техническая

механика» по специальности 0905

Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин

Составители:

Редактор:

Рецензент:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине Ресурсосберегающие технологии по специальности 0905 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ составлены в соответствии с примерной программой дисциплины Ресурсосберегающие технологии,соответствующей требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 0905 Сооружение и эксплуатация га­зонефтепроводов и газонефтехранилищ и утвержденной Учебно-методическим кабинетом по горному, нефтяному и энергетическому образованию.

Учебная дисциплина Ресурсосберегающие технологии является дисци­плиной специального цикла в структуре основной профессиональной образова­тельной программы по специальности 0905 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ.

Данная дисциплина предусматривает изучение основных проблем ресурсосбережения, базовых положений расчета целесообразных режимов перекач­ки, экономии топливно - энергетических ресурсов, способов и сооружений для очистки нефтесодержащих сточных вод, методов ликвидации аварий, понятий в области ресурсосбережения на объектах трубопроводного транспорта и нефте­баз, методов и средств уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

Учебный материал излагается на основе современных требований к топливно - энергетическому комплексу, последних достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

В процессе преподавания дисциплины необходимо формировать у студентов интерес к профессии, навыки самостоятельного изучения учебного материала и работы с норматив­но-справочной литературой, применять эффективные формы и методы обучения, позво­ляющие развивать творческие способности студентов.

Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии дейст­вующими международными, государственными и отраслевыми стандартами.

При проведении занятий целесообразно применять наглядные пособия и технические средства обучения, широко использовать устные упражнения, упражнения с обучающими машинами, с программами и справочниками, внедрять элементы программированного обу­чения, достижения современной науки и техники.

Рекомендуется создание программированных учебных пособий, позволяющих с мини­мальной помощью преподавателя усваивать изучаемый материал при самостоятельной ра­боте студентов.

Результативность изучения курса повышает применение нетрадиционных методов и форм обучения, технических средств, а также систематический (в том числе и программи­рованный) контроль за степенью усвоения материала. Занятия на уроках должны сопрово­ждаться демонстрацией диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, моделей, макетов, плакатов, схем, образцов техники. Необходимы, где это возможно, экскурсии на промышлен­ные предприятия отрасли, а также вынесенные на них уроки по темам, близким к практике. Для привития студентам навыков самостоятельной работы с использованием справоч­ной литературы необходимо уделить особое внимание аудиторному и домашнему решению задач, выполнению расчетно-графических работ, содержание которых должно соответство­вать специализации студентов, а также практическим занятиям с максимально возможной степенью их индивидуализации.

Рекомендуется создание учебных пособий, позволяющих с минимальной помощью преподавателя усваивать методу выполнения расчетно-графических работ при самостоя­тельной работе студентов.

Изучение теоретического материала необходимо проводить в последовательности, ука­занной программой. При этом студент должен учитывать, что последовательность изложе­ния разделов и тем дисциплины тесно связана между собой, что, не усвоив материал оче­редного раздела и темы, нельзя переходить к изучению последующих разделов и тем. Для лучшего усвоения изучаемого материала рекомендуется выполнять следующие указания:

- ознакомиться по программе с основными вопросами темы, внимательно прочитать ме­тодические указания к данной теме;

- по учебникам подобрать материал темы. Сначала надо внимательно прочитать и понять содержание текста. Затем, вторично читая, необходимо составить конспект, записывая в него основные понятия и определения, назначение и особенности конструкции обору­дования, назначение и сущность процессов. При составлении конспекта предлагается приводить эскизы оборудования, чертить и описывать технологические схемы, записы­вать ответы на отдельные вопросы для самопроверки.

- рекомендуется оставлять поля для записи дополнительных сведений по данному вопро­су полученных при чтении дополнительной и периодической литературы.

Если в процессе изучения дисциплины возникнут неясности, разобраться в которых своими силами трудно, следует обратиться в техникум за письменной или устной консуль­тацией.

После того как материал программы усвоен, можно приступать к выполнению кон­трольной работы. Контрольную работу можно выполнять и постепенно, отвечая на вопро­сы после изучения соответствующего материала.

Предусматривается выполнение одной контрольной работы по дисциплине.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, ресурсосберегающие технологии при проектировании, сооружении и эксплуатации трубопрово­дов и нефтебаз; методы и средства сокращения потерь газа, нефти и нефтепро­дуктов;

уметь: осуществлять основные мероприятия, связанные с ресурсосбережением; определять рациональные режимы эксплуатации основного техноло­гического оборудования; оценивать работу очистных сооружений; пользовать­ся нормативно-справочной литературой и технической документацией.

Примерная программа дисциплины Ресурсосберегающие технологии рассчитана на 34 часов, в том числе 8 часов - практические занятия. Для проверки знаний студентов предусмотрена аттестация в виде зачета.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения  
  всего практические занятия  
Введение  
Раздел 1. РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ      
Тема 1.1 Ресурсосберегающие технологии при сооружении объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов      
Тема 1.2Сокращение потерь газа, нефти и нефтепродуктов при трубопроводном транспорте    
Тема 1.3Сокращение потерь газа, нефти и нефтепродуктов при хранении и распределении    
Тема 1.4Пути сокращения расхода электроэнергии при транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов    
Тема 1.5Использование вторичных энергоресурсов  
Раздел 2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ      
Тема 2.1Оценка воздействия объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов на окружающую среду      
Тема 2.2Защита атмосферы, литосферы, гидросферы и недр при сооружении объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов      
Тема 2.3Защита атмосферы, литосферы, гидросферы при эксплуатации объектов транспорта, хранения и распределения газа, нефти и нефтепродуктов        
Тема 2.4Защита атмосферы, литосферы и гидросферы при аварийных ситуациях    
Всего по дисциплине
         
  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Роль дисциплины Ресурсосберегающие технологии в подготовке техника, ее цели, задачи, краткое содержаниеи связь с другими дисциплинами.

Методические указания

Успешное изучение предмета можно осуществлять после того, как студентом освоены такие дисциплины как «Основы нефтяной и газовой про­мышленности», «Газотурбинные установки», «Эксплуатация и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Эксплуатация и ремонт оборудования перекачивающих и компрессорных станций».

Важную роль играет основательная подготовка по черчению, мате­матике, технической механике, материаловедению, сварочному производ­ству.

В результате изучения дисциплины студент должен изучить:

сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, ресурсосберегающие технологии при проек-

тировании, сооружении и эксплуатации трубопрово­дов и нефтебаз; методы и средства сокращения потерь газа, нефти и нефтепро­дуктов; основные мероприятия; рациональные режимы эксплуатации основного техноло­гического оборудования; работу очистных сооружений.

РАЗДЕЛ 1 РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Наши рекомендации